Пресса Архангельской области
 
123614777 123614777 123614777 -->


Правда Севера
14 сентября 2006 (166)
Ольга Репина. Кандидат технических наук.

Нам нужен чистый воздух

В последнее время в связи с ухудшением экологической обстановки в нашем регионе на страницах газет все чаще стали появляться критические заметки и статьи, в которых Архангельскую ТЭЦ нередко называют одним из основных загрязнителей окружающей среды в регионе. СМИ, возможно, сами того не подозревая, формируют в обществе мнение, что образующиеся в процессе производственной деятельности ТЭЦ сточные воды, выбросы в атмосферу, отходы производства наносят максимальный вред здоровью человека. Причем отдельные журналисты утверждают, что с каждым годом ситуация ухудшается и близок экологический кризис. И в результате Архангельская ТЭЦ - одно из крупнейших предприятий города, социальную значимость которого трудно переоценить, - в глазах горожан уже априори становится виновником любого чрезвычайного происшествия.

Давайте попробуем проанализировать сложившуюся в нашем городе обстановку и ответить на два традиционных вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?"

Да, нельзя отрицать тот факт, что экологическая ситуация в Архангельске весьма далека от идеала, и все мы, так или иначе, являемся заложниками прогресса. Действительно, многие жители нашего города (особенно это заметно весной) жалуются на резкий посторонний запах, смог, ухудшение самочувствия. И авторы статей об экологическом неблагополучии Архангельска правы в одном - с этим нужно что-то делать.

Как известно, уровень антропогенной нагрузки в городе определяется совокупным негативным влиянием на окружающую среду всех объектов воздействия. Но сегодня, защищая природу, все привыкли следовать по упрощенному пути. Например, взяли да и навалились на директоров "вредных" предприятий - любой крупный завод за выбросы и сбросы экологически опасных веществ можно финансово наказать. Однако при экологической оценке обстановки в городе никак нельзя забывать, что в большей степени она определяется развитием автотранспорта. Доля отходов от вредных производств в крупных городах составляет в среднем лишь 20-30%, а остальные 70-80% приходятся на автомобилистов, а их-то как раз поймать за руку практически невозможно. Причем доля автотранспорта имеет тенденцию к постоянному увеличению в связи со значительным ростом числа автомашин у населения и намного опережает развитие транспортной инфраструктуры. В подтверждение тому - все чаще образующиеся огромные пробки на улицах нашего города в часы пик. Вред, наносимый выбросами транспорта здоровью людей, известен: отравления, болезни органов дыхания, неврологические и иммунные болезни, рак.

В большинстве крупных городов России уже проведены мониторинговые исследования, подтвердившие, что воздействие автотранспорта (так называемых передвижных источников загрязнения) является главным фактором загрязнения воздуха и существенно влияет на состояние окружающей среды, качество жизни и здоровье горожан. Это влияние неоднородно и сконцентрировано в местах массового пребывания людей с превышением предельно допустимых норм в десятки раз.

Общественность же нашего города на сегодняшний день практически не информирована о масштабах, истинных причинах, возможных последствиях и путях решения этой проблемы. Проводимые исследования не в состоянии в полном объеме оценить наносимый автотранспортом вред, а значит, и не принимаются достаточные меры по снижению его негативного воздействия. Решение этой проблемы не является приоритетным и не носит комплексного характера.

Для выявления уровня фактического загрязнения автотранспортом воздуха в городе необходима, в первую очередь, организация тотального контроля на улицах, в жилых кварталах и промышленных зонах. В качестве инструмента мониторинга должны быть использованы все аспекты воздействия на окружающую среду передвижными источниками: объем выбросов вредных веществ - концентрация их в воздухе - наносимый вред. И только на основании анализа полученных данных можно сделать достоверный вывод о доле негативного воздействия на окружающую природную среду каждого из предприятий Архангельска.

Что касается предприятий энергетической отрасли (так называемых стационарных источников загрязнения) - известно, что сжигание органического топлива для получения электрической энергии и тепла является одной из основ функционирования современного общества и экономики. Топливосжигающие установки расходуют большое количество органического топлива различных видов, преобразуя его в полезную энергию, но процесс сжигания ведет к поступлению загрязняющих веществ в воздух, воду и почву, причем выбросы в атмосферу считаются одной главных экологических проблем.

В России на сегодняшний день есть всего несколько станций, работающих на мазуте, в том числе и Архангельская ТЭЦ. Это топливо "непопулярно", потому что, во-первых, дорогое, а во-вторых, в последнее время его качество намного ухудшилось из-за более глубокого крекинга нефти. И руководство станции сегодня видит лишь один выход из создавшейся ситуации - перевод АТЭЦ на газ. Однако эта проблема может быть решена только на уровне администрации области. Уже неоднократно руководство АТЭЦ обращалось к властям с просьбой повернуться, наконец, лицом к проблемам станции, а значит, и к проблемам всего города, и помочь в решении этого вопроса. Но, как говорится, "а газ и ныне там", т.е. в Вельске, и до Архангельска "дойдет" лишь в 2009-2010 г. Показательный факт: в Москве в 1970 г. мазут составлял 50% от общего объема используемого топлива, сейчас - лишь 3%.

Сегодня уже практически каждый понимает, что экологические проблемы города можно решить лишь совместными усилиями предприятий-природопользователей и муниципальных властей. На наш взгляд, необходимо с принципиально новой точки зрения оценить экологическую ситуацию в Архангельске и разработать комплексную природоохранную программу, учитывающую все аспекты загрязнения воздуха как передвижными, так и стационарными источниками. Для реализации этой программы необходимо привлечь не только средства предприятий, но и средства, поступающие в бюджет области в виде экологических платежей.

Хочется верить, что буря негативных эмоций, искусственно спровоцированная вокруг Архангельской ТЭЦ, наконец, утихнет, и все наши силы будут обобщены и направлены в нужное русло - на защиту здоровья горожан и экологии города. Ведь нам всем действительно нужен чистый воздух в городе -нам здесь жить!



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя