Пресса Архангельской области
 


Правда Северо-Запада
5 июля 2006 (26)
Илья АЗОВСКИЙ

Здесь власть не Советская, здесь власть Соловецкая!

Уважаемые читатели! Вы можете не соглашаться с нижеописанным, вы можете внутренне протестовать против исторических фактов, вы даже можете порвать статью, которая сейчас перед вами: но история нашего (давайте согласимся - слишком специфического) края от этого белее или чище не станет. История, она тем и хороша, что её надо знать такой, какая она была, во всех нюансах. Потом из парадксов истории можно извлекать уроки. И главное: нижеопубликованная статья - свежий ветер, ворвавшийся в приоткрытую форточку. Этот свежий ветер изгоняет официозно-ортодоксальную затхлость, пропитавшую общественную жизнь Архангельской области.

Илья АЗОВСКИЙ

Такими словами надзиратели встречали заключённых, прибывавших на Соловецкие острова во времена Соловецкого лагеря Особого Назначения. Эти же слова и сегодня надо произносить перед прибывающими на Соловки туристами. И пусть не бряцают кандалы, не стреляют в голову из винтовки прямо на причале, но суть действий Соловецкой власти осталась той же. Здесь не властвуют законы России. Здесь власть своя. А вот чья она - попробуем разобраться в очередной серии соловецкого печатного триллера.

Историю Соловков условно можно разделить на четыре части:

- история дохристианская, с её уникальными археологическими памятниками, по древности своей не уступающими египетским пирамидам, длившаяся тысячи лет;

- история монастырская, не менее загадочная и интересная, длившаяся пять веков;

- история лагерная, полная ужаса и крови, длиной в полтора десятилетия;

- история новая, начавшаяся с возрождения монастыря и закончившаяся установлением теократического правления в одном отдельно взятом населённом пункте страны с названием Россия.

Но для понимания новой соловецкой истории необходим небольшой исторический экскурс, наполненный парадоксами.

Парадокс N 1

"Монастырь основан на безлюдных островах".

Такую фразу услышит почти каждый турист, прибывающий на Соловки. Легенда красивая, от неё так и веет бессмертным подвигом соловецких подвижников, строящих обитель в суровых северных краях. На деле - сказка, призванная в угоду политическим моментам подтвердить церковную юрисдикцию Соловецких островов. Археологи убедительно доказали, что Соловецкие острова использовались местными племенами всегда, вплоть до прихода монахов на острова. Люди освоили Соловки по крайней мере в III тысячелетии до нашей эры. И до возникновения монастыря, как написано в том же "Житии соловецких Савватия и Зосимы", на островах "морстии пловцы обитают". То есть рыбачат здесь племена местные. Любопытно, что большинство монастырей в России основаны не на "пустынных местах", как утверждают церковные легенды, а на местах людных: на пересечениях торговых путей, у волоков, у рыболовных и сельскохозяйственных угодий. И мало кто сегодня знает, что XII-XIV века - это время крестьянско-монастырских войн. Жгли монахов, жгли именно потому, что после их прихода земли вольных северных крестьян становились монастырскими. Монахи попросту отбирали нажитое тяжёлым трудом. К примеру, тот же Кирилло-Белозерский монастырь сжигали дважды.

Парадокс N 2

"Монахи проводили время в трудах и молитве".

Действительно так, но никто не скажет туристу, что труд да молитва тоже разные бывают. А труд у соловецких монахов был крайне специфичен. Исследования тех же ненавистных церкви археологов убедительно доказывают: Соловецкий монастырь в самом начале каменного строительства имел в своём плане: тюрьму. До XIX века Соловки были единственной официальной тюрьмой Российской империи, а монахи исполняли роль тюремщиков и надзирателей. С такой работы и запить можно! И пили. Пили безбожно. Просто в традиции того времени потребление водки и вина в монастырях считалось естественным. Даже патриарх Никон, автор церковного раскола, пытаясь помириться с бунтующим Соловецким монастырём, посылал сюда не только новые богослужебные книги, но и бочки вина и водки. Наверное, вряд ли можно представить что-то страшнее, чем пьяные тюремщики, в руках которых находится жизнь и смерть человека. Были, конечно, и сердобольные монахи, которые тайком носили еду в камеры узников. Но они нарушали правила монастыря. Соловецкий архимандрит Илларий писал: "Имя Соловков сделалось грозным и страшным по свидетельству истории Российской". Тюрьма, кстати, была на Соловках до 1903 года. Затем её упразднили.

Парадокс N 3

"История повторяется".

Тюремный дух Соловецкого монастыря сыграл злую шутку с благочестивыми подвижниками. В двадцатых годах XX века монахи уже закрытого большевиками Соловецкого монастыря приняли активное участие в создании новой соловецкой тюрьмы. После официального учреждения Соловецкого лагеря Особого Назначения, монахи отослали в Санкт-Петербург телеграмму, в которой выражали полное согласие с фактом создания концентрационного лагеря на базе бывшей обители. Мало того, большая часть монахов выразила желание: работать в этом лагере. Монахов устроили инструкторами и выплачивали им заработную плату. Любопытно, что эти же монахи выделялись особенно жестоким отношением к священнослужителям-заключённым.

***

Вот такие парадоксы. Но, возможно, именно они помогут нам понять новую, сегодняшнюю часть соловецкой истории. В основе её - ложь о происхождении монастыря и участие соловецкой братии в создании двух тюрем - одна другой страшнее. Сегодня пришло время говорить об этом. Потому что достойные наследники худших традиций Соловецкого монастыря пришли к власти на Соловках. Наверное, не стоит напоминать вам лагерный лозунг:

Новая история Соловков, являющихся, напомню, объектом Всемирного культурного наследия и начавшаяся с воссоздания Соловецкого лагеря: простите, монастыря, напоминает историю сотен культурных объектов новой России. В этой "новой России" всё поставлено с ног на голову: светское государство, презирая собственные законы, поддерживает теократию; духовные организации выступают в роли крупнейших лоббистов и рвутся к власти; коррупционеры всех мастей вершат судьбу регионов; "денежные мешки", присвоившие себе звание "слуг народа", не являются его представителями; а сам народ, загипнотизированный телеотсосными агитками, пребывает в коме. В таком государстве культура уступает место лицемерной "духовности", и "духовность" большой ложкой начинает набивать свою утробу бесценными памятниками, принадлежащими народу. Вот уже скушали Валаам, фактически превратив жителей острова в бомжей; устроили информационную блокаду Рязанского музея, задумав отхапать уникальнейший Рязанский кремль. По всей стране церковники воюют с музеями, заявляя: "Отдайте!". Церковный каток мчится, давя последние остатки культуры, созданной для народа. Духовные "благодетели" забыли о главном: невозможно установить мир и согласие, применяя насилие. Установленная таким образом "религия" (если можно в данном случае применить это слово) рухнет, погребая под своими обломками её создателей.

Соловки не стали исключением. Первое время новые монахи вели себя достаточно мирно. Но ни для кого не секрет, что РПЦ в нашей стране сегодня считают вторым по силе лоббистом после ВПК. Видимо, ощутив, что церковь опять в фаворе, монахи начали претендовать на все без исключения соловецкие территории и памятники. Для начала монастырь выторговал себе изрядную часть Соловков. Монастырю был передан в аренду второй по величине остров Соловецкого архипелага - Анзер. И сразу же на Анзере начались чудеса. Теперь все места высадки на этом острове перекрыты частной охранной структурой, нанятой монастырём. Чудесным образом, в нарушение всех действующих законов Российской Федерации, свободный доступ на российский остров: попросту запрещён для всех граждан России. Посетить его можно только в составе экскурсионной группы, имеющей благословение Соловецкого монастыря. Напомню, что любая часть территории Российской Федерации может иметь ограничение в свободном доступе, только если эта территория является либо частной, либо ведомственной. Так что Соловецкий монастырь у нас теперь - то ли ведомство, то ли частная лавочка. При этом закрыт и доступ к водным источникам. А на острове большое количество красивейших озёр, уникальная экология и огромное количество памятников домонастырского периода, о которых, конечно, в церковных экскурсиях не упоминается.

Конечно, можно подумать, что церковь начала активно вкладывать финансы в восстановление памятников острова. Но, увы, этого не произошло. Памятники острова, переданные монастырю, продолжают разрушаться, напоминая не о подвижничестве и благочестии, а о бесхозяйственности и ленности. При этом монастырь постоянно претендует на те памятники, реставрация которых проходит за государственный (читай - народный) счёт. Противостояние Соловецкого монастыря и Соловецкого музея (в оперативном управлении которого находятся памятники) доходило даже до захвата памятников монахами. Например, на территории Секиро- Вознесенского архитектурного комплекса братией монастыря были сорваны музейные замки на помещениях, а помещения самовольно заселены монахами. Интересно, что сегодня официальные лица музея наверняка будут отрицать эту историю, но вдумчивые следователи (если таковые появятся на Соловках) смогли бы опросить местное население и докопаться до правды. Ходят слухи (думается, вполне оправданные), что даже здание Новобратского корпуса (где сейчас располагается администрация музея), отремонтированное по последнему слову строительных технологий за счёт наших с вами налогов, будет вскоре отдано монастырю. А музей будет вкладывать преизрядную сумму государственных денег в ремонт нового здания для размещения своих служб. Мне почему-то кажется, что за этим шагом последует полная передача монастырю уникальных Соловков, что грозит полным крахом не только музея, но и финансового, морального и психического состояния всех жителей Соловецкого поселения. Не ошибусь, если скажу, что многие жители Соловков относятся к деятельности монастыря, мягко говоря, отрицательно. Но деваться им, увы, некуда. Вот такие парадоксы новой истории Соловков:

***

Эта часть нашей истории наиболее загадочна, а потому наиболее интересна. Она лежит в области домыслов, базируется на наблюдениях, догадках, логике и, думаю, скоро заинтересует соответствующие органы. В своей предыдущей статье ("Соловецкий микроскоп", "ПС-З" N 14, 12.04.06) я писал о фактическом сговоре между руководством Соловецкого музея, администрацией Соловецкого поселения и партией "Родина". Судя по всему, в этой схеме не хватало таинственного кукловода, руководящего процессом. И на роль этого теневого руководства вполне (судя по последним шагам музея и администрации) может претендовать Соловецкий монастырь. Ибо, взирая на любые события, стоит задаться вопросом: "Кому это выгодно?".

Этим вопросом я озаботился после соловецкого события, связанного со скандально известным фантастическим художественным фильмом "Код да Винчи". К слову сказать, фильм содержит идеи не более фантастичные, чем догматы любых "духовитых" организаций - неважно, секта это или официальная религия. Различия между ними нет. Когда-то и христиан называли сектантами. А сегодня и те, и другие оболванивают народ, зарабатывая деньги на продаже веры.

Так вот. Общественный показ скандального фильма на Соловках: запретили. Вот уже появились объявления о времени показа, но за три часа до начала фильма от администрации посёлка поступило распоряжение снять его с проката. Что и было исполнено.

Попытавшись разобраться в этой странной ситуации, отдающей мрачным российским средневековьем, автор статьи выяснил, что средневековье вернулось. Оно здесь, у нас, в XXI веке. Эдакий ренессанс инквизиции. Инквизиции российской - идейной и тупоголовой, а потому ещё более страшной.

c Кодола О. Е. 2006



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя


www.artil.ru/index.html>