Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
1 сентября 2006 (159)
Александр ВИСЛЫХ.

Союзные конвои в северных морях

Ленд-лиз в переводе с американского - заем и аренда. Это форма военной помощи США союзникам по антигитлеровской коалиции - безвалютный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на много лет.

Значение оказанной помощи по ленд-лизу в течение Великой Отечественной войны и в послевоенный период замалчивалось. Лишь подчеркивалось, что эти поставки составили не более 8-10 процентов в составе общего объема валового продукта за годы войны, а стоимость их окупилась пролитой кровью советских солдат. А между тем ввезенные по ленд-лизу оружие, боеприпасы, продовольствие и другое военное имущество сыграло весьма важную роль в коренном переломе в войне. Известно по этому поводу высказывание А. Микояна: "Осенью 1941 года мы потеряли все, и если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как бы обернулось дело".

Поставки грузов на условиях ленд-лиза начались с 31 августа 1941 года, когда в Архангельск прибыл пробный конвой "Дервиш" в составе 7 транспортов и 11 кораблей охранения. Одним из наиболее важных разделов по ленд-лизу было транспортное обеспечение. Согласно соглашению СССР был обязан выполнить все перевозки за свой счет и своим транспортом. Но морской флот страны мог обеспечить только пятую часть всех объемов. И после согласований США предоставили Советскому Союзу свои 182 транспортных судна (старые после специального ремонта и новые типа либерти). Это позволило вместе с флотом ММФ обеспечить 50 процентов перевозок, остальной флот был зафрахтован в США, Великобритании, Норвегии и в других странах.

Как известно, Северный флот был малочисленным и не имел опыта морских операций, поэтому для морских перевозок огромное значение имела поставка союзниками военных кораблей различных классов, в том числе линкора и крейсера. В результате, несмотря на большие потери, Северный флот смог обеспечить охрану конвоев в своем секторе, а к концу войны увеличился вдвое. Кстати, за годы войны союзники поставили в СССР 488 боевых и вспомогательных кораблей.

Не менее важным в организации перевозок было обеспечение охраны караванов судов, следующих из США через Англию и Исландию в северные порты - Архангельск и Мурманск. Суда формировались в конвои от 10 до 50 транспортов. Охрану обеспечивали военно-морские силы США и Великобритании, а от 20-го меридиана - Северный флот.

Всего за годы войны в северные порты был направлен 41 конвой (811 транспортов), а в обратном направлении - 35 конвоев (715 транспортов). Суда союзников совершили более полутора тысяч рейсов, в том числе американцы 868 рейсов, англичане - 554. Погибли 93 транспорта, 17 боевых кораблей, около пяти тысяч человек. В перевозках по северному маршруту, включая арктические и прибрежные конвои, участвовали 80 советских судов, из них 38 были потоплены.

Существуют различные мнения о значении ленд-лиза. Так, У. Черчилль назвал его "самым бескорыстным актом в истории всех стран". В послании Сталина Трумэну от 11 июня 1945 года отмечено: "Соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе оставляли в СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага - гитлеровской Германии".

Александр ВИСЛЫХ.

Капитан дальнего плавания. Участник северных конвоев.

г. Москва.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя