Пресса Архангельской области
 


Правда Северо-Запада
26 декабря 2007 (51)
Инф.

2008-й будет годом Иоанна Кронштадтского

У нас есть верный барометр, который показывает возвышение или понижение нашей духовной жизни, это - сердце. Его можно назвать и компасом, который показывает нам, куда плыть. Он показывает, идём ли мы к духовному востоку - Христу, или к западу - к тёмной державе дьявола, этого властелина смерти. Поэтому со вниманием смотри на свой внутренний компас, и он укажет тебе правильный путь.

Св. Иоанн Кронштадтский.

Жизнь и время одного из величайших русских святых

В наступающем году исполняется 100-летие со дня кончины протоиерея Иоанна Сергиева (святого праведного Иоанна Кронштадтского), которого русские люди ещё при жизни называли Всероссийским батюшкой. Значение личности и духовного подвига этого человека для нашего народа неоценимо. При его участии были созданы десятки монастырей; десятки тысяч человеческих судеб были устроены его благословением. Иоанн Кронштадтский оставил также десятки книг, которые ныне входят в золотой фонд святоотеческой литературы. К столетию памяти святого участники IX Всемирного Русского Народного Собора предложили объявить 2008-й год Годом памяти Иоанна Кронштадтского.

Дмитрий Жаворонков, спецкор "ПС-З" в С.-Петербурге

Юность

Отец Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура, что в Пинежском уезде Архангельской губернии, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нём особенную любовь к богослужению. Живя в крайней материальной нужде, отрок Иоанн рано увидел картины бедности, горя, слёз и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым, замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нём глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. На шестом году отрок Иоанн при помощи отца начал учиться грамоте. Когда отец, собрав последние средства, отвёз его в архангельское приходское училище, отрок особенно остро почувствовал там своё одиночество и беспомощность. Всё своё утешение Иоанн тогда находил в молитве. Окончив училище, он поступил в архангельскую духовную семинарию, где был в числе лучших студентов; впоследствии он был принят на казённый счёт в Санкт-Петербургскую Духовную академию.

Ещё в юности потеряв отца, Иоанн хотел прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за неё лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в академию. Но молодой студент и тут не оставил свою мать без попечения: весь свой скудный заработок он отсылал матери.

Первоначально Иоанн хотел посвятить себя миссионерской работе среди жителей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. Однажды во сне Иоанн увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, где в действительности он никогда ещё не был. Юноша принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение. Когда Иоанн впервые вошёл в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию "Сергиев" и называли батюшку "Кронштадтский", да и сам он нередко так подписывался.

Призвание

При первом же знакомстве с своей паствой о. Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далёких языческих странах. Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме, процветали в Кронштадте, в то время - месте административной высылки из столицы разных "опасных для общества элементов". На этих, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил своё внимание пастырь. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая всё, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Эти кронштадтские "босяки", "подонки общества", которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первыми "открыли" святость о. Иоанна. И это "открытие" очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.

Такой необычный пастырский подвиг молодого священника стал вызывать нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Многие долго не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на него устно и печатно, называли его юродивым. Но все эти испытания и глумления о. Иоанн мужественно переносил, ни в чём не изменяя в угоду нападавшим на него принятому им образа жизни. "Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, - говорил батюшка. - Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нём"... С таким сознанием он и шёл к людям, всех побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской любви.

Скоро открылся в о. Иоанне и дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и далеко за её пределами. По молитве о. Иоанна совершалось и теперь, по его кончине, продолжает совершаться множество чудес. Этот великий дар чудотворения был наградой о. Иоанну за его великие духовные подвиги - молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

Всероссийский батюшка

И вот уже вся верующая Россия потекла к чудотворцу. Вначале он сам шёл к народу в пределах одного своего города, а теперь народ сам отовсюду, со всех концов страны России, устремился к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Ещё большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение.

Служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время литургии он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Вставая ежедневно в три часа утра, многие ночи он совсем не имел времени спать.

О. Иоанн находился в царском дворце в ливадии при последних днях жизни Императора Александра III, и самая кончина Государя последовала в его присутствии. Умирая, Государь просил о. Иоанна возложить свои руки на его голову.

Необходимая Вера

Несмотря на свою занятость, Иоанн Кронштадтский находил время вести своего рода духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания. Эти мысли составили собою целую замечательную книгу, изданную под заглавием: "Моя жизнь во Христе" - совершенно своеобразный дневник, в котором мы находим необыкновенно поучительное для каждого читателя отражение духовной жизни автора. Книга эта на вечные времена останется ярким свидетельством того, как жил наш великий праведник и как должно жить всем христианам.

Основная мысль всех письменных творений о. Иоанна - необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстьми и похотями, преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей. В отношении к нашей Родине о. Иоанн явил собою пророка, который призвал к покаянию и предрёк близкую кару за наши грехи. Последующие события кровавой русской революции и торжества большевизма показали, насколько был прав в своих грозных предостережениях и пророческих предвидениях Иоанн Кронштадтский.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя
Имя:

Пароль:




Забыли пароль?



-->