|
Правда Северо-Запада
27 сентября 2006 (38)
Инф.
Неба и хлеба
...Как-то оно так синхронно получилось: глуховатый гул колокола и короткий
"дзынь" лопаты о случайный камень. Утро Рождества Пресвятой Богородицы,
Холмогорский район, Курья. Храм здешний, маленький, деревянный, построил на свои
деньги местный фермер c помощниками. Деньги кончились, когда очередь дошла до
колоколов, и на то, чтобы отлить большие, "настоящие", средств уже не хватило.
На храме зазвучали обрезанные кислородные баллоны вперемежку с маленькими
колоколами. Потому звук глуховатый, будто тесно ему. Но слышный. Лопата умолкает
на миг - и уже аккуратно, без звонов, чавкает себе дальше во влажной земле. День
год кормит - сентябрь, картошка... Отец Леонтий, настоятель холмогорского
прихода, обронит потом сдержанно: "К этому ещё прийти надо - к тому, что можно с
Богом спокойно жить, да ещё и много от этого получать".
"А ведь Господь
сам всё управит"
Отец Леонтий - единственный священник не только на Холмогоры, но и на шесть
ближайших сёл и деревень. И курьевские колокола созывали сельчан на праздничную
службу, которую проводил он. Потом, уже вернувшись в Холмогоры, удивляемся:
праздник-то большой, а народу пришло не так уж и много. Улыбается: "А сейчас
ведь на картошке все. Люди-то живут лесом, огородом. Картошку выкопал - погреба
на зиму полны. Грибы, ягоды сдал - денежку получил. То есть живут тем, что нужно
сегодня, сейчас. Никто ведь не думает, что Господь сам всё управит.
Да и у нас, в Холмогорах, небольшой приход. Смотрите: в селе живут около четырёх
тысяч человек, примерно сорок из них - прихожане. Один процент! Сейчас ведь
человек не чувствует себя частью этого мира. Он как живёт? "Лишь бы мне
хватило". Надо взять - быстрее, быстрее... И силы уже нет понять, и разумения,
что надо по-другому жить. Как один миссионер сказал: "Ты им о небе - они тебе о
хлебе"..."
Хлеб и небо - в Холмогорах одно спорит с другим так же, как и везде в области. И
одновременно не так. Когда приезжаешь в Холмогоры в первый раз, из головы не
идёт фраза-шаблон, которую очень любили раньше не то журналисты, не то учителя
литературы, сейчас и не вспомнить: "здесь всё дышало стариной". Не в
Архангельске, а в Холмогорах была раньше резиденция епископа. Храм Святого Духа,
храм Двенадцати апостолов, Никольский храм, Спасо-Преображенский собор, здание
женского монастыря и палаты самого епископа - все постройки 17-18 веков. И всё
"дышит" - можно стетоскоп прикладывать и слушать. У Холмогор больные, но живые
лёгкие.
Красная звезда
на колокольне
Приход холмогорский образован с благословения епископа Тихона в 1998 году. Отец
Леонтий вспоминает, когда в храме Святого Духа проводили первую службу, прихожан
не было вообще, только певчие. До прихода здесь располагалось подворье Сийского
монастыря. До подворья...
Отец Леонтий показывает архивный снимок: резиденция до 1917 года. "Не узнаёте?
Теперь так", - верх фотографии закрывает ладонью. С храмов и собора снесены
купола. Постреволюционная история Холмогор, говорит настоятель, как ни странно,
"белое пятно", она исследована плохо: "Тут ещё копать и копать".
Трагический с этим "копать" вышел каламбур. Когда совсем недавно возле храма
Двенадцати апостолов копали траншею под кабель, наткнулись на братскую могилу -
десять мешков костей. "Можно сходить посмотреть: там с боков траншеи до сих пор
что-то торчит... может, рёбра. Говорят, здесь были массовые расстрелы белых
офицеров".
После революции в Холмогорах располагался специальный лагерь. "Прямо здесь, в
архиерейских палатах, и жили заключённые?" - отец Леонтий отрицательно качает
головой: "Трудно сказать. Но однозначно где-то здесь, на территории резиденции.
У нас в краеведческом музее есть фотография: на ней люди в одежде заключённых,
колючая проволока и наш храм Святого Духа виднеется. До 20-го года, скорее
всего, монастырь ещё жил, потом всех разогнали, а на базе монастырского
хозяйства существовал совхоз". Ещё одна архивная фотография - колокольня Спасо-
Преображенского собора. Внутри мощной, красивой и высокой колокольни сделана
водонапорная башня, венчает её... красная звезда. Рассказывают, когда вода
доходила до верха, звезда загоралась.
"А вы знаете, что здесь 30 лет жила в ссылке царская семья? Да, прямо здесь", -
отец Леонтий приносит книги, среди них - цветная брошюра современного датского
города Хорсенс. В Холмогорах после елизаветинского переворота жили в ссылке
родители, братья и сёстры погибшего в Шлиссербургской крепости Иоанна VI
Антоновича, которого 1740 году на царство благословила императрица Анна
Иоанновна. После тридцати лет жизни в Холмогорах семья уехала в Данию, в тот
самый Хорсенс. Рассказывают, переезд им, людям православным, дался трудно, но
таково уж было распоряжение Екатерины II. А этой зимой отца Леонтия разыскали
датчане: "Знаете, спрашивают, такую историю о Брауншвейгском семействе? Я
съездил в этот город, на родину Витуса Беринга, служил панихиду на месте их
погребения. Там сейчас выставка идёт, им посвящённая".
К вопросу о хлебе
На колокольне Спасо-Преображенского собора сегодня снова крест. Но в сам собор
входить опасно для жизни - может обрушиться. "Он, наверное, восстановлению не
подлежит?" - у отца Леонтия встречный вопрос: "Почему?" - "Так денег надо
много". - "А вам денег жалко?"
Оказывается, деньги - проблема, но не главная. Главное, что в России храмы,
которые надо восстанавливать, - они не совсем храмы, они памятники архитектуры.
Государственные.
"Церковь, в том числе и мы, арендатор. Причём арендатор с неопределённым сроком
аренды. То есть нас, грубо говоря, выставить могут в любой момент. И теперь
очень много зависит от власти, - отец Леонтий пожимает плечами. - Вот ещё, как
говорится, к вопросу о хлебе. Территория храма нам в аренду передана, а ведь
есть ещё вокруг охранная зона, которая больше этой территории. И по всей
охранной зоне у нас люди понастроили погреба. Полторы сотни ям, наверное, было.
И власть смотрела на это сквозь пальцы. Ямы - это же картошка, это кушать".
Когда приход открывали, встал вопрос: погреба надо убирать. Написали объявления.
Реакция классическая - возмущение, ругань. "Вот как в такой ситуации человека в
храм "тащить"? Ты его с одной стороны хочешь приобщить к Богу, к небу, а с
другой - объясняешь, что нужно убрать погреба. Остаться без хлеба..."
Отец Леонтий умолкает на мгновение, а потом добавляет: с одной-то стороны уже
убрали. Видят люди, что в храме Святого Духа идут службы, Никольский и
Двенадцати апостолов - ремонтируются. Значит, не "права качать" приехал батюшка.
"Мы-то понимаем, погреб построить - на это средства нужны. Поэтому
подстраиваемся, стройматериалы отдаём, которые остались, - отец Леонтий
улыбается весело. - Вот такие трудности возрождения духовной жизни".
Сергей САБАНИН, Светлана ГАВРИЛОВА
| |