|
Правда Северо-Запада
20 сентября 2006 (37)
Влада ГОРОДЕЦ
Первый хит - приезжий
Юрский привёз Сталина
15 сентября в преддверии театрального сезона на малой сцене Драматического
театра известный актёр, режиссёр, писатель Сергей Юрский показывал Сталина.
"Ужин у товарища Сталина" - подзаголовок пьесы молдавского драматурга Иона Друце
"Вечерний звон", по которой Юрский поставил спектакль.
Он же сыграл в нём главную роль - Вождя народов. В пятничном зрительном зале все
места, которые можно занять, были заняты. Что оправдано: "Вечерний звон" -
стильный, зловещий, смешной, ностальгический спектакль в исполнении
замечательного творческого альянса.
Главное, чтобы увиденное в минувшую пятницу не стало единственным театральным
хитом сезона.
Эпоха "садомазо" forever?
Разумеется, на сцене в пятницу откровенного "садомазо" с хищным пощёлкиванием
плётками не было, но эти напряжение, чувство страха и одновременно восторг от
приближения к Человеку-эпохе (про то, что это игра актёров, забывалось) вызывали
восторг, удовлетворение. Великое (злодейство в особенности) всегда привлекает и
завораживает.
Во время "Ужина у товарища Сталина" просто говорили, просто ужинали, пили, пели.
И чувство ужаса расползалось по залу. Впрочем, было ещё кое-что. По словам
Сергея Юрского, это "ещё кое-что": "...восторг самобичевания в вывернутой
наизнанку вере в высшее существо".
С одной стороны, в этом спектакле всё довольно конкретно: воссоздана конкретная
историческая атмосфера сталинских времён. С другой стороны, сюжет замешан на
вневременном, неконкретном. Это эпоха, которая была и до Сталина, и в сталинские
времена, и до сих пор никуда не подевалась. "Народ вроде голосует, чтобы ему же
было хуже. <:> Да, бедствуют, да, недовольны, да, говорят - обижают нас
чиновники. А особо всякие чужаки гадят, от них всё. Надо бы такого крепкого
Большого хозяина, чтобы погнал их всех. За такого мы горой, вот за такого мы всё
стерпим, всех порешим:" (С. Юрский).
"Паранойя"
Всё было бы просто, если б не было так сложно.
На ужин к товарищу Сталину приглашена оперная певица Надежда Блаженная, которая
должна развлекать капризного тирана, откровенно психически больного человека
(сам Бехтерев в своё время поставил Сталину диагноз - "паранойя").
Но для девушки Вождь - Кумир, а она слишком молода и наивна, потому ведёт себя
неадекватно ситуации.
На сцене - стильно. Всего довольно мало и вполне достаточно: сервированный для
ужина стол, красная ковровая дорожка, небольшая круглая сцена для певицы, лира,
карта мира, хрустальная люстра. Метафора времени есть.
Юрский-Сталин в первом действии - без специального грима. Но если в начале
спектакля и на протяжении первого действия всем понятно: "Сталин!", то к концу
действия возникает вопрос: "Кто это был? Сталин? Видение певицы с расстроенными
нервами? Двойник Генсека?..."
Честно говоря, словами пересказывать спектакль, пьесу - дело неблагодарное.
Здесь важно - ощущение ОТ. Ведь жанр определяют как фантазия-догадка.
***
Казалось бы, редкие нюансы сталинской эпохи и самой личности Генсека Компартии
СССР не исследованы. Однако публика массово является посмотреть и обалдеть ещё
раз. С биноклями. Почему?
Авторитетное мнение
Настоятель Заостровского храма Сретения Господня
отец Иоанн:
"Настало время какого-то нового разговора о Сталине. Потому что серьёзного
разговора так и не получилось - ни после ХХ съезда, ни в горбачёвское время,
когда многое ушло в болтовню. Мне кажется, что мы должны ради исцеления трезво
посмотреть на себя и освободиться от всякого хамства по отношению к своим
предкам, к своей истории. Конечно, мы знаем, что Сталин сделал много зла, 66
миллионов человек было уничтожено в мирное время. Такого не было ни в одной
стране, наш народ совершил самое настоящее самоубийство, или попытку
самоубийства. Это правда. Но когда мы пренебрежительно говорим о Ленине и
Сталине, то в нас сидит тот же самый вирус: ведь сталинизм выражается и в
антисталинизме, во всяком наплевательстве по отношению к человеку, во всякой
бесчеловечности, бессовестности. Мне кажется, настало время как-то собраться
нам, если мы хотим иметь общую историю, общее будущее, и без обвинений, без
претензий, без осуждения постараться осмыслить, что с нами произошло.
Спектакль для меня значителен. Я понял, что это - послание всем и лично мне.
Хотя это грёзы, это не реальный Сталин, не исторический. Может, это театр
абсурда. И мне как раз очень импонирует, что здесь нет смеха над Сталиным. Он
показан как человек с раздвоенным сознанием. Это трагедия - и человеческой
личности, и тирана. В нём много и зверства, конечно. Надо сказать правду, такого
палача история ещё не знала. Но христианская точка зрения такова, что палач
прежде всего уничтожает себя. Как у Достоевского в "Преступлении и наказании":
"Я не старушонку убил, я себя убил".
| |