Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
4 августа 2006 (141)
Лидия МЕЛЬНИЦКАЯ.

Спасенные от тысячи смертей

С предложением поставить в Архангельске памятник тюленю выступила еще в начале 80-х на страницах "Правды Севера" известный в нашем городе врач и общественный деятель Надежда Ивановна Батыгина. И я не против того, чтобы в Архангельске поставили памятник спасителю от голода.

Да и как я могу быть против?! Весь учебный 1943-1944 год жила в Архангельске вдвоем с бабушкой. Родители, конечно, посылали нам деньги (бабушка как жена "врага народа" уже несколько лет не получала от государства ни копейки). Но буханка хлеба на рынке стоила в то время, помнится, рублей двести. Нормы продуктов по детской и иждивенческой карточкам - самые скудные.

Спасением пришла возможность недорого покупать на рынке то бутылку тюленьего жира темно-вишневого цвета, то тюленьего сала, желеобразного, обсыпанного крупной солью, то тюленьего мяса. Все это припахивало рыбой, но вкуса и сытости - незабвенных! А главное, пользы. Но, насколько мне помнится, тюленина появилась в Архангельске не раньше 1943 года. (До этого, видимо, она спасала от голода поморские деревни и села, где жители испокон веков занимались зверобойным промыслом). Впечатления, подробности военного детства в моей памяти - на всю оставшуюся жизнь. С 22 июня 41-го и до конца мучительной голодной зимы 42-43-го они связаны с Архангельском; с сентября 43-го до августа 44-го - тоже.

Правда, летом 1942 года нас, детей, отправили в пионерские лагеря вверх по Двине, подальше от города. Вера Николаевна Румянцева в своей книге "Я вас люблю..." вспоминает: "...до первого снега, пока Архангельск сильно бомбили, нас не вывозили из Нижней Паленьги". Нам же с трудом удалось выбраться из деревни Топса, с пристани Троица в сентябре, пароходом с мешками картошки. Перешли площадь от пристани - и наша "Розочка" встретила еще дымящимися пепелищами на месте деревянных домов, слева, напротив 19-й школы. Наш дом, тоже деревянный, трехэтажный, к счастью, уцелел - и в нем еще предстояло многое пережить...

Сестренка, ей нет и четырех, после недавней тяжелейшей дизентерии хвастается в кухне: "Смотри, а я могу соль есть!" - и кладет в рот крупинку соли. Больше пока ничего нет, а есть хочется постоянно.

Задолго до встречи Нового, 1943-го, достаем елочные украшения: ура! - леденцовые палочки в ярком целлофане, золоченые грецкие орехи, ядра внутри совсем прогоркли, но все равно подбираем до крошечки... А к середине марта бабушка, возвратясь из обычной утренней очереди за хлебом, сказала горестно: "Ну вот тебе "подарочек" ко дню рождения - еще урезали пайку, до 125 грамм..."

В 1992 году молодежная газета "Северный комсомолец" опубликовала обстоятельное журналистское расследование Алексея Сухановского "Год 42-й. Архангельск. Голод..." В конце короткого предисловия: "Нет на северной земле ни одного знака, ни одного обелиска в память не переживших беспощадную весну сорок второго года..." Да, нет у нас своей Пискаревки. Но нет и никакого знака памяти о тех людях, которым удалось спасти от голодной смерти нас, детей, опаленных войной. Разве только правдивый фильм "Летняя поездка к морю" - об архангельских подростках, что лето 42-го провели на скалах у студеного моря, рядом с линией фронта: заготавливали мясо и яйца полярных птиц для детей и раненых в госпиталях. (Режиссер С. Аранович, сценарист Ю. Клепиков, "Ленфильм", 1980 год).

С начала 42-го в школе на большой перемене нас кормили завтраками: кружка горячего чая, полшанежки и чайная ложка сахарного песка. И в обязательном порядке поили горьковатым напитком из хвои и молодых побегов сосны - спасали от цинги и авитаминоза... Спустя много лет я узнала, что в создании и изготовлении этого хвойного экстракта, а потом и клюквенного, принимал деятельное участие отец нашего коллеги Бориса Казанцева. Химик-технолог Виктор Орестович Казанцев (кстати, до войны работавший вместе с Ксенией Петровной Гемп в водорослевом НИИ) был в то время главным инженером "Облпищепрома".

А тюленю пришлось еще раз спасать нас от голода. Уже дождались, наконец, выстрадали Победу, уже и продовольственные карточки отменили... Но скоропалительная денежная реформа 47-го разом отняла у людей последнее, и многим в Архангельске снова пришлось пережить тяжелые времена...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя