Пресса Архангельской области
 
815783437 815783437 815783437 -->


Правда Северо-Запада
8 ноября 2006 (44)
Светлана ГАВРИЛОВА, Сергей САБАНИН

Шенкурские берега

Шенкурск начинается с реки Ваги. На московской трассе бабушка в дождевике и на велосипеде нам так и объяснила: "Город-то? А вот тут свернёте, там ещё пять километров - и попадёте прямо в Шенкурск". За указателем с цифрой "5" открывается Вага...

Полковник Ипатов

Дорога на берегу жирно-грязная, разъезженная гружёными лесовозами. У спуска к воде стоит трактор. "Переправа? - выглядывает из кабины тракторист. - А вон "зилок" поехал - поезжайте за ним. У нас плашкоут ходит. Как раз скоро подойдёт".

Плашкоут "Полковник Ипатов" - единственная связь Шенкурска с другими посёлками и деревнями района, с областным центром, с федеральной трассой. Плата за проезд вроде и невелика - 50 рублей. Но чтобы автомобиль задом, медленно и неуклюже вполз на плашкоут, иногда приходится отстоять очередь. В этот раз нам повезло: машина в очереди оказалась четвёртой - все, под завязку! Водитель пятой, "хлебовозки", остаётся нервно курить на берегу.

Вопрос о строительстве моста через Вагу стоит с незапамятных времён. В самые первые годы правления губернатора Ефремова, рассказывают ветераны шенкурского ДРСУ, вопрос почти решился. В рамках конверсии и разоружения. В Читинской области, на одной из рек у границы с Китаем, утратил стратегическое значение военный понтонный мост. Министерство обороны просило совсем немного - миллиардов этак пять "неденоминированных". Плюс, разумеется, доставка на новое место за счёт покупателя. Везти это чудо военно-инженерной техники нужно было через всю Сибирь и Урал на 24-х КамАЗах. У района таких денег не нашлось. Нет их в бюджете и сегодня. Инвесторов тоже нет. Сторонние организации, которые заготавливают здесь лес, думают лишь о своей выгоде. А если на горизонте замаячат деньги областные или федеральные, их, как канат, перетягивают одновременно несколько районов. Одну такую "битву" шенкурский уже проиграл. За несколько дней до прибытия районной делегации, в Министерстве транспорта РФ побывал представитель Верхней Тоймы. Какими средствами убеждения он пользовался, история умалчивает, но федеральный "грант" ушёл в Верхнетоемский район. А в Шенкурск пришёл "Полковник Ипатов".

Фельдшер на лыжах, бабка на "буране"

При царе-батюшке в Шенкурском уезде проживало более 79 тысяч человек. На излёте эпохи Горбачёва районное народонаселение достигло почти 93 тысяч. Демократические реформы уменьшили численность жителей района в пять раз - до 18 тысяч. В райцентре едва наберётся тысяч шесть горожан. О жизни рассказывают они неохотно: не то чтобы не на что пожаловаться, - есть! - но в деревнях по соседству "совсем народ заброшенный", поэтому своё, "городское", житьё-бытьё вроде и ругать грех.

"Шенкурск-то считается районным центром, - говорит одна женщина. - И по меркам районного центра мы живём ещё ничего. Сейчас уже нет такого, чтобы человек не мог работу найти. Было бы желание. Правда, теперь и спрос с работников куда больше, чем в 90-х. Но если Шенкурск потеряет статус районного центра - пиши пропало...".

Потом рассказывает, что местных, "своих" предприятий здесь осталось очень мало - филиалы кругом. Правда, остался государственный лесхоз. Люди работают в основном у предпринимателей, в сфере обслуживания. Зарплаты там, говорят, невысоки: если предприниматель держит сеть магазинов, он своим продавцам в деревнях, бывает, и по две тысячи платит. Контролирующие органы, естественно, такого хозяина прижимают: повышай! А хозяин хватается за голову: будешь больше платить - сам останешься без штанов.

"Вот я состою в совете предпринимателей, - разводит руками Мария Абрамовна Кукина, в прошлом депутат районного совета. - Постоянно слышу: мало платите, повышайте! А вы посмотрите на нашего среднего бизнесмена: с чего он повысит? Да скажите спасибо, что он там, в глуши, эту точку вообще держит, людей кормит, без хлеба не оставляет. Ведь никакой прибыли, себе же в убыток! Власть всё никак не может найти общий язык с бизнесом".

"Говорят, народ заброшенный? А как же не заброшенный? - Мария Абрамовна прижимает руки к груди. - Сейчас-то ещё ничего, дороги проезжие. А зимой не знают, как больных бабушек в больницу привезти. Фельдшер бегает по вызовам на лыжах, бабку, если посчастливится, на "буране" доставляют или ещё как".

Ещё боль здешних стариков - невнимание молодых, тех, кто пришёл к власти в последние три-четыре года. То есть не то чтобы руководители ветеранов совсем забыли, но и души в их отношении - самый мизер. НЕДОпамять такая, что ли. Новая власть стариков не знает. "Это больно, очень больно, - Мария Абрамовна непонимающе качает головой. - А ведь надо, чтобы человек, придя к власти, интересовался, чем люди живут, как живут. У нас пенсионеров уже больше 50-ти процентов населения..."

Молодёжь из Шенкурска уезжает. Старожилы грустно прогнозируют: через год-два в районном центре остро встанет кадровая проблема: не будет хватать продавцов, бухгалтеров, учителей, врачей... Она в Шенкурске уже одной ногой: старые кадры дорабатывают последние годы. Вот скоро уйдёт на пенсию терапевт - и в больнице останутся только два таких врача, причём один из них заведующий отделением, и без того перегруженный работой. К врачу, рассказывают старики, уже сейчас не попасть, надо записываться за неделю. А людей-то болеет много. Выпал снег, окончился грибной сезон, выкопали картошку - и все пошли болеть. А на весь район - одна больница! И ещё небольшая в Ровдино. Была больница в Верхолетке - сократили...

Местное ПТУ выпускает продавцов, поваров, механизаторов, водителей категории В, С. Профессии нужные! Но молодёжь всё равно не остаётся. А что, говорят, делать, если зарплаты маленькие и жилья не хватает. Вон, батюшка новый в июле приехал с пятью детьми - и поселить было бы негде, хорошо у прихода давно была "отвоёвана" двухкомнатная квартира.

Вопросы Путину

За последней "прямой линией" Президента Путина внимательно следила шенкурская девочка Маша. Маша так и не смогла, но очень хотела задать Владимиру Владимировичу два вопроса. Знает ли Путин о городе Шенкурске и почему он (Путин), если знает, не помогает храм ремонтировать...

Разговариваем с девочкой, как живётся в Шенкурске детям. Хорошо, говорит Маша: есть музыкальная школа, где работает эстетический класс, общеобразовательная школа тоже ничего. "Детей неплохо готовят, все поступают, - подхватывает её мама Татьяна. - Но держится всё на учителях старой закалки. А студенты оканчивают тот же ПГУ и не возвращаются. Хотя есть положительные примеры - братья Котловы, два молодых директора. Один коррекционной школой руководит, другой - школой в деревне Наводово". К слову: недавно областной департамент образования подвёл итоги прошедшего ЕГЭ. Выяснилось, что в Шенкурском районе лучшие результаты по математике...

Татьяна помогает по хозяйству приболевшим родителям. Во дворе корова, бык, куры. Сегодня в Шенкурске на шесть тысяч жителей от силы два десятка коров - сравнительно недавно было шестьдесят. Люди стали заводить скот в начале 90-х, чтобы хоть как-то прокормиться. Но вскоре всё пошло на убыль - теперь даже в деревнях молодёжь держит коров неохотно.

"Почему?" - Мария Кукина объясняет: "Во-первых, тяжело, во-вторых, сбыта нет. Корова - не котёнок, не пнёшь под лавку. У нас скот держат в основном те, у кого дети-студенты, которых на ноги ставить надо. Вот у меня приятельница - у неё трое детей учатся. Куда ей деваться? Корову держит, берёт быков на откорм. Одна, муж ушёл из жизни, а на зарплату детей не поднять. Она плачет, а держит".

Вопрос сбыта, наверное, второй после многострадального моста, которого нет. Шенкурский совет предпринимателей бьёт во все колокола: нет рынка, негде продавать свою продукцию. Молоко в районный центр из Вологды привозят! "Говорят, так дешевле, - недоумевает Мария Абрамовна. - У нас одна надежда: Путин-то сказал, что на рынках должны не перекупщики торговать, а те, кто производит. Ждём, что будет какая-то директива сверху. А пока у нас бабка вырастила картошку, лишка у неё появилось, а продать не может. Хотя и плюсы тоже есть. Свой маслозавод - ОАО "Наводово", там заправляют два парня-спортсмена. И летом на совете предпринимателей мы договорились: надо земляков поддерживать. Будем покупать молоко у своих!"

Два берега

районной власти

Пока малый бизнес ищет общий язык с властью, власть ищет общий язык сама с собой. Свершившаяся в начале года реформа местного самоуправления пропахала границы внутри некогда целостного муниципального образования. Районный центр Шенкурск получил статус городского поселения, свою городскую администрацию и типичные для любого поселения, отодвинутого от районной казны, проблемы. Администрация Шенкурска уже почти год несёт всю полноту ответственности за городской быт и городское хозяйство, но: до сих пор ещё не всем городским имуществом владеет.

"Раньше городская управа была структурной частью районной администрации, - рассказывает мэр Шенкурска Валерий Красильников. - Деньги на нужды города напрямую выделялись из районного бюджета. Теперь приходится жить по средствам".

Основные налогоплательщики-предприятия находятся в Шенкурске. Здесь же проживает треть населения района. Однако из общей денежной массы налога на доходы физических лиц, который исправно выплачивают шенкуряне, городу достаётся 10 процентов. Минуя городскую кассу, идёт в районный бюджет "вменёнка" от индивидуальных предпринимателей. "Вся муниципальная недвижимость, которая есть в городе, пока ещё считается собственностью районной администрации, - разводит руками Валерий Викторович. - Поэтому арендная плата также уходит к ней".

Обратно эти средства уже не возвращаются. А проблемы райцентра множатся и растут, как снежный ком. Одна из них - городские дороги. Предельная скорость для легковушки на шенкурских улицах - километров сорок в час. Быстрее ехать просто опасно. Через каждый метр-полтора - колдобины, ухабы, прутья арматуры и острые края бетонных плит. Большую скорость позволяют себе разве что водители тяжёлых лесовозов. На окраине города - транспарант "въезд лесовозам запрещён". Но большинство асов баранки с Соломбальского и Архангельского ЦБК, частного перевозчика Базанова как будто читать не умеют. У шенкурского мэра властных ресурсов, чтобы раз и навсегда пустить тяжеловозы в объезд, нет: дороги за периметром города в его компетенцию не входят. А на восстановление городских улиц из дистрофичных налоговых отчислений удалось наскрести в этом году 57 тысяч. Не густо.

Наступившая досрочно зима обнажила ещё одну проблему, порождённую административной реформой. На балансе городской администрации около трёхсот муниципальных домов, за отопление которых отвечает мэр. А вся малая энергетика - городские котельные - и городу не принадлежат, и мэру не подчиняются. "В последнее время конструктивные отношения с районом у нас, конечно, налаживаются, - не теряет надежду Красильников. - Возможно, к концу года котельные нам передадут".

Светлана ГАВРИЛОВА, Сергей САБАНИН

На обратном пути мы попали на переправу под обеденный перерыв. "Полковник Ипатов" в полдень принял на борт пассажиров - тех, что поместились, - а за нами и ещё тремя "счастливчиками" пришёл только через час. Мы сидели в заметаемой снегом машине, сокрушались, что теряем световой день, и наблюдали, как легко плашкоут идёт по Ваге под дрожащим российским флагом. Кроме двух "рядовых" иномарок, "Ипатов" вёз машину ГАИ и "скорую помощь" - на вызовы в соседние деревни...



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя