Пресса Архангельской области
 
606418638 606418638 606418638 -->


Правда Северо-Запада
20 сентября 2006 (37)
Сергей САБАНИН, Светлана ГАВРИЛОВА

Между храмом и вокзалом

В прошлом году в Исакогорке обокрали храм Сергия Радонежского - вынесли 56 самых старых, редких икон. Настоятель храма отец Михаил показывает пустые киоты, которые так и остались на церковных стенах. Их немного. Куда больше светлых "квадратов": обшивка-"вагонка" от времени потемнела почти везде, только под иконами она оставалась, как новенькая.

Светлые пятна на память, чёрные дыры в памяти... Вначале-то у нас была уверенность: приезжие орудовали, "временщики" с чемоданно-вокзальной совестью. Но отец Михаил смотрит на слепой киот: "Местные это".

Очередь в храм.

За колбасой

"Сделан храм из добротного такого дерева, лиственницы", - отец Михаил родом из Закарпатья, и говор у него южный, округлый и скорый, будто спелый отборный горох. "Лественница" - получается у батюшки. Лестница.

Для железнодорожников прошлого века нормальным было не только движение по горизонтали. В перпендикуляр рельсам-шпалам в тайге построили храм. Работали строители в немыслимых условиях и почти без медицинской помощи, но храм протянули к небу за считанные месяцы. То есть весной 1902 года заложили первый камень, а осенью, готовый, уже освятили. "Официальная" история храма гласит: за мужество строителей и назван он именем Сергия Радонежского - тоже в своём роде первопроходца.

А потом пройдёт без малого три десятка лет, и сюда выстроится очередь за продуктовым дефицитом. Магазину потолок с высокими сводами ни к чему, и его перекроют досками - изнутри храм станет, как деревянный ящик. Ну, ящик ящиком, а когда новодвинцы приезжали на вокзал к поезду или просто провожали родню, в магазин обязательно сворачивали: за тушёнкой, колбасой, венгерским консервированным зелёным горошком. Посёлок железнодорожников снабжался лучше, чем город бумажников. И очередь в храм за колбасой и горошком не иссякала шестьдесят лет.

"Облили бензином и подожгли"

"Я когда в 1999 году приехал, страшное дело творилось: пьяные в церковь ходили, как в магазин - толпами. Сколько раз выводил и милицию вызывал..." - вспоминает отец Михаил. Так ведь 99-й - это уже четвёртый год, как в храме постоянно идут службы. А - "как в магазин". Тоже память. Не в той ли памяти дело было, когда возвращали храм в 90-м тяжело, так тяжело, что "вспоминать не хочется", - отец Михаил качает головой: "И разве у нас так только, в Исакогорке? Это везде так - везде в Архангельской области. В других областях такого нет. Посмотрите, как другие относятся к своим храмам. С любовью, аккуратно..."

Сам он в прошлом - строитель, и про любовь и аккуратность - это не для красного словца. Скорее, для того, чтобы показать: время, как радуга, даже здесь наконец- то описало полную подкову. За девяностые внутри перебрали полы, подняли потолок, заменили стёкла - "они тоненькие были, вот как три листочка в вашем блокноте". Ремонт в храме окончился только четыре года назад - в канун столетия. Отец Михаил говорит, руки знают каждую дощечку из пятнадцати кубометров вагонки: "Я когда пришёл, так было холодно, что во время службы пальцы немели и чаша замерзала. Те два года из храма не выходил почти. Работали с восьми утра и редко когда возвращались домой в десять вечера, чаще - в одиннадцать. Каждую досочку маленькую - её ж просто так не приколотишь - надо примерить, пригнать".

Он с таким же волнением рассказывает, какая замечательная была при храме воскресная школа: помещение большое, со столовой и кухней. "Мы там такой ремонт сделали! Батареи поменяли - тепло стало. Преподавали основы православия, церковнославянский язык, церковную музыку, рисовали дети на библейские темы. Даже спектакли ставили. Сорок детей училось. Там само здание добротное было, а мы так хорошо отремонтировали! А ведь это, сами понимаете, всё выпросить, всё достать надо. Краску ту же. Столько денег, сил... Собирали на ремонт по копеечке, по копеечке, у меня список такой был - кто пожертвовал. За них за всех молились..." - тут отец Михаил отворачивается, и голос его в мгновение становится сухим и жёстким.

"А потом всё сгорело... Книги - православная библиотека была очень большая, пианино. За две недели до престольного праздника, до торжества столетия храма - всё, всё... Школу кто-то облил бензином и поджёг".

Потом он уже спокойнее говорит, что воскресная школа всё равно работает, но из- за проблем с помещением детей в прошлом году было чуть больше двадцати. Когда снова вспоминаем о пожаре, второй раз за полчаса отец Михаил произносит слово "местные".

Милиция говорит: "Ищем..."

"Когда железнодорожники тут всем командовали, нам помогали. А теперь власть - нет, ничегошеньки. Не понимают, что ли, не будет духовности - не будет и России. Семьдесят лет твердили: "Бога нет, Бога нет", - так и детей воспитывали. Вот теперь пожинаем плоды..."

Храм почти год стоит под сигнализацией. Потому что в металлической решётке на одном из церковных окон вставка - "чужие" современные прутья. "Родные" вырезаны. Отец Михаил рассказывает, когда иконы выносили, было три часа ночи. Свет горел на весь храм, но свидетелей нет, никто ничего не видел. Милиция говорит: "Ищем, ищем..." "Думаете, местные?" - "Местные..."

Люди действовали знающие - украдены иконы 17-19-го веков. Только маленькая старинная икона Сергия Радонежского уцелела - лежала на полу, прикрытая пустыми киотами. "Кто первый-то раз в храм заходит - не замечает. А кто часто в храме бывает, видит, что до сих пор остались отпечатки икон, светлые квадраты на стенах. Мы их местами попытались прикрыть, повесили сверху другие иконы. Но размеры-то разные, и пятна светлые всё равно видно".

***

За последние годы отсюда уехали 62 семьи - отец Михаил называет цифру точную. Все они были его прихожанами, Исакогорка да Катунино. "Старые бабушки умирают, а молодые - так, вроде и ходят, но только на Пасху, например, или свечку изредка поставить". Почти что вежливая такая теплохладность, промежуточность. Вроде и вреда от неё никакого. Но почему-то до сих пор в Исакогорке, завидев издали батюшку, можно безнаказанно окликнуть его "Эй, поп!" - а потом навешать на "попа" грязных трёхэтажных. Отец Михаил прощает. Он уже отучил местных алкоголиков шуметь в храме - теперь если и заходят, то сидят в углу на скамейке тихо и скромно. Шумят здесь только проходящие поезда - наверное, стук колёс даже во время службы слышно. Но без этого на станции никак, а если в душе не дом и не храм, а вокзал - не железная дорога в том виновата.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя
Имя:

Пароль:




Забыли пароль?