Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2004/05/16/1084695060-28.shtml>'Роснефть' вложит в ремонт дорог Архангельской области 33 миллиона рублей

news.region29.ru/lenta/2004/05/15/1084623300-28.shtml>В Сыктывкаре проходит съезд мусульман Коми

news.region29.ru/lenta/2004/05/15/1084622100-2.shtml>Вкладчикам финансовых пирамид выплачено больше 13 миллионов рублей

news.region29.ru/lenta/2004/05/15/1084621200-2.shtml>"Михаил Сомов" - охотник за айсбергами

news.region29.ru/lenta/2004/05/15/1084620300-2.shtml>Чтобы не было больно за испорченный отпуск

news.region29.ru/lenta/2004/05/15/1084619400-2.shtml>Лиана спасает от сглаза

news.region29.ru/lenta/2004/05/15/1084618500-2.shtml>Нет ничего обидного!

news.region29.ru/lenta/2004/05/15/1084617600-2.shtml>Эти ЧИФы и АО работают

  

Правда Северо-Запада
31 марта 2004 (13)
Алла ХОДЫРЕВА.

ПРОГНЕТСЯ ЛИ МИР ПОД ПОМОРОВ?

За семь-восемь часов ухабистого бездорожья становится понятнее, каковы они - краски жизни. Полосы этих красок контрастней в областном центре, но шире, плотнее и как будто ощутимее ближе к полярному кругу, там, где меньше цивилизации.

От Мезени до рыболовецкой деревни Сояны еще 73 километра. Тоже на УАЗике. "А волки в лесу есть?" - осторожно спрашивает водителя фотокор. "Волков мало - не бойтесь! Медведи только:" - с удовольствием поддерживает разговор Александр Осипович. Ни дороги, ни зги, ни связи - жутковато даже в кабине УАЗика.

- Хорошее время для жизни уже прошло, - наперебой утверждают соянцы Андрей Сивков и Владимир Нечаев. - Прекрасно жили в поморских деревнях до горбачевских реформ. Пива попить, за чаем поболтать летали в Мезень. Билет на самолет стоил один рубль, и насчитывалось пять рейсов в день. Рыболовецкий колхоз "Сояна" был опорно-показательным.

Главная доходная часть поморской деревни Сояны - вылов рыбы. В 60-е годы поморским рыболовецким артелям государство давало кредиты на приобретение океанических рыболовецких траулеров. Хозяевами на судах становились жители тех же поморских деревень, они получали образование в Архангельской "рыбке" и "мореходке" и работали на траулере на благо своей малой родины.

Разрешение на вылов рыбы или квота, которая составляла не менее полутора тысяч тонн на деревню, для Сояны была как счет в банке. Но демократическая волна преобразований вынесла на политический олимп страны и области новых людей. Они то ли забыли, что было до них хорошего, то ли об этом вовсе не знали.

Понятно, что эту дилемму разрешают руководители рыболовецкого колхоза. Вариантов немного: судно можно сдать в аренду, а квоту продать. Либо заключить с аналогично обделенным рыболовецким предприятием договор о совместной деятельности, то есть объединиться квотами. Решая эти вопросы, председатели рыболовецких колхозов мотаются между деревней, Архангельском и Москвой. Ведь именно там принимаются судьбоносные решения.

- Кто это рассчитывал? - возмущается глава соянской администрации Светлана Васильевна Сивкова. - От фонаря цифры берут, лучше бы наши расчеты спросили. А если не верят, то пожили бы тут для проверки. В населенном пункте то и дело отключают электроэнергию в целях экономии топлива. Ну, а как, допустим, в медпункте без света? В деревне из медиков только один фельдшер - Елена Александровна Горбунова. У жителей Сояны нет возможности обследоваться в стационарных условиях, фельдшер ведь только может следить за лечением, но не назначать его. Чтобы доехать из Сояны до Мезени, нужно заплатить водителю "Бурана" или УАЗика 150 рублей за дорогу туда и столько же обратно. Итого триста рублей на одного путешественника поневоле.

Хоть и сетуют поморы, что деревня вырождается, но жизнь их выглядит все же налаженной. Средний возраст жителей Сояны - 40 лет. Из 440 жителей всего 60 пенсионеров. Причем мужчин на этом поморском берегу больше, чем женщин. Более того, есть молодые, холостые, работящие и непьющие. Народ живет тем, что выращено на огороде, мужики то рыбы наловят, то птичку забьют. Зарабатывают и на перевозке охотников и рыбаков из города, зимой - по зимнику, летом - по воде. Однако твердят соянцы, что на промысле отцов и дедов долго не протянешь. Претензии всех земляков к областной и федеральной власти выразила сельский мэр Светлана Сивкова:

Долгощелье

Основные фондовые ресурсы рыболовецких колхозов были накоплены в советские времена, а вот вновь приобрести поморы ничего не могут. По словам главного экономиста колхоза "Север", рыбацкие хозяйства давно жили в условиях рыночной экономики. Любовь Евгеньевна Буторина утверждает, что денег хватало на все. Только возле Долгощелья было четыре рыбстана.

Даже в тундре отстроили дома с печным отоплением, бани. Но со взлетом цен на топливо дико подорожал авиатранспорт, работа рыбацких станов перестала быть рентабельной. Рыбстаны стал растаскивать по бревнышку озлобленный, одурманенный спиртом народ. Поэтому их и продали.

- Там, в Москве и в Архангельске думают, что мы здесь не понимаем ничего. Да, мы подчиняемся государственным решениям. Но с ними не согласны. Ведь понятно, что за всей чехардой в Госкомрыболовстве - большие криминальные интересы. Разве мы могли соперничать с толстосумами на аукционах? Они себе квоты тысячами покупали, а коренным поморам кидали крохи. Даже сейчас, получив по тысяче квоты, они вылавливают тысяч по десять. Кто их проверит? А, если и проверят - им есть, чем откупаться. О чем думают государственные люди? О поморах не думают - это точно. Ведь через десять лет в поморских деревнях останутся только пенсионеры, молодых родители всеми силами выпроваживают - здесь будущего нет.

В этом году и зверобойку сорвали, а это тоже источник поморских доходов. С 14 века жители этих мест ходили на зверобойный промысел, а в этом году не вышли. Государство ввело налог на биологические ресурсы, а это 350 рублей за каждого зверя. Откуда у населения такие средства?

Ненцы

Мезень

Жителей Мезени называют мезенцами. И мужчин, и женщин. Потому что мезенки - это порода лошадей. Мезенки - очень выносливые лошадки. Как ни странно, но на краю Архангельской области, где очень холодно и ветрено, чувствуется какая-то особенная уверенность в людях. Женщины - красиво и богато одеты, закутаны в меха, дети - яркие и аккуратные, подростки - модные и непосредственные, прямо на улицах поют. За три дня в Мезенском краю не встретилось ни одного не то что пьяного - даже подвыпившего:

Мезенский голова

По семь часов в день в течение двух месяцев предвыборной кампании он рассказывал людям, что можно сделать для того, чтобы мезенская действительность становилась не менее, а все более надежной.

Потеря механизмов управления сказывается во всем. Например, полетел дизель в Мезени, Заборский обратился в областную администрацию, хотел узнать: может, где в области такой же дизель, но работающий, простаивает. Нет, сказали ему, никаких свободных дизелей. А спустя два с половиной года выяснилось, что в соседней Пинеге такой агрегат мхом покрывался от безделья.

Глава - он ведь и организатор, и экономист, и психолог в одном лице. Посчитал Игорь Заборский, что молочный завод выгодно в районе восстановить. Деньги под развитие производства нашел, оборудование закупил, с консультациями специалистов в Архангельске договорился, так ведь надо еще уговорить человека это производство возглавить. А это, оказывается, труднее расчетов и поисков инвестиций. Попробуй, объясни помору, что мир вокруг изменился. И вряд ли этот мир прогнется под каждого из поморов. Они ведь, например, сами красной рыбой питаются, а продавать ее - не продают. Автомобильной трассы в районе нет, поэтому торговать здесь не принято.

Мезенский край - это уникальная природная зона, где присутствуют сразу три климатических пояса: тундра, лесотундра и тайга, в Мезенском крае чудесные девственные леса, которые нельзя рубить: Поморы боятся, что у них и природу эту, как рыбные квоты, отнимут.

Предпоследний самолет

Алла ХОДЫРЕВА.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Губернский лабиринт
Волна
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Знамя
Знамя труда
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северный рабочий
СМ. вестник
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета