Пресса Архангельской области
 
33229874 33229874 33229874 -->


Правда Севера
19 сентября 2006 (169)
Вадим РЫКУСОВ, Владимир ВАРАКИН.

Запах кулис

Трагикомический эпос Остапа Бендера

Аккурат за несколько часов до начала спектакля "Вечерний звон (Ужин у товарища Сталина)" разговорились с нашей юной коллегой в автобусе.

- Пойдешь сегодня на Юрского? - спрашиваем.

- А кто это? - смутилась недавняя выпускница вуза.

- Ну, Вика, ты вообще... - подивились мы. На ум пошли известные роли: - Остап Бендер в "Золотом теленке", Груздев в "Месте встречи"...

- А-а-а... - последовало мгновенное осенение красавицы. - Надо срочно папе сказать!

Если папа и попал на представление московского театра "Школа современной пьесы" в Малый зал Архангельского драматического, то вынужден был оба действия провести на ногах: билетов к вечеру уже точно не продавали.

Игра в двоемирие

Постановка произвела впечатление упавшего Тунгусского метеорита. Зритель всколыхнулся от фантасмагории на тему власти, сыгранной народным артистом. Представьте: Юрский, френч, трубка, кавказский акцент. Но без грима, без парика, без усов. То ли отец народов, то ли его двойник. Герой забивает гвоздь в стену, рядом суетятся два военных молодца. Вдруг на даче появляется певица Большого театра Надежда Блаженная, чтобы исполнить оду "народного акына Джамбула Джабаева". Сталин и Блаженная пьют вино, общаются, Хозяин философствует о жизни-смерти, религии-атеизме, о судьбе России и задачах художника. Сквозь ударный комизм реплик и ситуаций проглядывали вечные наши проблемы. Это первый акт.

Во втором - привычный Иосиф Виссарионович с растительностью на голове и лице. Жесткий, уставший и выясняющий, кто забил гвоздь. Блаженной удается спеть "Вечерний звон". Вскоре ее бранят и выгоняют. А вождь с ординарцами выдают свою версию песни, но с грузинским колоритом. Зловещую атмосферу обостряют звуки набата, доносящиеся откуда-то извне. Хозяин нервничает, просит найти и обезвредить колокол. Оба Сталина выражают желание узнать, что с теми, кто "ТАМ", указуя перстом ввысь. Офицеры связываются с мамой отца народов по телефону. Абсурд? Магический реализм?

Освобождение от лакейства

Реалистическую историю, основанную на биографических фактах, сочинил старый молдавский драматург Ион Друцэ. На пресс-конференции в минувшую субботу Юрский говорил о том, что играл Сталина 30-х годов, строившего суррогатный мир по формуле "самодержавие-православие-народность", и Сталина послевоенного, "в той же степени подчиненного сталинизму, как и те, кто им подавлен". "Самообожествление крайне опасно для личности", - Сергей Юрьевич, похоже, сформулировал главную идею произведения.

- Здесь нет хамства, - объяснял настоятель Заостровского прихода Иоанн Привалов (он дружен с народным артистом и в четвертый раз за последнюю пятилетку привозит его к нам). - Этот спектакль, наоборот, предлагает освободиться от хамства, цинизма по отношению к вождям российской истории.

Режиссерствующий актер выразил солидарность с мнением отца Иоанна. Рассуждая о нынешней точке зрения россиян на былых правителей, заметил:

- Лакейское отношение к прошлому радости не вызывает. Вот был барин - кланялись, ушел - поносим. А барин тоже человек...

Пресыщенная столичная публика, по его словам, постановку принимает с меньшим энтузиазмом по сравнению с архангельской и северодвинской. С поморским залом было "радостно общаться".

- Москва - город, который сильно опустился среди бесконечного количества казино, шоу, презентаций, - посетовал Юрский. - Там это носит характер непрекращающегося карнавала, бума. Ночная жизнь уже подавила дневную... Ужин у Сталина. Еду дают? Ах, не дают. Что за ужин без еды! А музыки много? Какая? - Оперные арии. - У-у-у... Ну ладно, ладно...

За и против телевидения

Еще летом Сергей Юрьевич, по его словам, собирался приостановить театральную деятельность ради литературной. Но не решился. И вот свой 50-й творческий сезон открыл на берегах Двины. Конечно, поступают предложения сыграть в кино, особенно в телесериалах. Артист отказывается, считая, что "мыло" губительно для лицедея. Хотя кое-какие сериалы, вроде "Тайн следствия", поглядывает, и даже его дочь снимается в одном НТВ-проекте, который появится на экранах в сентябре.

Сам он готовит для телевидения документальный фильм "Один. Девять. Пять. Шесть" о 12 сериях. Лента посвящена политическим событиям в СССР и братских странах 1956 года. Это рубеж в истории советской империи: 34 года с момента создания Союза и 34 до его развала. С помощью неигрового исследования автор надеется избавить себя и своих современников от духовной слепоглухоты, наблюдавшейся в символическом 56-м. Да и тем, чья юность пришлась на поздние эпохи, польза пребудет.

Время Корейко

Естественно, на пресс-конференции не обошлось без вопросов об Остапе Бендере. Сам Юрский как-то сказал про себя, что он лучший кино-Бендер, хотя и разделяет комбинаторов "Золотого теленка" и "12 стульев".

- Бендер - одно из самых замечательных созданий нашей литературы. Он стоит в том же ряду, где Швейк. И там, где вечные персонажи - Дон Жуан, Дон Кихот. Только те всемирные, а Остап - очень наш. Что со мной многие связали этот образ - это для меня очень лестно и радостно. Заметьте, что иностранцы не клюют на него.

"Мастер и Маргарита" - международное произведение, а "12 стульев" и особенно "Золотой теленок" - это наше, местное. Это, может быть, некоторая узость. Но какая же это узость, когда нас миллионов 250 со всей диаспорой.

Чтобы я был похож на Бендера по характеру - да нет, как и на Сталина не похож. Но где-то там, в подсознании, все они во мне, видимо, живут. И уживаются. Меня спрашивают, как бы жил ваш Бендер сейчас, во время свободного рынка. Я отвечаю: "Он бы не выжил, он бы умер просто. Потому что это не его время, это время Корейко".



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя