Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
1 декабря 2010 (138)
Елена ИРХА.

Пропала жизнь у "Дяди Вани"?

В прошлые выходные в Архангельском театре драмы состоялась премьера

НЫНЕШНИЙ сезон в театре, напомним, задержался из-за громкого конфликта, и потому зрители особо ждали первую, давно обещанную премьеру - "Дядя Ваня" по пьесе Чехова.

Чехов скучен быть не может в принципе - этой аксиомой руководствовались архангельские зрители. А наши зрители в своем большинстве как раз приверженцы классики и ко всему экспериментаторскому в драматическом театре относятся с подозрением, к примеру, "Фуршет после премьеры" скандального Виктюка идет раз в месяц и то не каждый, поскольку чаще не может собрать зал.

Петр Суворов, много лет руководивший архангельским театром, в этом смысле для нашего зрителя - идеальный режиссер, он сам приверженец классики на сцене. Классику, как известно, ставят во всех театрах, пытаясь соединить оную и современность. Получается далеко не у всех. Иногда - только классика, иногда - только современность. Но классика на то и классика, чтобы отвечать на все современные зрителю вопросы.

Для тех кто, забыл сюжет: знаменитый профессор Серебряков с молодой красавицей женой приезжает погостить в свое имение. Местные сельские жители - управляющий его усадьбой Иван Сергеевич Войницкий (дядя Ваня), дочь Серебрякова от первого брака Соня и друг дома доктор Астров - встречают их с подозрением и не ждут от городских ничего хорошего. Их ожидания оправдались.

Кондовое советское театроведение про "Дядю Ваню" говорило так: профессор - бездарь и тиран, подчинивший себе всю округу, Войницкий - интеллигент и труженик, у которого по чужой вине и собственной бесхребетности "пропала жизнь". А тут еще напасть - безответная любовь... Но в таком раскладе "Дядю Ваню" не ставили даже в советское время. Там вроде все присутствовало, но зритель чувствовал: не про XIX век нам говорят, а про современность. Слепая вера в некоего профессора и его пустые идеи - это мыльный пузырь, не стоящий того, чтобы на них жизнь класть. Что и говорить, умели советские режиссеры делать классические спектакли с фигой советской власти в кармане.

А что нового говорит зрителю архангельский "Дядя Ваня"? Ничего. Вроде все правильно. Елена Андреевна (Тамара Волкова) скучает и томится. Доктор Астров (Дмитрий Кугач), как и положено, старается быть брутальным и сексуальным. Дядя Ваня (Владимир Кулаков) не к месту циничен, но отнюдь не простодушен и влюблен.

"Маман" (Галина Морозова) появляется всего раза два и даже не смотрит на предмет своего обожания - профессора, а только в книгу, к тому же выглядит моложе сына. Профессор (Андрей Калеев) - совершенно безобидный ворчун, и непонятно, коим образом он мог подчинить своей воле кого-то в этом доме. Соня (Елена Смородинова) из человека-невидимки в первом акте "проявляется", как на фотопленке, только ко второму - "небо в алмазах" действительно звучит обнадеживающе. Няня (Людмила Советова) - классическая Арина Родионовна, тут и придраться не к чему.

Конкретно спектакль "Дядя Ваня" упрекнуть не в чем. Есть мысль - четкая, упрощенная, без объема. Все положенные реплики звучат с положенными интонациями. В этом смысле спектакль Архангельского театра драмы - как иллюстрация к уроку литературы в советской школе. Как учитель сказал, так и есть. Шаг влево, шаг вправо карается вызовом к директору. Разномыслие не поощряется, сомнение пресекается сразу.

Я ведь не про то, что доктору Астрову надо непременно кидать Елену Андреевну на стол и задирать ей юбку (как в вахтанговском спектакле, который показали по телевидению аккурат в нашу премьеру) или валяться с ней в грязи под дождем - как в Александринке, можно и нежный братский поцелуй -

как в архангельском театре. Лишь бы зритель чувствовал - на сцене идет полнокровная жизнь, а не театральные страсти. Архангельский "Дядя Ваня" - добротный спектакль, в котором соблюден и выдержан тон и стиль, вполне интеллигентный, не без актерских проблесков, законопослушный, но, на мой личный взгляд, лишенный энергии чеховского высказывания. И вообще всякой энергии.

Правда, некоторые зрители до сих пор думают, что это занудство и есть русский психологический театр. Кстати, этим некоторым спектакль понравился.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя