Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Северо-Запада
22 марта 2006 (11)
Лев САМЫЛОВ,

Красная субмарина

Архангельск тоже мог отпраздновать День подводного флота

В марте вся Россия празднует столетие подводного флота. На Русском Севере торжественные мероприятия сосредоточились в Северодвинске, оно и понятно - предприятия города куют обороноспособность страны, строя подводные лодки. Архангельск оказался на обочине юбилея, хотя, как говорят исследователи, и в истории Архангельска есть что праздновать. Именно в Архангельск из Италии, в 1917 году обогнув в океанском переходе Европу, пришла подводная лодка "Святой Георгий".

История Ивана Ризнича

Иван Иванович Ризнич родился в 1878 году. Окончив морской кадетский корпус, с 1895 года служил на различных кораблях Черноморского флота. Последняя должность водолазного офицера, скорее всего, и привела его в 1904 году к стажировке на "Дельфине" - первой русской субмарине. О силе характера Ризнича свидетельствует то, что его стажировка началась уже после трагедии 16 июня 1904 года, когда затонувший у причала "Дельфин" унёс с собой жизни 25 моряков. Пройдя школу у подводника N 1 М. Н. Беклемишева, Ризнич командовал подводными лодками "Щука", "Лосось", "Белуга", но наибольшего успеха достиг на ПЛ "Стерлядь". Обобщая накопленный опыт, Ризнич написал книгу "Подводная лодка "Стерлядь", оценённую специалистами как первый учебник по практике подводного плавания. "За организацию подводного дела в 1904-1906 годах" Ризнич был награждён орденом Святой Анны 3-й степени.

За спор - в отставку

Подводные лодки далеко не сразу получили признание в России, и поначалу о будущем подводного флота шли ожесточённые споры. Противники, объединившиеся вокруг офицера Морского штаба А.Колчака (будущего адмирала) и военно-морского теоретика А. Бубнова, считали, что подводные лодки не имеют никакого боевого значения. Молодые офицеры-подводники, среди которых был и Иван Ризнич, отстаивали противоположную точку зрения. Противостояние зашло так далеко, что Ризнич был вынужден уйти в отставку. Но и оказавшись вне флота, Иван Иванович с единомышленниками продолжал убеждать общественность, что морское могущество России неизбежно связано с подводным флотом. В конце концов их доводы были услышаны, и в России началось строительство собственных подводных лодок.

Первый поход

С началом Первой мировой войны Иван Ризнич был вновь призван во флот. В то время в Италии на верфи "Фиат" в Специи по заказу России строилась малая подводная лодка. Для приёмки лодки весной 1917-го в Специю прибыл русский экипаж, возглавляемый старшим лейтенантом Ризничем. В мае 1917 года подводная лодка была освящена, получила имя "Святой Георгий", на лодке был поднят Андреевский флаг. 13 июня 1917 года "Святой Георгий" покинул Италию и, пройдя Средиземным морем, через Гибралтар вышел в Атлантику. Так малая, построенная для прибрежного плавания субмарина, бросила дерзкий вызов океану. С русской командой на борту подводная лодка совершила трудный и опасный поход из Италии на Русский Север в Архангельск. Офицер Российского флота Иван Ризнич блестяще справился с поставленной задачей и 9 сентября 1917 года привёл субмарину к Соборной (ныне Красной) пристани Архангельска. Так успешно закончился первый в истории Российского флота океанский поход подводного флота вокруг Европы. Весь экипаж корабля был награждён, командир Ризнич получил звание капитана второго ранга и орден Святого Владимира 4-й степени.

Конец истории печальный

Установлено, что до 1918 года Иван Ризнич находился в Архангельске. Дальнейшая его судьба неизвестна. По одной из версий - он погиб летом 1923 года в Шанхае при попытке вернуть в Россию угнанное белыми в Китай торговое судно. Что же касается подводной лодки "Святой Георгий", то судьба её такова. В ноябре 1917 года корабль стоял на ремонте в Архангельске. В феврале 1918 года экипаж перешёл на сторону Советской власти, и лодку переименовали в "Коммунар". В августе 1918- го Архангельск оккупировали войска Антанты и команда увела субмарину вверх по Северной Двине, где она села на мель. После освобождения Архангельска лодку попытались ввести в строй, но степень её изношенности не позволила это сделать. Некоторое время корпус лодки использовали в качестве судоподъёмного понтона, а затем вообще разрезали на металл.

Лев САМЫЛОВ, Северодвинск. Фото с сайта www.militera.lib.ru



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя