Правда Северо-Запада
26 июля 2006 (29)
Дмитрий ФЕДОТОВ
Тамара Гудима: "Памятники нельзя возить по городу"
На этой неделе Архангельскую область с официальным визитом посетила советник
министра культуры и массовых коммуникаций РФ Тамара Гудима. О состоянии
культурного фронта области, проблемах и тревогах Тамара Михайловна поведала в
эксклюзивном интервью нашему корреспонденту.
- В нашей области не всё в порядке с управлением культурой. Областной комитет
даже называют комитетом по борьбе с культурой. Как вы оцениваете управление
культурой в области на фоне других субъектов Северо-Запада?
- Если сравнивать с Псковом, то там положение более тяжёлое; если говорить о
Карелии, то там очень сильное Министерство культуры. В нашей области меня многое
тревожит.
- Есть ли взаимопонимание с властями области, как идёт диалог с губернатором?
- По-настоящему обстоятельных разговоров с губернатором о культуре было два. Мне
показалось, что есть понимание многих вещей. Сейчас у меня состоялся тревожный
разговор по Соловкам с руководством области, много лет не можем сдвинуть вопрос
по Морскому музею.
- Как вы оцениваете деятельность Ирины Губиной на посту председателя комитета
культуры?
- Я думаю, что она сделала ряд вещей положительных. Был ряд деловых конфликтов,
и я всегда говорила об этом открыто, например, по вопросу о Доме народного
творчества. Она - один из основных участников того, что в Архангельске нет
такого центра. Я не очень понимала ряд других решений. Но считаю, у нас были
нормальные рабочие отношения. Поэтому, когда говорят, что она вообще ничего не
делала, - это неправда.
- А её переход в заместители о чём говорит?
- Этого я вообще не понимаю. Когда говорят, что хотели найти более сильного
управленца, - я понимаю такое желание. Но когда объявляется конкурс - лишь бы
кто-то пришёл... Новый руководитель только начал работать, пока давать оценку -
преждевременно. Я искренне желаю ему успехов. Но сказать, что у нас очень
сильный руководитель, пока никто не может. Сейчас есть ряд экстренных вопросов,
ему будет достаточно сложно решать их.
- У нас есть Соловки, куда вкладываются серьёзные деньги, и множество других
памятников, куда деньги не доходят, - те же Гостиные Дворы...
- На моей памяти Министерство уже лет восемь занимается реставрацией Гостиных
Дворов; другое дело, что средств выделяется недостаточно. Министерство культуры
вкладывает до пяти миллионов рублей в год, но это означает, что Гостиные Дворы
быстрее разваливаются, чем мы их восстанавливаем. Договаривались, что по
Гостиным Дворам надо искать организацию, фирму, которая проинвестирует
реставрацию. Можно продумать взаимовыгодные условия, и вроде бы была такая
договорённость, однако воз и ныне там. Могу сказать, что ситуация в следующем
году поправится: в бюджете прописано плюсом 130 миллионов на программу "Культура
Русского Севера", это уже неплохо.
- Как вы относитесь к передаче памятников архитектуры, в которых располагаются
музеи, в ведение Русской православной церкви?
- Я очень встревожена этой темой, вопрос сложный. Поэтому я сторонник того,
чтобы в каждом случае был объективный и внимательный анализ ситуации, нельзя
решать всё скопом. Иногда это может быть целесообразным, но есть случаи, когда
это просто недопустимо, потому что пострадает культура. Что касается икон, я
думаю, опытные, умные и глубокие священнослужители понимают: приходит срок,
когда сохранить иконы можно, только соблюдая условия хранения. Есть особые
иконы, которые являются святынями, и их надо использовать для богослужений,
продумав вопросы сохранения.
- В нашей области ситуация противостояния Церкви и музея наиболее ярко
проявляется на Соловках. Как вы видите эту ситуацию?
- На Соловках ситуация сложная. У меня есть последний документ, который поступил
недавно - после поездки министерской комиссии на Соловки. Согласно ему большая
часть зданий передана Церкви. Но документально это не оформлено. Меня вот что
волнует: не дай бог - беда, кто понесёт ответственность? Сейчас там не
утверждены границы музея-заповедника, памятников, не выделены охранные зоны,
практически не контролируется территория, плохо контролируются реставрационные
деньги - в этом виновато Министерство. В строительстве гостиниц без очистных
сооружений - прямой угрозе экологии Соловков - региональные власти. А ведь мы
говорим о всемирном наследии, это наша общая вина, но от этого не легче. Хочу
сказать, может, вы первые об этом узнаете: на октябрь назначено заседание
коллегии Министерства культуры по проблемам Соловков.
- Перенос памятника Защитникам Советского Севера расколол общественное мнение.
Как вы относитесь к произошедшему?
- Во-первых, я не понимаю, почему в нарушение всех законов был осуществлён
перенос памятника? Это официальный памятник, созданный крупнейшими мастерами, и
место, на котором он находился, было неотделимым от него. Памятники нельзя
возить по городу. Я не могу понять, на каком основании это сделано, чьим
решением был разрушен ансамбль?!
- Создан прецедент. Может быть, этим стоит заинтересоваться Министерству?
- Дело в том, что такие решения принимают на местах, в Министерстве культуры
этим не занимаются, так как это не федеральный памятник. Полную ответственность
несут городская и областная власти - это их земля, их территория.
- У государства не хватает средств на реставрацию всех памятников. Как вы
относитесь к идее передавать их в частные руки?
- Очень долго я была абсолютным противником этого, сейчас отношусь спокойнее.
Сегодня, если будет соблюдаться закон о сохранении памятников культурного
наследия, ничего страшного не произойдёт. Потому что в соответствии с законом,
кто бы ни был владельцем - он берёт на себя все обязанности по сохранению
памятника, в том числе и допускать людей для осмотра. Я категорически против
приватизации только по той причине, что памятник может исчезнуть вообще. Скажем,
при его восстановлении исказят внешний облик.
- А такие примеры есть?
- Сколько угодно. Даже когда здания передаются церкви. Есть у нас такой принцип:
"чтоб красивше было". Нормальная реставрация - это сохранение объектов.
- Каргополь - древний город, но там творится настоящий архитектурный беспредел.
- К великому сожалению, разработанный единый план развития Каргополя не
соблюдается. Если местные власти будут продолжать так же работать в этом
направлении, то мы потеряем старинный русский город. Так нельзя - целый ряд
домов попросту разрушают облик Каргополя. Боюсь, что в скором времени останется
только территория кремля.
- Ещё один "шедевр" - восстановленная Чумбаровка. Вы видели её реконструкцию,
как оцениваете перемены?
- Единственное, чего я не поняла, - что праздновали? Была великолепная задумка -
сохранить старый деревянный Архангельск. И первые дома возводили, как положено,
по всем законам реставрации. Сейчас... откуда взялось такое покрытие дороги?
Люди, занимавшиеся восстановлением улицы, не знали о деревянных мостовых,
которыми славился Архангельск? Сегодня Чумбаровки как улицы старого Архангельска
попросту нет.
- Воцарение в Малых Карелах Михаила Лопаткина воспринято в культурных кругах
неоднозначно. Как вы считаете, он компетентен?
- Михаил Лопаткин, насколько я его знаю, человек очень активный, везде, где он
появляется, начинается бурная деятельность. Я не рассматриваю это качество как
отрицательное. Вместе с тем я абсолютно убеждена, что Михаил Васильевич, к
великому сожалению, фактор коммерции в культуре преувеличивает, зачастую забывая
о последствиях, к которым это может привести. Я собираюсь съездить в Малые
Карелы - были очень тревожные звонки, что разрешено пить на территории музея,
что готовится горячая пища, при этом забывается о пожарной безопасности. Боюсь,
как бы наша беспечность не лишила нас однажды музея "Малые Карелы".
- Одна из действительно исторических реликвий области - Новодвинская крепость -
в плачевном состоянии. Сейчас идёт разговор о том, кому достанется музей: Малым
Карелам или областному краеведческому музею.
- Новодвинская крепость имеет статус федерального памятника, но по содержанию -
это часть истории города, может быть, самая главная часть. Малые Карелы - музей
деревянного зодчества со своими задачами, его цель - показать и сохранить
шедевры деревянного зодчества, которыми гордится Россия. У Малых Карел
необъятное поле деятельности.
- Но ведь краеведческий музей - областного подчинения, а крепость - федеральный
памятник?
- Я не вижу в этом проблемы, и области ничего не стоит заявить о включении
крепости в состав музея. Нужно только желание и действия властей. Я вижу
крепость как филиал краеведческого музея.
- А по ремонту Новодвинской крепости - не получится, что она исчезнет вместе со
всей своей историей?
- Вы знаете, она уже давно не ремонтируется по-настоящему. Когда не было
областной программы "Культура Русского Севера", суммы, которые вкладывала
область в восстановление памятников, были просто ничтожные. Этот год практически
первый, когда область вкладывает существенные средства в культуру. Я надеюсь,
что с каждым годом средства будут только увеличиваться, область найдёт деньги на
её восстановление, и, несомненно, тут нужно подключать федеральный бюджет.
- Большая проблема - с финансированием народных хоров. Сегодня они брошены и
живут только на энтузиазме участников...
- Главный принцип финансирования в нашем государстве - заявки на различные
проекты. Для того, чтобы получить деньги по программе "Культура России", надо
подавать заявки, и там все в равных условиях. Народное творчество финансируется
по этой программе.
- Да, но для этого нужны специалисты. Кто будет писать заявки, в деревне таких
попросту нет?
- У каждого субъекта федерации есть свои секреты в развитии культуры. Секрет
Карелии - они не пожалели года времени и средств и обучили всех работников
культуры тому, как пишутся заявки для участия в проектах.
- Как вы считаете, нужно ли давать налоговые льготы меценатам?
- Вообще, слово "меценат" означает бескорыстную помощь. Если человек хочет
стать меценатом, у него даже мысли не должно возникнуть о материальных выгодах.
Я хочу, чтобы в меценатстве этот принцип сохранился. Я за общественное признание
меценатов, и тут есть различные формы поощрения. Поэтому само звание "меценат"
должно быть званием человека особой общественной ценности. И в масштабах области
это гораздо проще сделать.
- Вы прямо и открыто говорите о проблемах, о вине Министерства культуры. Вы -
неудобный человек, как вам удаётся усидеть на своём месте?
- Наверное, мне повезло, и я работаю с умными людьми, которыми являются
министры. Если подчинённый говорит начальнику только о его гениальности, есть
смысл подумать, зачем он нужен? И потом, я свободный человек, с собственной
позицией, и дорожу этим. Накопленный багаж знаний и опыта использую для дела. И
совсем не стараюсь усидеть на своём месте.
Дмитрий ФЕДОТОВ
P. S. Полный вариант интервью с Тамарой Гудимой будет размещён на сайте "ПС-З" в
Новодвинске" www.nw.novodvinsk.net
|