Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Правда Северо-Запада
13 апреля 2005 (14)
Илья Азовский

Горьковский автозавод: вчера и сегодня

Пресс-тур на ГАЗ начался с посещения музея предприятия. Здесь чтят каждую деталь, каждый документ. Когда входишь в музей - испытываешь трепет. Это как посещение Кремля, ибо история Отечества и история главного автомобиля страны - неразрывны.

История Горьковского автомобильного завода началась в 1929 году с решения ВСНХ СССР. 31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма "Ford Motor Company" заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа "Ford-А" и грузовых автомобилей типа "Ford-АА". Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой "Ford Motor Company". В те годы всё делалось быстро: уже 2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Благодаря удачному проекту, умелому руководству, личной ответственности каждого участника завод был построен за 18 месяцев.

Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам американской фирмы "Форд". Несмотря на это, они уже несколько отличались от американских прототипов: для российского варианта были усилены картер сцепления и рулевой механизм. Сочетая использование фордовских разработок с поиском и внедрением своих решений, конструкторы создали немало модификаций на базе полуторки. В 1933 году появился автобус служебного назначения ГАЗ-03-30. В конце 1934 года на конвейер встал трёхосный грузовик ГАЗ-ААА. Позже появился самосвал ГАЗ-410. А в 1937 году на филиале Горьковского автомобильного завода начался выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55. Также в те годы был создан и газогенераторный грузовик ГАЗ-42. На базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ- 4 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза. Пикапы ГАЗ-4 стали сходить с конвейера в 1933 году.

Массовое движение за овладение техникой и повышение производительности труда дало возможность в кратчайший срок провести подготовку производства новых автомобилей.

По соглашению, подписанному с фирмой "Форд", этому автомобилю, как и ГАЗ-А, был также определён свой, фордовский прототип. Однако конструкторский коллектив ГАЗа, возглавленный в 1933 году талантливым специалистом и организатором А.А. Липгартом, учитывая не только полученный опыт производства и эксплуатации первой модели, но и свою собственную точку зрения на отечественный автомобиль, решительно отказался от копирования американского образца. Причины понятны: фордовское шасси оказалось фактически непригодным к работе в условиях российских дорог.

В итоге ГАЗ-М1, как и все последующие модели легковых автомобилей ГАЗ, получился выносливым, прочным, неприхотливым.

За годы Великой Отечественной войны ГАЗ выпустил:

автомобилей - 176221 шт.,

танков - около 12000 шт.,

самоходных установок - более 9000 шт.,

миномётов - 24000 шт.,

автомобильных моторов - 232000 шт.,

снарядов для ракетной установки "Катюша" - 30000 шт.

В 1942 году ГАЗ был практически полностью уничтожен немецкой авиацией. История вообще тёмная: фашисты уже проиграли Сталинградскую битву, и вдруг - массированные налёты на Горький. Причём, по воспоминаниям очевидцев, налёты были точечные. Каждая немецкая бомба ложилась точно на цель. Единственное объяснение такой точности в том, что до войны много немецких специалистов работали на ГАЗе, а потому в распоряжении штаба люфтваффе была точная карта предприятия. Так или иначе, но ГАЗ остановился, ненадолго, ибо Сталин приказал восстановить завод за три месяца. Через 100 дней завод уже выпускал нужную фронту продукцию.

Послевоенная история началась с переоборудования литейных цехов. Были расширены корпуса серого и ковкого чугуна, произведён монтаж нового оборудования, создан литейный N 6 - первый в стране цех точного литья по выплавляемым моделям, пущена автоматическая линия формовочного литья, также первая в стране. Были возведены новые заводы: штампов и пресс-форм, коробок скоростей, мостов грузовых автомобилей. За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства в 1971 году автозавод был награждён орденом Ленина.

В 80-х началось серийное производство "Волги" ГАЗ-3102. От предшественницы она отличалась новым решением передней и задней частей, что придавало автомобилю большую солидность. Новым было оформление интерьера и приборной панели. На "тридцать первую" устанавливали более удобные сиденья с подголовниками. Система тормозов также была усовершенствована. Интересно, что на первых партиях автомобилей ГАЗ-3102 устанавливался двигатель с форкамерно-факельным зажиганием. По причине своей исключительности несколько лет "тридцать первая" использовалась только государственными и партийными структурами в качестве служебного автомобиля.

Сегодня ГАЗ - ведущее отечественное автомобилестроительное предприятие. Производит грузовые и легковые автомобили (соотношение примерно - 50Х50). По объёмам производства и продаж в классе LCV (лёгкие коммерческие грузовики) ГАЗ занимает десятое место в мире. В последние годы стремительно растёт уровень продаж микроавтобусов и малотоннажных грузовиков марки "ГАЗ". Можно до бесконечности спорить, какие автомобили предпочтительней покупать, конкурентоспособен ли отечественный автопром сегодня - консенсус так и не будет найден. Поэтому речь - о производственной системе "ГАЗ", которая, по мнению хозяев предприятия концерна "РусПромАвто" (контролируется компанией "Базовый элемент"), способна вдохнуть новую жизнь в старейшее отечественное предприятие.

Первое, что поражает в цехах ГАЗа, - идеальная чистота. В этой идеальной чистоте практически нет шума. В этой идеальной чистоте - порядок и отсутствие суеты. Несуетность и чистота поразили не меньше музея истории предприятия: здесь уже несколько лет действует производственная система "ГАЗ". Заметим, что Горьковский автозавод стал первым российским предприятием, где начала действовать система организации труда, принятая в крупнейших автомобильных компаниях мира. Суть новой производственной системы - с меньшими затратами и меньшими усилиями производить продукцию качественнее и в больших объёмах, изменить сознание людей и заинтересовать их в результатах своего труда.

В сжатые сроки без остановки конвейера были реализованы следующие проекты: рестайлинг семейств "ГАЗель" и "Соболь", модернизация легкового автомобиля "Волга", внедрение новых роботизированных линий. Идёт подготовка производства автомобилей "Тигр" (российского варианта "Хаммера") и среднетоннажного грузовика городского типа "Валдай". Здесь нет рабочих - здесь операторы. Так вот каждый оператор досконально знает свой участок и отвечает за то, чтобы качественно передать деталь следующему по конвейеру оператору. Следующий по конвейеру - главный заказчик. То, что в социалистические годы называлось термином "инициатива масс", стало реальностью. Вот, например, работа над усовершенствованием рабочего места, где производится установка амортизатора, закончилась тем, что удалось сократить протяжённость рабочей зоны с 5,70 метра до 3,16, и, как следствие, на 20 секунд уменьшилось время цикла выполнения операции. Ещё пример: начальник одного из цехов рассказал о том, что на ГАЗе нынче считают даже количество движений. Подсчитано, что на одном из рабочих мест оператор совершал 14 наклонов - это много, теперь делает в семь раз меньше (только два).

Теория и практика производственной системы ОАО "ГАЗ" повышают возможности реализации продукции в условиях жёсткой конкуренции и создают реальные предпосылки для выполнения стоящей перед дивизионом задачи - снизить издержки производства в этом году на 20 процентов. И ещё: человек - это главная составляющая... Или, как написано на воротах Горьковского автозавода: "Человек - это наш самый ценный актив". Вообще, сейчас почти каждый оператор может показать свой обновлённый компактный стол, удобные стеллажи под детали, с удовольствием продемонстрирует новую помощницу-пневмодрель.

Оператор Алексей Суралев:

- Мне приходилось много бегать, приносить по пять стёкол с другого конца конвейера, распаковывать их, а это - бумага, мусор. Сейчас стёкла мне привозят на специальной подставке (стёклышки стоят, как тарелки в мойке, - чистые и удобно брать. - И. А.). Ещё у меня появился очень хороший нагрудник - фартук, где я храню свои инструменты. Не надо перекладывать, как раньше, ящик с ними из кабины в кабину, ведь так можно было её ударить или поцарапать.

Оператор Ольга Волкова:

- Шнур для проверки электрооборудования неудобно висел, путался под ногами, случалось, обрывали его не раз. А сейчас замечательно сделали - прикрепили к нему грузик и зацепили за ролик. И после выполнения операции он сам уезжает вверх.

В итоге введение производственной системы "ГАЗ" должно сказаться не только на социальном климате, но и на конечной продукции - автомобилях.

Глава департамента Министерства промышленности Нижегородской области Сергей Виноградов на встрече с рабочими АЦБК и главными редакторами архангельских СМИ признался, что когда "РусПромАвто" приобретало контрольный пакет ГАЗа, то присутствовало определённое волнение, но сейчас очевидно: волновались зря.

Предприятие вылезло из долговой ямы (при миллиардном обороте был долг в полмиллиарда долларов), исправно платит налоги во все уровни бюджетов, активно участвует в социальных программах. По зарплате ГАЗ в первой тройке промышленных предприятий Нижегородской области. Что характерно для Нижегородской области и совершенно нехарактерно для нашей, по словам Виноградова, ГАЗ, как и многие другие предприятия, передавали в муниципальную собственность жилой фонд и социальные объекты, но передавали в нормальном состоянии, проведя капитальный ремонт. С губернской властью у ГАЗовцев вообще довольно тесное взаимодействие, власть региона старается поддержать предприятие. Виноградов рассказал, как пришли к губернатору Ходыреву японцы и предложили поставить цех по производству автомобилей из комплектующих. Ходырев сказал: "Пожалуйста, но чтобы ваш модельный ряд не повторял ГАЗовский".

"ВОЛГА" В ПОДАРОК

8 марта - во время встречи в Кремле Владимира Путина с женщинами ветеранами Великой Отечественной войны - ветеран Антонина Ефремова, которая также присутствовала на этой встрече, обратилась к президенту, посетовав, что их семейная "Волга" настолько стара, что "еле едет". Эта "Волга" используется семьёй Ефремовых не только для личных целей. На этой машине Антонина Ефремова вместе с семьёй и друзьями ездит на расположенный рядом с Серпуховым мемориал воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны, ухаживает за комплексом. Более того, Антонина Ефремова возглавляет поисковый отряд, который занимается поиском и захоронением останков погибших солдат и офицеров во время войны. Причём ветеран сказала, что ни на чём, кроме "Волги" ездить не желает.

Президент ничего на это не ответил, а на следующий день вечером неожиданно для ветерана Владимир Путин приехал в Серпухов и вручил Ефремовой ключи от новой серебристой "Волги". Президент сам за рулём подъехал к подъезду Антонины Ефремовой. Ефремова встретила Владимира Путина у подъезда, он вышел из машины, поздравил её ещё раз с праздником и сказал: "принимайте", указав на машину. Ефремова села за руль и проехала несколько метров. Затем она пригласила президента на чашку чая к себе домой, где они также подняли бокалы за праздник и новую машину.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета