Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Правда Северо-Запада
13 апреля 2005 (14)
Игорь Васильев

75 граммов хлеба в сутки

В первые недели войны с прилавков магазинов Архангельска исчезли продукты, уже через месяц после объявления о начале войны начались перебои с поставкой продовольствия.

22 августа 1941 года постановлением Бюро обкома ВКП(б) и облисполкома было принято решение о введении карточек на продукты. Рабочие и служащие получали 600 граммов хлеба в сутки, иждивенцы и дети - 300 (см. справку из фондов Госархива Архангельской области). Но и эти нормы из-за срывов централизованных поставок зерна постоянно снижались. Нехватка хлеба приводила к сокращению пайка до 150 граммов, а в отдельные дни - до 75 граммов в сутки. Для увеличения пайка хлеба в июле 1943-го стали экспериментировать с добавками в муку мха-ягеля. Окружной санитарно-эпидемиологической лабораторией были изготовлены и проанализированы образцы такого хлеба. Однако в августе пришло заключение главной Госсанинспекции о ненадлежащем качестве этого хлеба (см. документ из фондов Госархива Архангельской области).

Зимы 1941 и 1942 были не только самыми холодными, но и самыми голодными. Многие исследователи говорят, что больше, чем в Архангельске, во время Великой Отечественной голодали только в Ленинграде.

В мае 1942-го обкомом ВКП(б) и облисполкомом были отправлены промысловые экспедиции на Новую Землю. Жители города узнали вкус мяса тюленя и кайры. Для улучшения продовольственного снабжения изыскивали внутренние ресурсы - жители собирали грибы и ягоды, крапиву и лебеду, отстреливали дичь. После первой зимовки горожане принялись возделывать огороды прямо во дворах - под картофель и овощи было раскопано 425 гектаров городской земли.

За годы войны в Архангельске только по официальным данным от болезней и голода умерло свыше 20 тысяч человек.

Как это было

Галина Григорьевна Кравцова:

"Как только объявили начало войны, началась паника - женщины побежали в магазины, стали скупать всё подряд. Помню огромные очереди, занимали место с вечера, на руках писали номера, всю ночь стояли - через каждые два часа была перекличка. Уже в августе ввели карточки на хлеб, чуть позже - на другие продукты: 5 граммов масла, крупы в день - и так всё было расписано. Потом нас прикрепили к столовой, которая располагалась на втором этаже "Детского мира", - там давали по литру бульона из вываренных костей, в котором плавали шарики из морской капусты. Ещё ели котлеты из морской капусты, заправленные мукой или какой-нибудь крупой, тюленину. Помню, после первых бомбёжек горела канатная фабрика, а рядом были продовольственные склады с мукой, крупами и сахаром. Там всё быстро растащили, а мы с подругами бегали туда и в банку собирали тёмную от жжёного сахара жидкость, которая текла со складов. Мама процеживала, и мы пили эту сладкую водичку. В школе в начале войны давали шанежку с зубчатым краем, весь урок сидишь и думаешь, как на перемене отщипнёшь сначала один зубчик, потом другой".

Прокопьев Юрий Павлович:

"В магазинах продукты исчезали с невероятной скоростью. Помню, что полки были сплошь уставлены упаковками с горчицей и лавровым листом, но потом и горчица исчезла - её отмачивали и пекли лепёшки. Осенью на мясокомбинате на Смольном Буяне продавали конину. Стояли огромные очереди, бабушка вставала в 4 утра (мы жили в Соломбале) и ехала за мясом, где-то через месяц и это удовольствие закончилось. В войну в городе появилась чечевица, из неё варили жиденький суп. Летом по дворам ходили женщины с огромными мешками и срезали крапиву для столовых. В ноябре 1941 спецпереселенцы и ссыльные - самые незащищённые - ходили по Соломбале, шатаясь, как тени. Умирали в первую очередь пожилые и одинокие люди, умирало много. Хоронили в общих могилах. Голод был настолько жестоким, что были даже случаи людоедства".

Байдин Александр Александрович:

"Война оставила вечное воспоминание о голоде, есть хотелось всегда. Зимой 1941- 1942, особенно по утрам, когда я спешил в школу, по улицам тащилась лошадь с большими санями-розвальнями. В санях лежали трупы - сколько их, никто не считал, все отводили глаза, потому что завтра такая участь могла постигнуть любого. Трупы были прикрыты рогожкой, а из-под рогожки только ноги торчали. Рядом с нашим домом была помойка, каждое утро к ней приходили два парня, через полтора месяца один из них пропал, наверное, умер. Осенью ходили перекапывать поля - искали оставшуюся картошку, иногда нас гоняли. На рынке можно было купить хлебную карточку. Я был пацаном, и меня взрослые дядьки дважды обманывали - продавали просроченные карточки. Неплохо жили те, у кого были огороды: картошка стоила очень дорого, и они на картошку выменивали всё, что было у людей. Потом огороды раскапывали во всех дворах. И после войны с продуктами было плохо - и в 46-м, и в 47-м:

До 60-летия Победы в Великой Отечественной войне осталось 27 дней.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета