Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
5 августа 2006 (142)
Олег УГРЮМОВ.

На дальней станции

Ветеран-железнодорожник считает, что станции Урдома высокое начальство уделяет мало внимания.

Лет пятьдесят назад планировалось на базе Урдомы создать крупный железнодорожный узел. Уже и депо паровозное поставили, и кадры обучали. А потом кто-то из высокого руководства на карту глянул: негоже узел на самом краю области создавать, да к тому же от города Котласа далеко, то ли дело станция Сольвычегодск...

Депо в Урдоме вскоре закрыли, тем не менее станция - одна из самых больших в Сольвычегодском отделении железной дороги. Ждет ее и своеобразный юбилей: 65 лет назад, в самом начале войны, в ноябре 1941 года прошел по этой дороге, тогда была однопутка, первый состав. Очевидцы вспоминали, что паровоз был украшен горящими электрическими лампочками (в числе следовавших за ним нескольких теплушек была передвижная электростанция). А вдоль дороги были выстроены под дулами винтовок строители пути, кто остался жив за годы строительства, - узники северных лагерей. Первому составу на рельсах радовались безмерно и те, кто возводил гигантские песчаные насыпи среди болот, кто прокладывал по ним рельсы, и те, кто охранял их.

Вряд ли сейчас отыщется в Урдоме человек, который не знал бы Анатолия Павловича Якимова. Пятнадцать лет был он начальником станции. А впервые работать на железную дорогу пришел в 1952 году... Вот его рассказ.

- Родился я на Цылибе, была такая деревня на берегу Вычегды за Суходолом, от нее сейчас ничего не осталось, кроме большой каменной церкви. После окончания семи классов попытался поступить учиться на помощника машиниста в Микуньское железнодорожное ремесленное училище.

Железная дорога по тем временам была передовой, там стабильные заработки были. Тогда же в колхозах ни одеть, ни обуть ничего не было, а там и форму давали, и сапоги, и спецодежду, и валенки. И потому наплыв был: надо принять 150 человек, а нас приехало раза в три больше. Комиссия меня забраковала по какой-то хвори.

А железная дорога здесь была только что построена. Старший брат Николай в сорок третьем году сюда пришел, они первое время работали еще вместе с заключенными. Устроился у него временно: на ремонте пути, зимой на уборке снега.

Когда я на пути работал, крушение поезда было. Первое и последнее на моей памяти, и дай бог их не видеть. Было это осенью 1952 года: поезд с лесом и углем сошел с рельсов. Не помню, сколько было вагонов, но хорошо их там раскидало. Два восстановительных поезда работали. На них танкетки были: обыкновенные танки, только башни сняты. Растаскивали по сторонам завалы, только трещало все. А мы потом путь рихтовали да участок этот ремонтировали.

После службы в армии, в пограничных войсках, снова сюда приехал. Был сцепщиком вагонов, составителем. Курсы окончил - дежурным по станции работал несколько лет, помощником начальника станции, а последние пятнадцать лет - начальником.

* * *

О многом поведал ветеран - как-никак вся жизнь отдана одному делу, ставшему главным в жизни. О нелегком ручном труде, шутка ли - одних стрелочников было на станции 35 человек! ("Смена была по двенадцать часов, каждые полчаса - поезд. Я до сих пор работаю во сне, чуть не каждую ночь снится, что не такой сигнал открыл, что-то не так сделал...") О том, как бегали смотреть на первый тепловоз, как переходили на тепловозную тягу, как внедряли автоматику, строили новое станционное здание, вокзал. Как обновлялось, расширялось и совершенствовалось путевое хозяйство. И о том, как жили все эти нелегкие годы...

- На жилье для железнодорожников у нас всегда мало обращали внимания. Как поставили дома во время строительства железной дороги - так они и остались. Двухэтажные "деревяшки" с туалетами на улице - ну абсолютно никакого благоустройства.

Железная дорога вовсе не бедная, а вот бросила нас на произвол судьбы. Сольвычегодск и Котлас отстраиваются, там железнодорожники хорошие квартиры получают. А у нас с тех пор почти ни одного дома и не поставили.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя