|
Правда Севера
9 сентября 2006 (164)
Роман Дорохов.
Мы возвращаемся к абонентской плате за ТВ
О компании
ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) создано в августе
2001 г., внесено в перечень стратегических предприятий. В сети вещания РТРС
действуют 11 998 передающих устройств, в том числе 9362 телевизионных
передатчика (86% от общего числа) и 2636 радиопередатчиков (95% от общего
числа), свыше 8000 антенно-мачтовых сооружений, в том числе Останкинская (540 м)
и Шуховская (150 м) телебашни в Москве. Число сотрудников - более 20 000. По
данным предприятия, выручка в 2005 году составила 7,2 млрд руб. (в 2004-м - 5,9
млрд руб.), чистая прибыль - 191 млн руб. (102 млн руб.).
Геннадий Иванович Скляр родился 17 мая 1952 г. в г. Кушке (ныне Серхетабат)
Туркменской ССР. В 1974 г. окончил Ростовский институт сельскохозяйственного
машиностроения. С 1974 г. работал в инженером-конструктором на заводе "Сигнал"
(Обнинск Калужской обл.). В 1977-1981 гг. - освобожденный секретарь заводского
комитета ВЛКСМ. С 1981 г. - инструктор, с 1984 г. - заведующий отделом, с 1987
г. - второй секретарь, а с 1990 г. - первый секретарь Обнинского горкома КПСС. С
1991 г. занимался политической деятельностью: возглавлял Социалистическую партию
трудящихся, работал в аппарате Верховного совета, затем в Совете Федерации,
баллотировался в Думу от Конгресса русских общин. С 1999 г. - заместитель
губернатора Калужской области, представитель области в правительстве РФ. В
августе 2001 г. назначен гендиректором вновь созданного ФГУП "РТРС".
Запомнившийся всем пожар на Останкинской башне в 2001 г. стал причиной
учреждения новой государственной компании - ФГУП "Ростелерадиосеть" (РТРС),
которая объединила все телепередатчики и телерадиовышки в стране. За пять лет
руководства этим предприятием бывший профессиональный политик Геннадий Скляр
убедился в том, что инфраструктура аналогового телевидения, созданная еще в
советские годы, не имеет будущего. Скляр ратует за скорейший переход России к
цифровому телевидению. В интервью "Ведомостям" гендиректор РТРС рассказал, как
это можно сделать и зачем.
- Вы уже пять лет возглавляете РТРС. Что удалось сделать за это время?
- Сегодняшняя инфраструктура телевещания была создана примерно 50 лет назад.
Когда Советский Союз распался, то вся эта система жила 10 лет в бесхозном
состоянии. Предприятия были заброшены. И когда пять лет назад президент решил
собрать всю инфраструктуру в единый комплекс, то, я думаю, он очень точно оценил
перспективы, связанные с тем, что такая система в стране есть. За пять лет мы
создали мощное госпредприятие, которое решает одновременно целый ряд задач. Мы
обеспечиваем сохранение единого информационного пространства в стране: где бы
человек ни жил - в маленьком поселке на Чукотке или в большом городе, он везде
имеет доступ к телевидению и радио. Когда пять лет назад отключали телевидение
на Дальнем Востоке, фактически нарушалось конституционное право граждан на
получение информации. Если у человека дома затухает экран, страшнее вряд ли
можно что-то придумать. Многие люди этим живут, особенно в отдаленных населенных
пунктах.
- Много новых каналов появилось в последнее время?
- Крупных каналов в эфире страны всего 18, но у них в качестве партнеров в
регионах уже сотни каналов, и одновременно создаются каналы, которые вещают в
кабельных сетях. Их нет в эфире, потому что нет свободных частот. Наша
перспектива связана с переходом на цифровые технологии, которые резко расширят
возможность присутствия в эфире. Кроме частот, есть еще одно ограничение: у нас
работает рекламная модель телевидения, а в отдаленных городах и поселках нет
коммерческого стимула для развития телевидения. В больших городах люди могут
смотреть в эфире 17-18 каналов плюс местные программы, отъехав от больших
городов, мы увидим, что люди смотрят 1-2 канала - и все. Возникает социальное
неравенство в доступе к интересному телевизионному продукту. Мы должны
использовать технологическую революцию для того, чтобы обеспечить прием в любой
точке страны неограниченного числа телеканалов и радиопрограмм.
