Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
27 сентября 2006 (175)
Софья Царева.

Дорога длиною в жизнь

Вячеслав Калямин начал свою трудовую биографию не в конторе, а на дороге, поэтому знал дорожную отрасль досконально. После института приехал в Каргопольское ДРСУ главным инженером и сразу попал в самую гущу событий: тогда строился мост через Волошку вместо проблемных понтонов, начиналась реконструкция дороги на Няндому - выход к железной дороге. В бытность его работы в Каргополе был построен асфальто-бетонный завод, на улицах города появился первый асфальт.

Кстати, именно в Каргополе, который Вячеслав Иванович считал чуть ли не родным, ему довелось испытать первую неудачу на выборах в областное Собрание депутатов. Ошиблись тогда каргопольцы: пройди в те годы Калямин депутатом от Каргополя, транспортное сообщение в этом регионе появилось бы раньше лет на десять- пятнадцать.

А вот жители Коношского района оказались более дальновидными и единодушно доверили Калямину представлять в облсобрании свои интересы. В итоге вскоре по области ходила байка, что в Коноше грядки - и те заасфальтированы. Преувеличение, конечно же, но тем не менее сегодня Коношский район, пожалуй, единственный в области, где существует нормальное круглогодичное сообщение с каждым населенным пунктом.

Талант организатора строительства у Вячеслава Ивановича наиболее ярко проявился в годы выполнения правительственной программы "Дороги Нечерноземья". За 1988- 1993 годы в области было построено и сдано по объединению "Архангельскавтодор" более 1200 километров дорог. Калямин справедливо полагал, что только при наличии хорошего транспортного сообщения возможно развитие экономики региона.

В области в период его руководства Автодором строилось более трехсот километров дорог в год. Этому, несомненно, способствовал авторитет Вячеслава Ивановича как руководителя и как депутата облсобрания.

Очень болезненно переживал он распад страны, системы дорожного строительства, отмену дорожного фонда - понимал, к чему придем через несколько лет без финансирования. При нем в области был установлен максимальный процент отчислений от объема работ предприятий в дорожное строительство, так называемый дорожный фонд.

В тяжелейшей обстановке финансового дефицита на строительство дорог Калямин постоянно выезжал в Москву, "выбивая" деньги на область. Самое главное, считал он, в тяжелое постперестроечное время - сохранить коллектив и рабочий потенциал "Архангельскавтодора".

Руководство архангельских дорожников всегда стремилось идти в ногу со временем. Первые компьютеры, первые программы появились именно в Автодоре. Брали на вооружение передовой опыт зарубежных коллег. Причем на учебу ездили не только руководители, но и простые рабочие. Учились строить дороги, закупали самую современную технику. По тем программам, которые разработал Калямин, до сих пор работает вся дорожная отрасль.

Еще одна большая заслуга Вячеслава Калямина - строительство Котласского моста. Когда задумали строительство этого гиганта, никто не верил, что архангельским дорожникам это будет под силу. Мост в Котласе имел важное стратегическое значение для всего региона, не только для города, который задыхался от пробок. Уже была построена дорога Усть-Вага - Ядриха, но отсутствие моста делало невозможным выход на республику Коми, Киров, Карелию. Но средств на строительство выделялось мало.

Тогда Калямин сказал: "Давайте ввяжемся в бой, а там посмотрим. Не получится так - пойдем по другому пути". Он вообще всегда из любой самой тупиковой ситуации искал несколько выходов. Вячеславу Ивановичу пришла в голову мысль организовать международный автопробег от финского Оулу до Ухты (республика Коми). Этим дорожники привлекли внимание общественности, в том числе и мировой, к проблеме строительства моста. На всю страну заявили, что это не просто мост, а ключ к Северному транспортному коридору. Деньги из Москвы на строительство пошли. Это был первый и пока единственный объект такого масштаба, построенный дорожниками, хотя почти все мосты в области построены силами подразделений "Архавтодора".

Вячеслав Калямин был представителем России в международной дорожной ассоциации. Поэтому и до сегодняшнего дня у архангельского Автодора тесные связи с международными организациями.

При этом Вячеслава Ивановича всегда отличала удивительная скромность, неприхотливость в быту, нетребовательность к "благам человечества". Он и квартиру-то нормальную впервые получил в довольно зрелом возрасте, уже будучи начальником Автодора. А уж как его уговаривали купить приличную машину! Сам ремонтировал свой личный старенький "Запорожец", потом "Москвич", своими руками, кстати, и дачу построил.

А еще он всегда говорил, что не хотел бы привыкнуть к власти - к машинам, секретарям, помощникам и шикарным кабинетам, к авторитарности. Привычка к власти, говорил он, чревата нездоровой зависимостью.

Все, кто работал рядом с Каляминым, поражались удивительной выносливости этого человека. Даже к концу дня его трудно было застать усталым и расслабленным. Старался поддерживать себя в хорошей физической форме, бегал по утрам. Даже в заграничных командировках, в отпуске вставал в семь утра - и на пробежку. А вот кофе пил, что называется, ведрами и курил очень много. Как ни старался, не мог избавиться от этой пагубной привычки.

...Нелепая смерть - автомобильная авария - оборвала жизнь Вячеслава Ивановича. Ему было только шестьдесят - с работоспособностью Калямина это самый расцвет трудовой деятельности. Впереди было так много планов, много новых проектов дорог и мостов... До торжественной даты открытия своего последнего детища - красавцамоста в Котласе - Вячеслав Калямин не дожил всего несколько дней...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя