Пресса Архангельской области
 


Правда Северо-Запада
21 июня 2006 (24)
Дмитрий Кеврольский

Опустевшая улица..., или Катера - живые и мёртвые

С незапамятных времён Двина была "главной улицей" нашего города, его основной транспортной магистралью. В начале прошлого века едва ли не каждый архангелогородец с детства был на воде; практически все умели плавать и управляться с лодкой. Шло время, менялись эпохи, и некогда насущная потребность горожан в использовании речных судов постепенно исчезла.

Но любовь к речным просторам, стремление к свободе остались - они у северян в крови - вот почему и после революции, а особенно в послевоенное время, маломерные суда были особенно популярны в Архангельске. Увы, с распадом Советского Союза материальное положение людей резко ухудшилось, и "главная улица" города опустела: к концу девяностых звук мотора на Двине стал редкостью даже в белые ночи, самое популярное время для речных прогулок и путешествий. Правда, в последнее время река потихоньку оживает. С чем это связано и что ждёт катерников в будущем? - во всём этом разбирался наш корреспондент.

Корабельная сторона

Соломбала до сей поры сохранила свой неповторимый дух, свою удивительную атмосферу. А ещё там сохранились катера - соломбальские (это единственный в своём роде тип катера, появившийся в Архангельске и идеально приспособленный к эксплуатации в местных условиях). Хотя:, как сказал нам живущий у самой воды старожил, "Да, сейчас их совсем мало стало. И куда все подевались?.. Эх, собачья жизнь:".

Стою на причале, готовлю к съемке фотоаппарат. Вечереет, солнце стремительно садится - и вот оно уже скрылось за деревьями на противоположном берегу реки. В это время к причалу подходят два классических соломбальских катера - один тащит другой на буксире. На железном боку последнего читаю гордое: "Соломбалец". Отказать себе в удовольствии пообщаться с владельцем катера Андреем я не смог.

Андрей - счастливый обладатель "Соломбальца": "Мне 35 лет. Учился на судосборщика, потом - на электросварщика. А знаете, почему катер завёл? Из-за жабы! Лет десять назад проснулся как-то среди ночи, а на мне жаба сидит. Сидит и душит: у тестя есть катер, у меня - нет!.. И понеслось: катер шил сам, сделал всё до последнего винтика. Ну, а когда сделал, то и имя дал соответствующее - "Соломбалец".

Я и сам, кстати, в Соломбале живу. Катер достаточно мореходен: до Золотицы в хорошую погоду на нём вполне можно дойти, трёхбалльное волнение спокойно выдержит. А ещё есть печка - камелёк называется. Топится такая печка дровами, ну а они-то уж всегда в избытке. Каюта вмещает троих здоровых мужиков, - продолжает Андрей, - кстати, это оптимальный экипаж для катера такого класса. Предлагали мне продать "Соломбальца" за 120 тысяч рублей (примерно столько сегодня стоит новенький "Жигуль" - прим авт.) - отказался. Не могу я продать его! Движок на нём проверенный, надёжный - Л-6. Да вот сегодня подвёл: Но спасибо ребятам, выручили. Прямо, как МЧС-овцы!".

Взаимопомощь -

это святое!

Подхожу к "МЧСовцам", которые на поверку оказываются Вячеславом Михайловичем (коренной соломбалец, работает электриком на "Красной Кузнице") и его племянником Антоном (в этом году пойдёт в четвёртый класс).

"Ну как же не помочь?! - улыбается Антон. - А вдруг мы в такую же ситуацию попадём?" Дядя подхватывает: "К сожалению, сейчас и лодок меньше, и, главное, люди злее стали. Но на помощь сегодня ещё можно рассчитывать - это на воде святое. А раньше намного больше было - и катеров, и лодок. Вся Соломбалка была в катерах, буквально некуда приткнуться! А сейчас ещё штрафы пошли, совсем бешено стало. Бензин подорожал, опять же. Да и за речку Соломбалку стыдно - в каком она состоянии: укрепление берегов чёрт знает сколько не делалось, о том, что существуют дноуглубительные работы, мы уж и забыли. Пусто, пусто, опустела Соломбалка", - грустно резюмировал Вячеслав Михайлович.

Дмитрий Кеврольский

Пролетарский рулит!

Спортивный комментатор АГТРК "Поморье" Валентин Пролетарский - заядлый рыбак и грибник-ягодник, объездивший почти всю двинскую дельту. "Люблю Двину за её бесконечный простор, за её потрясающие дали и свободу, - признался нам как-то Валентин Николаевич. - Катера я, конечно, любил и люблю - правда, сейчас больше времени провожу на берегу. Но уж если выбираюсь, то непременно занимаю место рулевого: А ещё помню старые типы моторов - совдеповские "Элочки": Л-3, Л-6,Л-12 и совсем уж древний мотор под названием "Топ-нога" - его так раньше и заводили - топаньем. А вообще, катер - дело, конечно, хорошее, но сегодня дорогое".



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя


www.artil.ru/index.html>