Пресса Архангельской области
 
723423607 723423607 723423607 -->


Правда Севера
20 сентября 2006 (170)
Владимир СОКОЛОВ

Прощай, "Инцы"!

Стареет Архангельский тралфлот

Причал Архангельского рыбного порта навсегда покинул ветеран тралового флота, ПСТ-1306 "Инцы". Траулер отошел без торжественных речей и прощальных гудков, буксирные теплоходы "Байкал" и "Галс" вывели траулер из гавани, чтобы поставить к пирсу СРЗ "Лайский док". При очередной передоковке на заводе "Инцы" будет заведен в сухой док, где рабочие начнут его судораздел. Очень скоро самый старый из архангельских траулеров разрежут, отправят металл на переплавку.

... У каждого корабля, как и у человека, своя история жизни. Посольно-свежьевой траулер "Инцы" всегда был простым работягой, не избалованным славой. Едва ли он мог бы рассказать о чем-то другом, кроме как о промысловых буднях в Баренцевом или Норвежском морях. И еще о том, что школу жизни на нем прошли многие-многие сотни рыбаков-северян, кормивших промыслом свои семьи. Они и сегодня добрым словом вспоминают один из первых ПСТ, пришедших на смену паровым траулерам бортового траления.

Василий Николаевич Климов в 1975 году был направлен на приемку судна вторым помощником капитана. Он что скажет?

- ПСТ серии 1301 - "Баренцево море" - строились в Клайпеде, на заводе "Балтия". Ко времени получения нашего судна в Архангельском тралфлоте уже работали серии 1302 - "Белое море", 1303 - "Роста". "Четверка" и "пятерка", которые ушли в Мурманск, сдавались судостроителями одновременно с "Инцами". Но, в отличие от них, передача траулера 1306-й серии вместо одного длилась два месяца. Капитаном на судно был направлен Иван Егорович Дегтярев, старшим механиком Геннадий Алексеевич Никитин. Они требовали от сдаточной комиссии выполнения всех пунктов программы. Мы на сто процентов выдержали в режиме швартовых испытаний главный двигатель. Выходили на мерную линию, где проводили ходовые испытания. В промысловый рейс на "Инцах" я по рекомендации капитана выходил уже старшим помощником, затем отработал на нем до капитального ремонта. За три десятка лет работы в тралфлоте ходил в море на многих судах, были гораздо больше и гораздо моложе. 1306-й всегда вспоминаю с особым теплом: с ним связаны годы молодости, в его дружном экипаже удачно работалось.

Самым лучшим временем для посольно-свежьевых траулеров считаются восьмидесятые годы. Тогда их экипажи через каждые пятнадцать - двадцать дней привозили в порт (будь то Мурманск или Архангельск) соленую и свежую треску. И всегда покупатель мог найти на прилавке магазинов рыбу, только-только доставленную с промысла. Таможенные правила новой России, когда рыбопродукция со сроком реализации 72 часа проходит оформление за два - три дня, вынудили рыбаков работать на Норвегию. Там, как ни странно, создали для русских экипажей режим наибольшего благоприятствования. Правда, позже правительственным распоряжением сдавать улов в Норвегию было запрещено.

Рассказывает Игорь Анатольевич Пономарев - последний капитан ПСТ "Инцы":

- К сожалению, последние шесть лет траулер находился в отстое. Самое плохое, что первоначально судно было готово к плаванию - все было отремонтировано, приведено в рабочее состояние и подтверждено соответствующими сертификатами. Квотная неразбериха вынудила управление тралфлота оставить тогда "Инцы" у причала: рыбы, разрешенной на вылов, катастрофически не хватало. Стояли даже менее "пожилые" траулеры. Траулеры-"свежьевики", по общему мнению, вообще не могли работать: привезти на них рыбопродукцию в Россию значило сгноить ее в трюме до начала выгрузки. Других вариантов промысла посольно-свежьевым не нашлось. Идея готовить судно к списанию, снять с ПСТ "Инцы" оборудование возникла не сразу. Лишь в феврале 2006 года экипаж получил "добро" на демонтаж аппаратуры, лебедок, двигателей. В начале августа мы подписали акт о списании старого судна.

Душевное состояние Пономарева легко понять. Событие не радостное. Тем более что Архангельский тралфлот продолжает стареть, а пополнения рыбопромыслового флота не ожидается.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя