Правда Севера
27 сентября 2006 (175)
Софья Царева.
Дорога длиною в жизнь
Вячеслав Калямин начал свою трудовую биографию не в конторе,
а на дороге,
поэтому знал дорожную отрасль досконально. После института приехал в
Каргопольское ДРСУ главным инженером и сразу попал в самую гущу событий: тогда
строился мост через Волошку вместо проблемных понтонов, начиналась реконструкция
дороги на Няндому - выход к железной дороге. В бытность его работы в Каргополе
был построен асфальто-бетонный завод, на улицах города появился первый асфальт.
Кстати, именно в Каргополе, который Вячеслав Иванович считал чуть ли не родным,
ему довелось испытать первую неудачу на выборах в областное Собрание депутатов.
Ошиблись тогда каргопольцы: пройди в те годы Калямин депутатом от Каргополя,
транспортное сообщение в этом регионе появилось бы раньше лет на десять-
пятнадцать.
А вот жители Коношского района оказались более дальновидными и единодушно
доверили Калямину представлять в облсобрании свои интересы. В итоге вскоре по
области ходила байка, что в Коноше грядки - и те заасфальтированы.
Преувеличение, конечно же, но тем не менее сегодня Коношский район, пожалуй,
единственный в области, где существует нормальное круглогодичное сообщение с
каждым населенным пунктом.
Талант организатора строительства у Вячеслава Ивановича наиболее ярко проявился
в годы выполнения правительственной программы "Дороги Нечерноземья". За 1988-
1993 годы в области было построено и сдано по объединению "Архангельскавтодор"
более 1200 километров дорог. Калямин справедливо полагал, что только при наличии
хорошего транспортного сообщения возможно развитие экономики региона.
В области в период его руководства Автодором строилось более трехсот километров
дорог в год. Этому, несомненно, способствовал авторитет Вячеслава Ивановича как
руководителя и как депутата облсобрания.
Очень болезненно переживал он распад страны, системы дорожного строительства,
отмену дорожного фонда - понимал, к чему придем через несколько лет без
финансирования. При нем в области был установлен максимальный процент отчислений
от объема работ предприятий в дорожное строительство, так называемый дорожный
фонд.
В тяжелейшей обстановке финансового дефицита на строительство дорог Калямин
постоянно выезжал в Москву, "выбивая" деньги на область. Самое главное, считал
он, в тяжелое постперестроечное время - сохранить коллектив и рабочий потенциал
"Архангельскавтодора".
Руководство архангельских дорожников всегда стремилось идти в ногу со временем.
Первые компьютеры, первые программы появились именно в Автодоре. Брали на
вооружение передовой опыт зарубежных коллег. Причем на учебу ездили не только
руководители, но и простые рабочие. Учились строить дороги, закупали самую
современную технику. По тем программам, которые разработал Калямин, до сих пор
работает вся дорожная отрасль.
Еще одна большая заслуга Вячеслава Калямина - строительство Котласского моста.
Когда задумали строительство этого гиганта, никто не верил, что архангельским
дорожникам это будет под силу. Мост в Котласе имел важное стратегическое
значение для всего региона, не только для города, который задыхался от пробок.
Уже была построена дорога Усть-Вага - Ядриха, но отсутствие моста делало
невозможным выход на республику Коми, Киров, Карелию. Но средств на
строительство выделялось мало.
Тогда Калямин сказал: "Давайте ввяжемся в бой, а там посмотрим. Не получится так
- пойдем по другому пути". Он вообще всегда из любой самой тупиковой ситуации
искал несколько выходов. Вячеславу Ивановичу пришла в голову мысль организовать
международный автопробег от финского Оулу до Ухты (республика Коми). Этим
дорожники привлекли внимание общественности, в том числе и мировой, к проблеме
строительства моста. На всю страну заявили, что это не просто мост, а ключ к
Северному транспортному коридору. Деньги из Москвы на строительство пошли. Это
был первый и пока единственный объект такого масштаба, построенный дорожниками,
хотя почти все мосты в области построены силами подразделений "Архавтодора".
Вячеслав Калямин был представителем России в международной дорожной ассоциации.
Поэтому и до сегодняшнего дня у архангельского Автодора тесные связи с
международными организациями.
При этом Вячеслава Ивановича всегда отличала удивительная скромность,
неприхотливость в быту, нетребовательность к "благам человечества". Он и
квартиру-то нормальную впервые получил в довольно зрелом возрасте, уже будучи
начальником Автодора. А уж как его уговаривали купить приличную машину! Сам
ремонтировал свой личный старенький "Запорожец", потом "Москвич", своими руками,
кстати, и дачу построил.
А еще он всегда говорил, что не хотел бы привыкнуть к власти - к машинам,
секретарям, помощникам и шикарным кабинетам, к авторитарности. Привычка к
власти, говорил он, чревата нездоровой зависимостью.
Все, кто работал рядом с Каляминым, поражались удивительной выносливости этого
человека. Даже к концу дня его трудно было застать усталым и расслабленным.
Старался поддерживать себя в хорошей физической форме, бегал по утрам. Даже в
заграничных командировках, в отпуске вставал в семь утра - и на пробежку. А вот
кофе пил, что называется, ведрами и курил очень много. Как ни старался, не мог
избавиться от этой пагубной привычки.
...Нелепая смерть - автомобильная авария - оборвала жизнь Вячеслава Ивановича. Ему
было только шестьдесят - с работоспособностью Калямина это самый расцвет
трудовой деятельности. Впереди было так много планов, много новых проектов дорог
и мостов... До торжественной даты открытия своего последнего детища -
красавцамоста в Котласе - Вячеслав Калямин не дожил всего несколько дней...
|