|
Правда Северо-Запада
20 сентября 2006 (37)
Сергей САБАНИН, Светлана ГАВРИЛОВА
Между храмом и вокзалом
В прошлом году в Исакогорке обокрали храм Сергия Радонежского - вынесли 56 самых
старых, редких икон. Настоятель храма отец Михаил показывает пустые киоты,
которые так и остались на церковных стенах. Их немного. Куда больше светлых
"квадратов": обшивка-"вагонка" от времени потемнела почти везде, только под
иконами она оставалась, как новенькая.
Светлые пятна на память, чёрные дыры в памяти... Вначале-то у нас была
уверенность: приезжие орудовали, "временщики" с чемоданно-вокзальной совестью.
Но отец Михаил смотрит на слепой киот: "Местные это".
Очередь в храм.
За колбасой
"Сделан храм из добротного такого дерева, лиственницы", - отец Михаил родом из
Закарпатья, и говор у него южный, округлый и скорый, будто спелый отборный
горох. "Лественница" - получается у батюшки. Лестница.
Для железнодорожников прошлого века нормальным было не только движение по
горизонтали. В перпендикуляр рельсам-шпалам в тайге построили храм. Работали
строители в немыслимых условиях и почти без медицинской помощи, но храм
протянули к небу за считанные месяцы. То есть весной 1902 года заложили первый
камень, а осенью, готовый, уже освятили. "Официальная" история храма гласит: за
мужество строителей и назван он именем Сергия Радонежского - тоже в своём роде
первопроходца.
А потом пройдёт без малого три десятка лет, и сюда выстроится очередь за
продуктовым дефицитом. Магазину потолок с высокими сводами ни к чему, и его
перекроют досками - изнутри храм станет, как деревянный ящик. Ну, ящик ящиком, а
когда новодвинцы приезжали на вокзал к поезду или просто провожали родню, в
магазин обязательно сворачивали: за тушёнкой, колбасой, венгерским
консервированным зелёным горошком. Посёлок железнодорожников снабжался лучше,
чем город бумажников. И очередь в храм за колбасой и горошком не иссякала
шестьдесят лет.
"Облили бензином и подожгли"
"Я когда в 1999 году приехал, страшное дело творилось: пьяные в церковь ходили,
как в магазин - толпами. Сколько раз выводил и милицию вызывал..." - вспоминает
отец Михаил. Так ведь 99-й - это уже четвёртый год, как в храме постоянно идут
службы. А - "как в магазин". Тоже память. Не в той ли памяти дело было, когда
возвращали храм в 90-м тяжело, так тяжело, что "вспоминать не хочется", - отец
Михаил качает головой: "И разве у нас так только, в Исакогорке? Это везде так -
везде в Архангельской области. В других областях такого нет. Посмотрите, как
другие относятся к своим храмам. С любовью, аккуратно..."
Сам он в прошлом - строитель, и про любовь и аккуратность - это не для красного
словца. Скорее, для того, чтобы показать: время, как радуга, даже здесь наконец-
то описало полную подкову. За девяностые внутри перебрали полы, подняли потолок,
заменили стёкла - "они тоненькие были, вот как три листочка в вашем блокноте".
Ремонт в храме окончился только четыре года назад - в канун столетия. Отец
Михаил говорит, руки знают каждую дощечку из пятнадцати кубометров вагонки: "Я
когда пришёл, так было холодно, что во время службы пальцы немели и чаша
замерзала. Те два года из храма не выходил почти. Работали с восьми утра и редко
когда возвращались домой в десять вечера, чаще - в одиннадцать. Каждую досочку
маленькую - её ж просто так не приколотишь - надо примерить, пригнать".
Он с таким же волнением рассказывает, какая замечательная была при храме
воскресная школа: помещение большое, со столовой и кухней. "Мы там такой ремонт
сделали! Батареи поменяли - тепло стало. Преподавали основы православия,
церковнославянский язык, церковную музыку, рисовали дети на библейские темы.
Даже спектакли ставили. Сорок детей училось. Там само здание добротное было, а
мы так хорошо отремонтировали! А ведь это, сами понимаете, всё выпросить, всё
достать надо. Краску ту же. Столько денег, сил... Собирали на ремонт по
копеечке, по копеечке, у меня список такой был - кто пожертвовал. За них за всех
молились..." - тут отец Михаил отворачивается, и голос его в мгновение
становится сухим и жёстким.
"А потом всё сгорело... Книги - православная библиотека была очень большая,
пианино. За две недели до престольного праздника, до торжества столетия храма -
всё, всё... Школу кто-то облил бензином и поджёг".
Потом он уже спокойнее говорит, что воскресная школа всё равно работает, но из-
за проблем с помещением детей в прошлом году было чуть больше двадцати. Когда
снова вспоминаем о пожаре, второй раз за полчаса отец Михаил произносит слово
"местные".
Милиция говорит: "Ищем..."
"Когда железнодорожники тут всем командовали, нам помогали. А теперь власть -
нет, ничегошеньки. Не понимают, что ли, не будет духовности - не будет и России.
Семьдесят лет твердили: "Бога нет, Бога нет", - так и детей воспитывали. Вот
теперь пожинаем плоды..."
Храм почти год стоит под сигнализацией. Потому что в металлической решётке на
одном из церковных окон вставка - "чужие" современные прутья. "Родные" вырезаны.
Отец Михаил рассказывает, когда иконы выносили, было три часа ночи. Свет горел
на весь храм, но свидетелей нет, никто ничего не видел. Милиция говорит: "Ищем,
ищем..." "Думаете, местные?" - "Местные..."
Люди действовали знающие - украдены иконы 17-19-го веков. Только маленькая
старинная икона Сергия Радонежского уцелела - лежала на полу, прикрытая пустыми
киотами. "Кто первый-то раз в храм заходит - не замечает. А кто часто в храме
бывает, видит, что до сих пор остались отпечатки икон, светлые квадраты на
стенах. Мы их местами попытались прикрыть, повесили сверху другие иконы. Но
размеры-то разные, и пятна светлые всё равно видно".
***
За последние годы отсюда уехали 62 семьи - отец Михаил называет цифру точную.
Все они были его прихожанами, Исакогорка да Катунино. "Старые бабушки умирают, а
молодые - так, вроде и ходят, но только на Пасху, например, или свечку изредка
поставить". Почти что вежливая такая теплохладность, промежуточность. Вроде и
вреда от неё никакого. Но почему-то до сих пор в Исакогорке, завидев издали
батюшку, можно безнаказанно окликнуть его "Эй, поп!" - а потом навешать на
"попа" грязных трёхэтажных. Отец Михаил прощает. Он уже отучил местных
алкоголиков шуметь в храме - теперь если и заходят, то сидят в углу на скамейке
тихо и скромно. Шумят здесь только проходящие поезда - наверное, стук колёс даже
во время службы слышно. Но без этого на станции никак, а если в душе не дом и не
храм, а вокзал - не железная дорога в том виновата.
| |