Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Северо-Запада
17 мая 2006 (19)
Инф.

А ну, кто тут поморы?

Поморская тема уже несколько лет активно обсуждается в региональных СМИ. Недавно одна из общественных организаций решила предъявить права поморов на мыс Святой Нос (НАО). Именно в этом месте должна пройти трасса нефтепровода Харьяга-Индига, сооружаемого компанией "Транснефть".

Лавкрафт на Севере

Национально-культурная автономия поморов выступила категорически против стройки. Не исключено, что побудили к написанию "поморской петиции" перипетии вокруг сооружения другого нефтепровода - близ Байкала. Напомню, что перенести на безопасное расстояние от Байкала трассу века потребовал Президент, откликнувшись на призыв общественности. Очень может быть, что с точки зрения экологии существуют серьёзные аргументы и против строительства нефтепровода и терминала на НАШЕМ мысе. Во всяком случае, точки над i должны быть расставлены 22 мая, когда пройдёт общественное обсуждение проекта.

Между тем авторы заявления апеллируют не столько к экологическим, сколько к этнологическим аргументам. При этом аргументация авторов заявления, как говорится, спотыкается на обе ноги. Так вот, споткнувшись, можно сесть в лужу или кормой на прибрежную луду (мель), если пользоваться поморской терминологией.

Нога первая. По утверждению подписантов заявления, мыс назван Святым оттого, что в этом месте плохие условия для судоходства и часты кораблекрушения. Повышенная аварийность как доказательство святости места?! Едва ли поморы, нарёкшие нос (мыс) "святым", руководствовались этим критерием. В противном случае следовало бы назвать "святым", например, один из участков федеральной автодороги Москва- Архангельск, где чаще всего случаются ДТП. Наверное, всё-таки "святым" мыс прозвали чудесным образом спасшиеся мореходы - именно в честь своего спасения, а вовсе не по причине "плохих условий для судоходства". Кстати, мысов с таким именем в России целых три.

Второй аргумент вызывает ещё большее недоумение. Оказывается, поморы в старину поклонялись: Святому Духу моря, будто бы обитающему близ мыса. Этой информацией авторы обращения поделились с руководством ОАО "Транснефть": не гневите, дескать, духов!

Ну что тут сказать? Общеизвестно, что поморы были людьми православными, притом многие из них - старообрядцами (то есть православными "в квадрате"), и никаким языческим духам не кланялись. А почитали они святого Николая Угодника, покровителя всех плавающих и путешествующих. И церкви, и кресты обетные в честь него ставили.

Странно, что, поминая "духа моря", ссылаются при этом на иноземного мореплавателя Дженкинсона. Вообще-то, иностранные авторы много чего про Русь писали. Например, про то, как под развесистой клюквой сидел царь Иван Грозный, за свой крутой нрав прозванный Васильевичем. Мне же в связи с "духом моря" вспоминается вовсе не англичанин Дженкинсон, а американец Лавкрафт. Это в его повести "Тень над Инсмутом" поклоняются духу моря Дагону и приносят ему жертвы. Процитирую:

"Секта называлась "Тайный союз Дагона": Приверженность к секте простого народа вполне объяснима: её зарождение совпало с внезапной миграцией рыбы на прежние места. Секта очень быстро приобрела огромную популярность, и вскоре собрания её членов стали проводиться в помещении Масонского общества".

"Дух моря" - это идея покруче тутовской "родины Бабы-Яги"!

Поход в народ

Тема поморов начала активно обсуждаться года четыре назад, накануне Всероссийской переписи населения. Тогдашняя областная власть, руководимая "главным помором" Ефремовым, много говорила на сей счёт, да мало делала. Новая власть не говорит и не делает. Между тем многие исконно поморские селения почти обезлюдели. Основную массу активного, трудоспособного населения выкачали города. Рождаемость упала до нулевого уровня. Оставшиеся в сёлах труженики зачастую предпочитают традиционному занятию - рыболовству (где поморов обложили запретами как волков флажками) - лесозаготовки. Что же касается сохранения традиционного образа жизни и культуры, то в этом плане жители Русского Устья (Сибирь- Индигирка) преуспели куда больше. Хотя русскоустьинцы по данным переписи в самостоятельный этнос не выделены. И это не мешает им хранить верность традициям предков. Кстати, если говорить о льготах для коренного населения, то критерий для их предоставления - не принадлежность человека к данному этносу, а именно традиционный образ жизни. Скажем, живущий в беломорской деревне татарин, промышляющий рыбу и морского зверя не хуже коренного помора, вправе рассчитывать на льготы-квоты, а вот горожане "поморского корня" - Ефремов или Кожин - пардон:

Как же возродить поморскую глубинку? Влить свежую молодую кровь в пустеющие селения. Согласятся ли радетели за права поморов пойти в народ? Ведь придётся оставить в городе семью, карьеру, бизнес: А как иначе? Была в XIX веке "теория малых дел". Пока одни народники шли в массы с листовками и воззваниями (а "массы" сдавали их в руки полиции), другие занимались вполне конкретными делами: лечили, учили, ремонтировали провалившийся мост и т.д.). Уровень жизни народа в отдельно взятой волости медленно, но рос. Так что хочешь быть помором - будь им. Веди традиционный образ жизни. Возрождай глубинку. Начать можно с ближайшего Кегострова. Правда, до того, как воздвигать там обетные кресты, следует наладить запущенную донельзя социалку-коммуналку. Иначе на посёлке будет поставлен один большой крест.

В конце концов, для похода в народ можно привлечь и "варягов" издалека. Обратимся ещё к историческим примерам. Был такой американец Серафим Роуз. Англо- протестантское происхождение не помешало ему обратиться к православию и стать одним из ведущих богословов ХХ века. Был философ Рене Генон, француз-католик.

Он принял ислам, женился на дочери арабского шейха, чей род восходит к самому Пророку, и стал одним из крупнейших мусульманских мыслителей ХХ века. Мораль: если не француз или американец, то уж москвич или петербуржец при большом желании с его стороны способен стать настоящим помором. Подымай парус, вёсла в руки - и греби.

Пока же мы имеем по аналогии с "асфальтовыми казаками" сухопутных поморов. Одним мешает вскарабкаться на коня избыточный вес, другим не дают править карбасом личные политические амбиции. А Поморье тем временем физически вымирает. Желающих предпринять поход в народ не видно. Может, бросить клич по регионам России? Как говорили древние греки, вот тебе Родос - тут и прыгай. Вот тебе Кегостров - возрождай и не ропщи. Не то лет через двадцать поморы останутся лишь на страницах поморского словаря.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя
Имя:

Пароль:




Забыли пароль?