Правда Севера
1 сентября 2006 (159)
Петр НИКОЛАЕВ.
Александр ДОНСКОЙ, мэр Архангельска: Мы готовы к сотрудничеству с "Архэнерго"
Энергетики готовы вкладывать серьезные средства в развитие энергетической
инфраструктуры. В целом по России инвестиции в эту отрасль с 2006-го по 2010 год
оцениваются в 2,1 трлн рублей. Этот новый этап реформирования энергетики
менеджеры РАО "ЕЭС России" называют "инвестиционным". А независимые эксперты
сравнивают его со вторым планом ГОЭЛРО. Понятно, что воплощение проекта такого
масштаба невозможно без четкого взаимодействия между региональными
энергосистемами и органами власти на местах. Примечательно в этом смысле, что
первой эту простую мысль продекларировала именно власть. В частности, 7 августа
2006 года губернатор Архангельской области Николай Киселев получил письмо за
подписью полномочного представителя президента РФ в СЗФО Ильи Клебанова.
"Энергетика является инфраструктурной отраслью, поэтому очень важно
ориентировать ее перспективное развитие на потребности регионов с учетом их
планов долгосрочного развития", - говорилось в письме. Сегодня о перспективном
сотрудничестве представительной власти и энергетиков мы беседуем с мэром
Архангельска Александром ДОНСКИМ.
- Александр Викторович, 2 июня 2006 г. на совещании у президента России и 7 июня
на заседании правительства РФ были одобрены инициативы РАО "ЕЭС России" и
Минпромэнерго по дальнейшему реформированию энергетической отрасли страны.
Руководство РАО считает этот факт важнейшим явлением реформы энергетики,
сравнимым с принятием плана ГОЭЛРО. Как вы оцениваете происходящие события?
- В целом инициативы РАО "ЕЭС России" и Минпромэнерго по дальнейшему
реформированию энергетической отрасли страны я оцениваю положительно. Важнейшая
задача - повысить надежность функционирования электрического хозяйства и
доступность услуг по электроснабжению. Мэрия Архангельска понимает всю важность
происходящего и готова сотрудничать с энергетиками. Архангельск развивается как
крупный административный и промышленный центр, и без надежной энергетики нам
вперед не двинуться. Между нами всегда были и остаются непростыми отношения, но
все стороны хорошо понимают, что мы обречены на взаимодействие и потому сегодня
вступаем в новый, серьезнейший этап дальнейшего сотрудничества.
- Согласны ли вы, что потребитель электроэнергии должен получать качественную
услугу по экономически обоснованной цене и при минимальном количестве
посредников?
- Я как глава муниципального образования и как потребитель электроэнергии
понимаю, что выстроена интегрированная система формирования тарифов на
федеральном уровне. И в этой ситуации наметившаяся тенденция к снижению
количества посредников в неконкурентном сегменте энергорынка - безусловно,
положительный факт. Другими словами, я - за укрупнение вертикали управления
энергетическим хозяйством на территории муниципальных образований. Однако,
разумеется, при этом следует учитывать специфику каждого региона.
В Архангельске и Архангельской области оптовый рынок электроэнергии должен быть
максимально доступен. В генерирующий сегмент рынка должна прийти деловая
конкуренция. Сегодня база выработки электроэнергии очень дорога, и бороться с
этим необходимо рыночными конкурентными реформами. Для меня важно, чтобы во всей
этой работе учитывался интерес рядового жителя города, который не слишком богат
и на котором и так висит тяжкое бремя многочисленных коммунальных и иных
платежей за различные виды услуг. Нельзя забывать и то, что цены на эти услуги
растут вместе с инфляцией в стране.
- Раз уж вы сами заговорили про государственное регулирование, позвольте узнать
ваше мнение по поводу экономической обоснованности существования естественной
монополии в электросетевом сегменте энергорынка. Знаете ли вы о намерении
президента и правительства РФ увеличить долю государства в активах сетевых
компаний?
- Мы же видим специфику развития энергетики страны, определяемую государством. И
потому существование естественной монополии в электросетевом комплексе является
логичным. Как государственник я одобряю инициативу высшего руководства страны по
увеличению доли государства в активах сетевых компаний и широкомасштабные
государственные вложения в эту важнейшую отрасль экономики. Как мэр конкретного
города с его совершенно конкретными жителями важнейшим результатом этой
деятельности я вижу, прежде всего, заботу государства о развитии экономики,
рынка труда, развитии сферы социальных услуг. В конечном счете наша общая с
энергетиками задача - рост благосостояния людей.
- Как вы оцениваете текущее состояние муниципальных электрических сетей в
Архангельске?
- Как критическое. Здесь не может быть другой оценки, и она не нова.
Продолжается ветшание инженерных сетей города, в том числе и электросетевого
хозяйства. Из 711 км муниципальных электрических сетей более 20% требуют замены
и реконструкции. Разработанный в 1991 году проект перспективного развития схемы
электроснабжения города устарел и требует масштабного пересмотра с учетом
изменения электрических нагрузок в районах. Для радикального улучшения ситуации
требуются многомиллионные инвестиции. Но и власти, и энергетики понимают, что
вытащить коммунальную энергетику из кризиса только за счет тарифов на услуги
электроснабжающих организаций невозможно. Необходимо включаться в долгосрочные
федеральные целевые программы. Мэрия ведет работу в этом направлении. Но одним
из важнейших шагов на пути восстановления муниципальных электросетей, не
требующим к тому же финансовых вливаний, является укрепление вертикали
управления этими сетями. Так что как хозяйственник к перспективе передачи
муниципальных электрических сетей одному хозяину я отношусь положительно. Лишь
бы это был рачительный хозяин.
- Александр Викторович, известно ли коммунальным службам города, что рост
электрической нагрузки на территории Архангельской области и в областном центре,
в частности, прошедшей зимой превысил на 100 МВт уровень прошлых лет, и что
потенциал пропускной способности городских электросетей в связи с растущими
нагрузками близок к критическому?
- Мы внимательно отслеживаем ситуацию с энергопотреблением на уровне города -
хотя бы потому, что это имеет прямое отношение к тарифной политике. Рост
электропотребления - закономерный процесс, определяющий уровень развития
региона. И в этом смысле увеличивающиеся нагрузки на электрическую сеть - есть
факт, безусловно, позитивный, свидетельствующий о развивающейся экономической
инфраструктуре города и благосостоянии населения.
С другой стороны, мы также отчетливо понимаем, что при серьезных мощностях трех
архангельских ТЭЦ пропускная способность электросетевого комплекса весьма
ограничена и нуждается в срочном усилении. Мэрия располагает сведениями о том, в
каких микрорайонах необходима реконструкция электрических сетей. "Архэнерго" в
ходе нового, инвестиционного этапа реформирования энергетики планирует
значительно улучшить ситуацию до конца 2010 года.
- Тогда резонным будет следующий вопрос. На июльском совещании при заместителе
полномочного представителя президента РФ в СЗФО Любови Совершаевой представители
исполнительной власти и энергетики договорились о необходимости создания
перспективных планов развития энергетического хозяйства на территории каждого
субъекта и в каждом муниципальном образовании.
- Да, конечно, мы в курсе о совещании в полпредстве и его итогах. В 2005 году
при столь стремительном росте экономики страны острая необходимость в масштабных
инвестициях в отрасль стала очевидна всем. И очень своевременно и правильно, что
органы власти на самом высшем уровне начали предпринимать конкретные шаги к
выработке общей стратегии, долгосрочного экономического и инфраструктурного
планирования - вместе с энергетиками. Мэрия города готова к сотрудничеству с ОАО
"Архэнерго" в части разработки и реализации плана развития электросетевого
хозяйства города, повышения надежности работы электросистем. У меня нет
сомнений, что мы вместе в самое ближайшее время разработаем и утвердим
оптимальный для всех сторон конкретный перечень мер и начнем его реализовывать.
|