|
Правда Севера
19 сентября 2006 (169)
Вадим РЫКУСОВ, Владимир ВАРАКИН.
Запах кулис
Трагикомический эпос Остапа Бендера
Аккурат за несколько часов до начала спектакля "Вечерний звон (Ужин у товарища
Сталина)" разговорились с нашей юной коллегой в автобусе.
- Пойдешь сегодня на Юрского? - спрашиваем.
- А кто это? - смутилась недавняя выпускница вуза.
- Ну, Вика, ты вообще... - подивились мы. На ум пошли известные роли: - Остап
Бендер в "Золотом теленке", Груздев в "Месте встречи"...
- А-а-а... - последовало мгновенное осенение красавицы. - Надо срочно папе
сказать!
Если папа и попал на представление московского театра "Школа современной пьесы"
в Малый зал Архангельского драматического, то вынужден был оба действия провести
на ногах: билетов к вечеру уже точно не продавали.
Игра в двоемирие
Постановка произвела впечатление упавшего Тунгусского метеорита. Зритель
всколыхнулся от фантасмагории на тему власти, сыгранной народным артистом.
Представьте: Юрский, френч, трубка, кавказский акцент. Но без грима, без парика,
без усов. То ли отец народов, то ли его двойник. Герой забивает гвоздь в стену,
рядом суетятся два военных молодца. Вдруг на даче появляется певица Большого
театра Надежда Блаженная, чтобы исполнить оду "народного акына Джамбула
Джабаева". Сталин и Блаженная пьют вино, общаются, Хозяин философствует о
жизни-смерти, религии-атеизме, о судьбе России и задачах художника. Сквозь
ударный комизм реплик и ситуаций проглядывали вечные наши проблемы. Это первый
акт.
Во втором - привычный Иосиф Виссарионович с растительностью на голове и лице.
Жесткий, уставший и выясняющий, кто забил гвоздь. Блаженной удается спеть
"Вечерний звон". Вскоре ее бранят и выгоняют. А вождь с ординарцами выдают свою
версию песни, но с грузинским колоритом. Зловещую атмосферу обостряют звуки
набата, доносящиеся откуда-то извне. Хозяин нервничает, просит найти и
обезвредить колокол. Оба Сталина выражают желание узнать, что с теми, кто "ТАМ",
указуя перстом ввысь. Офицеры связываются с мамой отца народов по телефону.
Абсурд? Магический реализм?
Освобождение от лакейства
Реалистическую историю, основанную на биографических фактах, сочинил старый
молдавский драматург Ион Друцэ. На пресс-конференции в минувшую субботу Юрский
говорил о том, что играл Сталина 30-х годов, строившего суррогатный мир по
формуле "самодержавие-православие-народность", и Сталина послевоенного, "в той
же степени подчиненного сталинизму, как и те, кто им подавлен".
"Самообожествление крайне опасно для личности", - Сергей Юрьевич, похоже,
сформулировал главную идею произведения.
- Здесь нет хамства, - объяснял настоятель Заостровского прихода Иоанн Привалов
(он дружен с народным артистом и в четвертый раз за последнюю пятилетку привозит
его к нам). - Этот спектакль, наоборот, предлагает освободиться от хамства,
цинизма по отношению к вождям российской истории.
Режиссерствующий актер выразил солидарность с мнением отца Иоанна. Рассуждая о
нынешней точке зрения россиян на былых правителей, заметил:
- Лакейское отношение к прошлому радости не вызывает. Вот был барин - кланялись,
ушел - поносим. А барин тоже человек...
Пресыщенная столичная публика, по его словам, постановку принимает с меньшим
энтузиазмом по сравнению с архангельской и северодвинской. С поморским залом
было "радостно общаться".
- Москва - город, который сильно опустился среди бесконечного количества казино,
шоу, презентаций, - посетовал Юрский. - Там это носит характер непрекращающегося
карнавала, бума. Ночная жизнь уже подавила дневную... Ужин у Сталина. Еду дают?
Ах, не дают. Что за ужин без еды! А музыки много? Какая? - Оперные арии. -
У-у-у... Ну ладно, ладно...
За и против телевидения
Еще летом Сергей Юрьевич, по его словам, собирался приостановить театральную
деятельность ради литературной. Но не решился. И вот свой 50-й творческий сезон
открыл на берегах Двины. Конечно, поступают предложения сыграть в кино,
особенно в телесериалах. Артист отказывается, считая, что "мыло" губительно для
лицедея. Хотя кое-какие сериалы, вроде "Тайн следствия", поглядывает, и даже его
дочь снимается в одном НТВ-проекте, который появится на экранах в сентябре.
Сам он готовит для телевидения документальный фильм "Один. Девять. Пять. Шесть"
о 12 сериях. Лента посвящена политическим событиям в СССР и братских странах
1956 года. Это рубеж в истории советской империи: 34 года с момента создания
Союза и 34 до его развала. С помощью неигрового исследования автор надеется
избавить себя и своих современников от духовной слепоглухоты, наблюдавшейся в
символическом 56-м. Да и тем, чья юность пришлась на поздние эпохи, польза
пребудет.
Время Корейко
Естественно, на пресс-конференции не обошлось без вопросов об Остапе Бендере.
Сам Юрский как-то сказал про себя, что он лучший кино-Бендер, хотя и разделяет
комбинаторов "Золотого теленка" и "12 стульев".
- Бендер - одно из самых замечательных созданий нашей литературы. Он стоит в том
же ряду, где Швейк. И там, где вечные персонажи - Дон Жуан, Дон Кихот. Только те
всемирные, а Остап - очень наш. Что со мной многие связали этот образ - это для
меня очень лестно и радостно. Заметьте, что иностранцы не клюют на него.
"Мастер и Маргарита" - международное произведение, а "12 стульев" и особенно
"Золотой теленок" - это наше, местное. Это, может быть, некоторая узость. Но
какая же это узость, когда нас миллионов 250 со всей диаспорой.
Чтобы я был похож на Бендера по характеру - да нет, как и на Сталина не похож.
Но где-то там, в подсознании, все они во мне, видимо, живут. И уживаются. Меня
спрашивают, как бы жил ваш Бендер сейчас, во время свободного рынка. Я отвечаю:
"Он бы не выжил, он бы умер просто. Потому что это не его время, это время
Корейко".
| |