- Кто будет платить?
- Мы возвращаемся к абонентской плате за ТВ, которую политбюро отменило 45 лет
назад. Плате за то, что у тебя работает новое цифровое устройство, подключенное
к твоему телевизору. В больших городах произойдет замена платы за коллективную
антенну на плату за это устройство. Но у нас очень много домов, где нет
коллективной антенны, там у людей стоит домашняя антенна, и они никому ничего не
платят.
- А каким образом вы будете контролировать этих нелегалов?
- РТРС не будет получателем абонентской платы. Это будут компании, обслуживающие
систему. Если вы понимаете, что такое "Газпром", то поймете, что такое медийная
виртуальная труба, которая обеспечивает доступ в любой населенный пункт
неограниченного количества телевизионных и радиовещательных программ. Мы хотим
РТРС превратить в транспортную компанию, в такую медийную трубу. В каждом
конкретном городе появятся операторы, которые займутся интернет-услугами,
телефонией, платным телевидением. Они из этой трубы получат возможность брать
многообразный и дешевый контент и будут предлагать его потребителю. А РТРС не
будет заниматься сбором денег с населения - это не наш бизнес.
- Конкурентов не боитесь?
- Опыт ведущих стран, которые перешли на цифровые технологии, говорит об одном:
появление цифровой технологии позволяет все потоки информации сжать в один канал
с дешевой доставкой, поэтому лучше иметь одну общедоступную и дешевую сеть, чем
несколько разрозненных и дорогих. Во Франции сегодня одна сеть на всю страну,
сейчас это делают в Италии - пытаются создать на основе одного из операторов
общедоступную единую цифровую сеть. И я вас уверяю, что уж мы-то в России
дураками не будем, чтобы сюда перенести те дискуссии, которые были по поводу
"Газпрома", когда его предлагали разрушить, расчленить и создать конкуренцию в
трубе. Они закончились там и здесь даже не будут возникать. Хотя есть такая
точка зрения: давайте сделаем много операторов, которые будут создавать
конкуренцию на рынке. Такая точка зрения будет иметь два следствия.
- Вы имеете в виду точку зрения "Связьинвеста"?
- Позиция и "Связьинвеста", и Министерства связи будет иметь два следствия.
Первое. Реально цена доставки информации в регионы будет дороже, потому что сети
все будут избыточны. Сейчас, когда в стране волокна как грязи, а заполнено
волокно в лучшем случае на 15%, тогда все начинают цены поднимать, для того
чтобы окупить это волокно и эксплуатационные расходы. В результате у нас дорогая
цена доставки, не развивается Интернет, в том числе в регионах, спутниковый
ресурс тоже дорогой. Это первое следствие - все будет дороже. А второе следствие
- то, что у государства не будет гарантии сохранности единого информационного
пространства. "Связьинвест" в Астрахани продал одну из вышек коммерческому
оператору мобильной телефонии, а эта вышка обеспечивала трансляцию телевидения.
Проблема до Кремля дошла. Частный оператор купил вышку, выполнявшую
государственную функцию, и никто об этом даже не думал. В конечном счете
возникает угроза, что треть Астраханской области останется без центрального
телевидения. Если мы наплодим таких бизнес-структур, то эта государственная,
социальная функция не будет выполнена, потому что в деревню никто не пойдет.
- Как изменится структура доходов РТРС с переходом на цифру?
- У нас будет два источника доходов: теле- и радиоканалы и операторы местных
услуг, которые из нашей медийной трубы будут получать контент. Мы, кстати,
выполним еще одну важнейшую роль, создавая эту трубу, которая сегодня не
реализована в стране: мы должны будем обеспечить защиту авторских прав
владельцев контента. Сейчас можно воровать любую программу, дать ее в кабельную
сеть любого города, и никто тебя не поймает. А мы должны обеспечить прозрачные
отношения между владельцами авторских прав и теми, кто хочет купить их продукт.
Мы сейчас создаем центр управления сетью, который будет осуществлять мониторинг
и контроль за тем, какие программы, кем заказываются, сколько и как
потребляются. Этот центр будет обслуживать всех владельцев существующего и
будущего контента.
- Вы работаете над акционированием РТРС? Как относитесь к возможности
приватизации компании?
- Мы были инициатором акционирования РТРС. Указ президента об акционировании уже
согласован всеми ведомствами. Акционерное общество имеет возможность
использовать рыночные механизмы привлечения средств для инвестиций, и это самый
главный плюс. Я надеюсь, что мы в следующем году это сделаем. А дальше новое
акционерное общество вместе с участниками рынка будет находить возможности для
создания новых структур, для объединения инвестиционных ресурсов, для того,
чтобы появлялись новые синдицированные игроки. Но важно разработать механизм
государственно-частного партнерства. Люди, которые ведут со мной переговоры, -
это наши ведущие финансовые институты, банки, фонды, - уже знают, что такое
РТРС, и ведут с нами переговоры о будущем большом бизнесе. Все очень хорошо
почувствовали запах новых возможностей, но так как государство еще не
определилось, то и бизнесу трудно определиться.
- А когда, на ваш взгляд, государство определится? В США срок перехода к
цифровому телевидению переносили несколько раз.
- У России есть возможность избежать ошибок других стран. Главная из них -
удлинение переходного периода. Во-первых, это нагрузка на государство,
во-вторых, неэффективное развитие бизнеса. За 3-4 года всю страну можно
перевести на цифровые эфирные технологии. Но для этого надо выработать четкий
план, как это сделать и за счет каких ресурсов. И я убежден, что если мы
раздадим бесплатно цифровые приставки всему населению, то это серьезно ускорит
процесс. Все страны столкнулись с одним препятствием. Люди просто говорят: а
какой смысл покупать цифровую приставку, если мне достаточно пяти каналов?
Американцы выделили миллиарды долларов, чтобы каждый житель получил купон на
покупку цифровой приставки. В России, если мы начнем делить общество на тех, кто
должен получить субсидию, и тех, кто сам будет покупать, все закончится
выяснением того, кто имеет право на льготы, кто не имеет права на льготы,
составлением списков, разоблачениями всяких злоупотреблений и в конечном счете
громадным социальным политическим напряжением. Зачем это надо?
- Сколько это стоит?
- Цена вопроса - $2 млрд, но это дешевле, чем 10 лет содержать одновременно и
аналоговое, и цифровое ТВ, да еще мотать нервы населению. Не говоря уже о том,
что частично можно вернуть затраты на приставки за счет абонентской платы. Если
наша точка зрения будет принята и мы докажем ее обоснованность, то к 2012 году в
целом мы сможем страну перевести на цифру. А кто быстрее войдет на этот рынок,
тот захватит и рынок оборудования. Так уже произошло с мобильной телефонией - мы
тогда опоздали, и рынок не наш. Сейчас на старте сегмент цифровых приставок
можно точно сделать российским. И нужно это сделать.
- Вы для этого создали СП в Ингушетии?
- Мы в РТРС разработали собственную цифровую приставку и нашли партнера для ее
производства в лице южнокорейской компании Globaltel. Мы стимулируем создание
производства приставок в нескольких регионах страны на недействующих заводах.
Почему Ингушетия? Потому что там есть возможность иметь хорошую рабочую силу,
льготный режим, но на самом деле у нас еще есть серьезная социальная задача:
Кавказский регион надо стабилизировать. Это также зона нашей ответственности.
Роман Дорохов.
Интервью генерального директора ФГУП "РТРС" Г.И.Скляра газете "Ведомости" от
29.08.2006, 160 (1687).
| |