Правда Севера
27 сентября 2006 (175)
Инф.
Если вы не сработались
Ошибки в подборе персонала и неумение работать с ним дорого обходятся малому
бизнесу
ваш консультант
Надеемся, что в новой рубрике "ДС" предприниматели Архангельской области найдут
интересующие их ответы на многие проблемы малого и среднего бизнеса. А сегодня
представляем одного из ведущих рубрики - директора по организационному развитию
ООО "Инновационный кадровый центр" Игоря НАЗАРЬИНА:
- Вспомнил одну историю. Встретились однажды два предпринимателя, чтобы
согласовать совместные дела. Разговор между прочим коснулся и профессиональной
надежности персонала обеих фирм.
Один бизнесмен с досадой поведал о своем бывшем подчиненном, который отвечал за
ключевое направление развития компании. Мол, нанятый им управляющий с первых
дней работы стал вызывать подозрение: на рабочем месте его было трудно застать,
вместо ожидаемого и обстоятельного доклада о состоянии дел менеджер подсовывал
служебные записки со схемами и графиками. Это не нравилось. Провел с ним
профилактическую беседу, но она, увы, не подействовала. Пришлось с сотрудником
расстаться, хотя тот и прибыль фирме приносил.
Второй бизнесмен с интересом выслушал историю приятеля и рассказал ему, что не
так давно принял на работу потрясающего человека! Которому, оказалось, не нужен
офис (поскольку буквально "живет в машине"), схватывает все указания на лету и
по ходу выполнения в них вносит дельные изменения.
Когда же выяснилось, что разговор шел об одном и том же работнике,
предприниматели долго молчали. Тема для них казалась исчерпанной. А мы с вами
над этим и поразмышляем...
Уйдут одни, придут другие?
Когда из частного предприятия уходят совместно нажитые деньги, его собственники
склонны предпринимать самые жесткие меры. Когда уходят наемные работники,
большинство руководителей пожимают плечами: "Обычная текучесть кадров.
Переживем. Уйдут одни - придут другие!"
В этом-то рассуждении и заключается роковая ошибка! Персонал предприятия -
решающая производительная сила. Если она по частям покидает предприятие, то, как
правило, начинают уходить и деньги. Страшно, аж жуть!
Одно из определений текучести кадров подразумевает движение производительной
силы из-за неудовлетворенности работником своей должностью.
Есть простой способ для предпринимателей и руководителей фирм по-настоящему
ощутить страх потери кадров, адекватный страху потери денег.
Сегодня ситуация с текучестью персонала в Архангельской области приобрела
характер опасной, на мой взгляд, социальной эпидемии. Еще десяток лет назад
медики уверяли, что смена места работы относится к одной из самых стрессовых
ситуаций в жизни человека. Ничего подобного! Теперь принято "клин клином
вышибать" - менять вид деятельности в случае жизненных неурядиц.
Работникам разного уровня нескольких частных предприятий Архангельской области
было предложено ответить на вопрос о планах, связанных с работой на ближайшие
год - два.
Каков же ответ респондентов?
35 процентов опрошенных сообщили, что планируют продолжать работать в той же
должности. 50 процентов собираются перейти на вышестоящую должность. Уйти в
другую организацию без смены специальности планируют не менее 10 процентов, со
сменой специальности - 5. Таким образом, 15 процентов работников прямо заявляют
о намерении сменить работу.
Увы, возможность карьерного роста в малом и среднем бизнесе в условиях
современного рынка ограничена. Следовательно, половина опрошенных, скорее всего,
присоединится к тем, кто склонен сменить место работы.
Люди, покидающие предприятие, заставляют задуматься оставшихся, заражая их
пессимизмом. Не знаю ситуацию в целом по России, но в Архангельской области, по
моим достоверным наблюдениям, в правиле "уход целыми отделами". Это когда,
казалось бы, прежде "спаянные" трудовые коллективы наемных работников в силу
одинаковой мотивации и сложившихся контактов предпочитают переходить в другую
организацию всем составом. Чем не эпидемия? А предпринимателю остается одно:
заманить новую команду управляющих и исполнителей. Не дорого ли обойдется?
О причинах расставаний
В основе любого увольнения - неудовлетворенность либо работником делами на
предприятии, либо работодателя - работником. Причин не сойтись характерами и
расторгнуть трудовые отношения множество.
На первом месте - неудовлетворенность материальным вознаграждением. Работник
может уйти, если конкуренты предложат большую зарплату, если считает, что ему
недоплачивают, а также если он сам не способен стабильно приносить доход
предприятию. Даже высокая оплата труда, как ни странно, может стать причиной
того, что сотрудник уходит. Это происходит в случаях, когда работник открывает
свой бизнес на заработанные деньги.
Неблагоприятные условия труда - вторая по частоте причина увольнений работников.
Уходят те, кого не устраивает график работы или состояние рабочего места.
Третье место в рейтинге соцопроса устойчиво занимает неприемлемый стиль
руководства фирмой. При этом ощущение бесполезности работы в ней также может
быть причиной увольнений.
Отсутствие в вашей фирме хорошо настроенной системы кадровой работы приводит к
тому, что на предприятие попадают случайные люди. К тому же многие руководители
требуют от подчиненных работы на износ, а если они не справляются, то - "милости
просим с вещами на выход". Люди, которые поработали в условиях жесткого
прессинга, склонны не стесняться в выражениях, рассказывая всем знакомым о своем
печальном опыте. Так формируется негативный имидж организации. Туда попросту
никто не идет. А "отработанные" сотрудники, отдохнув, с удовольствием переходят
в конкурентные организации, где их особенно ценят по принципу "за одного битого
двух небитых дают".
И далеко не всегда руководству предприятия удается определить истинную причину
проблемы текучести персонала, принять эффективные меры для исправления ситуации.
Чтобы понять суть происходящего, достаточно провести кадровый аудит - как
внутренний (который проводится кадровой службой предприятия), так и внешний (с
привлечением независимых специалистов). Было бы, как говорится, желание.
|