Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
9 августа 2006 (144)
Дина ТЮПЫШЕВА.

Михаил Куроптев: АПАП-1 как будущее архангельского автобуса!

Спасти для Архангельска свой автобус сейчас - задача не из легких: вытащить АПАП-1 из омута долгов, сохранить коллектив, обновить парк и сделать предприятие лидером (!) на городском рынке общественного транспорта... Все, что еще в начале этого года казалось маловероятным, нашло отражение в уже действующем плане выхода из кризиса, составленном и воплощаемом в жизнь внешним управляющим АПАП-1 Михаилом Куроптевым.

Зачастую в качестве внешних управляющих для обанкротившихся предприятий области кредиторы предлагают менеджеров из малоизвестных на Севере московских или питерских фирм. Видеть "за рулем" архангельского автобуса нашего человека, согласитесь, гораздо приятнее. Михаил Куроптев имеет высшее техническое образование: закончил АЛТИ (АГТУ) - вуз, давно стяжавший славу универсальной школы управленцев. Вторая школа была не менее основательной и серьезной: Михаил Юрьевич - офицер запаса ФСБ.

С 1993 года работает в компаниях и организациях, в том числе инвестиционных, специализирующихся на сотрудничестве с предприятиями лесопромышленного комплекса. Участвовал, к примеру, в крупных проектах "Виксламбера", "Собинбанка" (Москва). Имеет и опыт ведения собственного бизнеса. В статусе арбитражного управляющего является членом Союза менеджеров и кризисных управляющих - некоммерческого партнерства федерального уровня.

В начале февраля 2006 года, по решению собрания кредиторов АПАП-1, Михаил Куроптев был приглашен внешним управляющим на это предприятие, к тому времени признанное разорившемся. "Наследство" прежнего руководства поначалу особого оптимизма не внушало. Долг по заработной плате превысил 9 миллионов рублей, кредиторская задолженность - 236 миллионов. Как оказалось, целый ряд договоров АПАП-1 (на аренду подвижного состава, о сдаче имущества в аренду и другие) был заключен на крайне невыгодных условиях.

- Да, первое, что потребовалось сделать, - это провести тщательный финансовый анализ работы предприятия, определить "узкие места", - рассказывает Михаил Юрьевич.

Разработать стратегию сохранения и развития АПАП-1 помог опыт руководства предприятиями в ситуации кризиса. Предложенный Куроптевым 18-месячный план внешнего управления был полностью одобрен основным кредитором АПАП-1 - федеральной налоговой службой, мэрией города, областной администрацией.

В этом плане учтены и очевидные даже со стороны проблемы ("неподъемная" кредиторская задолженность, износ парка, потеря доли на рынке городского общественного транспорта), и более глубокие: неэффективное использование собственности, вспомогательного ремонтного производства, раздутый штат администрации, упущения финансовой политики прежнего руководства.

Предприятие теряло до 20 миллионов рублей в год только из-за "игнорирования" налоговых льгот на пассажирские перевозки!

- Предназначение этого плана - в максимально сжатые сроки вывести АПАП-1 из кризиса, - поясняет Куроптев. - На базе предприятия будет создано десять самостоятельных дочерних акционерных обществ (ОАО). Одно из них станет головным, чтобы не возникло предпосылок для управленческих конфликтов: есть конкретный директор, есть единое юридическое лицо.

В чем плюсы такой реорганизации? Во-первых, АПАП-1 освободится от давления кредиторской задолженности. Во-вторых, у каждого из дочерних ОАО будет не более 20 единиц подвижного состава (сейчас в парке 180 автобусов), что снизит налоговую нагрузку.

- Кроме того, - добавляет Михаил Юрьевич, - необходимо уменьшить не в меру разросшийся штат самой "конторы". Водителей, кондукторов, механиков в гаражах это сокращение ни в коем случае не коснется. Наоборот, на эти, как говорят, рядовые, должности мы планируем дополнительный набор. План внешнего управления совет кредиторов АПАП-1 принял 6 июня, но по некоторым аспектам к его исполнению мы приступили даже пораньше, не дожидаясь замещения активов.

На заемные средства (28 миллионов рублей) для предприятия уже закупаются новенькие ПАЗы: проблема обновления парка не терпит отлагательства. Не очень здорово, когда пассажиры поговаривают, что "АПАПовский" автобус с каждым винтиком слышно издалека..." В ходе реорганизации модернизированные ПАЗы по договору будут переданы ОАО. А в будущем на маршрутах в центре Архангельска появятся и новые большие автобусы.

- Для всех, кто знает городской рынок общественного транспорта изнутри, наверное, не секрет, что существует он спонтанно, если не сказать хаотически, - продолжает Михаил Куроптев. - Затраты перевозчиков "повышает" само географическое положение Архангельска, его растянутость: протяженность многих маршрутов велика, а сменяемость пассажиров низкая. Порядка 30 процентов рынка занято нелегальными перевозчиками, крупных законных всего 6-7. Вот такая ситуация, одна из самых грустных в России... И при этом у нас самые низкие цены на проезд в общественном транспорте на Северо-Западе страны.

- Если привести в порядок транспортную сеть, то не так сложно будет рассчитать оптимальные графики движения, чтобы обеспечивать и удобство пассажирам, и доходность перевозчикам, - уверен Михаил Юрьевич. - Сейчас в Архангельске типы автобусов не соответствуют характеру маршрутов. В центре снуют тучи ПАЗиков, а на окраины уходят полупустые "Икарусы". При условии нормальной консолидации бизнеса в будущем возможна и общая финансовая схема, включающая, к примеру, и единый проездной билет.

Удастся ли прийти к согласию армии перевозчиков и городским властям - покажет время, но при любом сценарии развития событий, не сомневается Куроптев, АПАП-1 вернет себе доминирующее положение на рынке. Вряд ли кто-нибудь еще из его участников сможет содержать в парке достаточное количество больших автобусов, а главное - нести столь масштабную социальную нагрузку.

Социальные талоны и проездные, невыгодные с экономической точки зрения рейсы по городским закоулкам, - от всего этого, перевоплотившись из муниципального в частное, предприятие отказываться не собирается. Главный его нынешний кредитор, федеральная налоговая служба, работает, прежде всего, на общественный интерес, а вовсе не на "выбивание" из должника денег.

- Вместе мы выбрали путь, альтернативы которому, по сути, нет, - резюмирует Михаил Юрьевич. - Другие варианты - это распродажа имущества за долги, массовое увольнение работников и... конец архангельского автобуса. Мы делаем ставку на реорганизацию как на единственный способ сохранить предприятие и подготовить базу для его развития. Разговоры о том, что АПАП-1 "уходит с молотка", я не могу назвать иначе, как истерикой. Продается не имущество, а БИЗНЕС - одним лотом. Того, кому нужны, скажем, только автобусы или здания, такое предложение просто не заинтересует: цена лота выше стоимости активов, из которых он состоит! Это будет крупная компания, которая привлечет соответствующие вложения.

Между тем задолженность по зарплате на предприятии уже ликвидирована. Закуплено 40 новых автобусов, заказано еще двадцать. Новый виток жизни архангельского автобуса еще только начинается...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя