|
Правда Северо-Запада
7 июля 2010 (26)
Дмитрий Жаворонков
Нужный нам "поп"
Православное кино в России: старт второй, официальный
Почему "патриархи" рядом с "президентами" стоят в Храме Христа Спасителя едва
ли не каждый большой православный праздник? Почему - диалог власти с Церковью
и наоборот в государстве, где церковь с 1918-го года отделена от государства,
а школа от церкви?
Да потому что не учитывать и не считаться с той ролью, которую играет
Православие и русская духовная культура в современной духовной жизни нашей
страны, уже нельзя.
Посмотрим на страну в последние лет двадцать. Идеология - тотальный фэйл (fail
(англ.) - проигрыш). Ну не удалось пока нашим глебушкам родить национальную
идею...
* * *
Отсюда обращение к традиции, возвращение к старому, а не создание нового.
Отсюда возвращение к Православию. И вот актуализирующий тему Православия в
контексте Великой Отечественной войны фильм "Поп", снятый при финансовой
поддержке Министерства Культуры РФ, ОАО "Газпром", компании "Ренова-Медиа" и
Федерального космического агентства. Список красноречив, не правда ли? Но
главное не в этом - это начало православного кинематографа...
Лучше, впрочем, поздно, чем никогда. Правда, в этот раз государство было не
первым. Режиссёр Павел Лунгин ещё в 2006-м году выпустил фильм "Остров".
Фильм-веха, как-никак.
"ОСТРОВ" КАК ПРЕЛЮДИЯ
Помните, какой резонанс вызвал вышедший в 2006-м году лунгинский "Остров"?
Заговорили о православном кинематографе, некоторые в картине углядели чуть ли
не пропаганду. Хотя фильм-то - о спасении и прощении, причём рассказано всё
было очень субъективно - одна фигура Петра Мамонова чего стоит, сразу можно
задуматься о несовместимости "госзаказа" и Мамонова!), и прочая. И пошло-
поехало - дискуссии среди священников и мирян, обсуждение в блогах...
Всё это способствовало пиару фильма и некоторой "мамономании" (по имени Петра
Мамонова, сыгравшего главную роль в фильме "Остров" -прим.ред.). Несмотря на
всю критику, часто обоснованную, лунгинский фильм таки первым хорошо ответил
на колоссальный интерес русского общества к Православию, а значит, нашей
(наконец-то!), ОТЕЧЕСТВЕННОЙ истории и культуре, духовной традиции. "Андрея
Рублёва" Тарковского тоже вспомнить не грех - сегодня это классика.
Но что бы ни говорили о народившемся у нас "православном кинематографе", на
массовом уровне в стране после "Острова" ничего этакого не появилось. А ведь
только через массы можно воздействовать на "народ", пока он окончательно не
выродился/спился/вымер. Конечно, мы не говорим о проповеди - фильм по
определению не может быть таковой. Проповедь уместна в храме, вне храма
действуют миссионеры. В конце концов, лучшим примером для нас является жизнь
Христова и - жизнь любого православного человека. * * *
...Затишье продолжалось аж до 2010-го года, когда на Пасху нам показали "Попа"
(был, конечно, лунгинский "Царь", но добавлять его в скудный список
"православных фильмов" только из-за тематики и делать напрашивающееся
сравнение с "Островом" мы уж точно не станем!). Были и другие фильмы,
обращавшиеся к церковной тематике... Но либо они оставались незамеченными,
либо откровенно "проигрывали".
Итак, "ПОП". Казалось бы, уж куда официальней - тут и благословение Патриарха
Алексия II, и шумная премьера, и "Православная энциклопедия", лого которой на
афишах как бы намекает: "это - только начало". Начало хорошее, нужное, но, как
в случае едва ли не с каждым "официальным фильмом", неоднозначное. Сложнейшая
тема Псковской православной миссии: фашисты, под покровительством которых была
возрождена церковная жизнь, внедрённые в состав духовенства чекисты.
Политическая игра и шпионские страсти на фоне ужасов войны и в "церковном"
обрамлении. Трагедия народов в огне Великой Отечественной. И в центре всего
этого - фигура православного священника. Ох, закрутили! И глаза разбегаются...
И масштаб виден... и размах.
Только вот голливудские кадры "от крыла летящей птицы" или совсем уж китчовый
"вид из глаз пчелы" - зачем?! Понятно, голливудский стандарт и привлечение
молодёжи... Спецэффекты мы делать умеем, но всему своё место! Ведь не было
таких фокусов в малобюджетном, но драматичном "Острове". Ничего не поделаешь,
а именно, этот недорогой фильм открыл "православную" тему в России. Открыл
сильно, мощно и талантливо, а главное - по-своему. Именно с "Островом" будут
сравнивать каждый такой фильм.
* * *
Можно ещё поворчать: мол, да у нас Лесков не экранизирован! Про Николая
Семёновича мы не зря вспомнили - его наследие до сих пор пребывает словно бы в
тени. А пора, пора выходить ему на свет Божий. Одни "Соборяне" чего стоят! Вы
не знаете такого романа, а из Лескова читали только "Левшу" да "Очарованного
странника"? Вот и сценарист "Соборян" - программного романа Лескова, по
значению не меньшего, чем "Бесы" Достоевского, - зарабатывает деньги на жизнь
в Нарьян-Маре. Там мы с ним и встретились, обсуждали, почему уже десять лет не
могут снять фильм, который так много объяснил бы в русской действительности и
так много сделал бы для вспоминания Лескова в России, которое "обязательно
настанет" (Лев Аннинский).
Можно ещё ворчать, почему такой фильм появился только в 2010-м году, то есть
почти два десятилетия спустя после массового "открытияхрамов" и "возвращения к
вере"? Но обратимся к самой картине.
МАКОВЕЦКИЙ
Один из моих любимых актёров. С Хотиненко у них была блестящая совместная
работа в "72 метрах". Эта картина тоже знаковая для отечественного кино: во
многом с неё начался "русский кинобум" - понятие выдуманное, но имеющее под
собой реальные основания. И "72 метра" - чуть ли не первый фильм, русский по
духу, драматическому напряжению и могущий соперничать с голливудскими в
зрелищности.
Интеллигентный, с добрым лицом и тихим голосом, этот актёр запомнился нам по
многим ролям - тут и доктор-хлюпик в "72 метрах", и тихий, но сильный духом
профессор в "Гибели Империи" (список длинный)...
VCATOBA
Новый для неё типаж матушки воплощён, чего уж говорить, блестяще. Только
бегство в лес кажется слегка надуманным ходом сценариста. Мол, русская
женщина, и всё такое... Да-да-да, этот уход в лес много значит и многого
стоит.
Молодые актёры - ну ведь тоже хороши! А то, ей-богу, надоели одни и те же
лица.
Но всё равно как-то мешаются герои. Священники, немецкие офицеры, деревенские
жители, партизаны... Тут и еврейская девочка, и убитая немцами девушка-невеста
вскоре появившегося советского солдатика, который становится партизаном-
мстителем, едва не убивает нашего попа, стреляет в икону... Эпичность передать
хотели? А вышел какой-то разнобой. Всё закручено, намешано...
Но недаром главное - в названии. Вот поп - он и крестит, он и окормляет, он и
военнопленным помогает... и всё-таки теряется, тонет блестящая игра
Маковецкого-Усатовой в общем разнобое. Быть может, так оно и задумано - "война
всех поглотила". Но у того же Лескова в "Соборянах" история старгородской
соборной поповки и событий вокруг неё смотрится как-то ясно. Да, Александр Се-
гень(автор сценария "Попа") - не Лесков. Как ни замахивайся. Кажется, этот
местами проглядывающий сюжетный хаос и не позволил фильму вполне достичь цели.
Так же выстрелить, как "Остров". Быть может, потому что у "Острова" не было
программы как таковой. А здесь - была. Иначе не было бы такой поддержки фильму
со стороны "президентов-патриархов". Первая ласточка? Ждём новых. С
нетерпением.
Только не "замашек", как у Михалкова, который тоже закрутил и намешал всего в
своих "Утомлённых солнцем-2". В итоге совсем фрагменты получились. Лучше бы
тогда сразу "живые картины" делал.
Но с православием у "главного режиссёра страны" и вовсе какой-то перебор в
последние годы. То в "12-ти" воробышек к иконе под благостную музыку
крылышками хлоп-хлоп, то в "УС-2" безногий Гармаш-свя-щенник после
кораблекрушения спасается с Надей Михалковой-пионервожатой (ха-ха-ха)
на мине (!!!), крестит её и аки ДиКаприо в "Титанике" уплывает в бездну,
извергая декалитры вишнёвого сока крови. А позже Михалков то церковь взрывает,
то собственноручно окунает вождя народов Сталина, пускай и киношного, в торт.
Фрейдистам будет где разгуляться! - А мы пойдём дальше.
Здесь как-то не так чудесато получилось. Всё-таки Хотиненко. Люблю его за "72
метра", и всё тут. И хочу верить, что стремление к голливудчине... ммм... не
его идея. Или не так воплощённая. Потому что дуэт Маковецкий-Усатова... то,
как он задуман и решён, а главное, сыгран - один стоит целого фильма. Выдрать
бы его из фильма, вырезать, и как бы получилось - тихо, просто, не затянуто...
Радостно! И никаких эффектов не надо. Недаром русское кино всегда отличала
близость к театру, и главным здесь было чувство, игра актёров, выражавшая
режиссёрское видение и авторский замысел.
...А в хронотопе (художественном и временнОм пространстве "Попа") всё движется
к завершению. Немцы после провалившегося дранга нах остен драпают просто...
нах. Наши достают невесть откуда бюсты Ильича и т.п. Тут вам и хэппи-энд
даже... потому что безутешный мститель-солдатик враз забывает суженую, и уже
как мужчина на женщину смотрит на враз подросшую и похорошевшую евреечку, а
тут кстати и детки... Которых они, по завету попа, благополучно воспитывают.
Жизнь!
Но что же батюшка? А батюшку в лагерь - десять, двадцать лет лагерей получили
многие священники ППМ. Многие, как водится, там и сгинули.
* * *
Но вот "тридцать лет спустя":
едут этакие советские гуляки на копеечке... звучит "ин зе риверз оф
Вавилон"...Жизнерадостно так!. И идёт Маковецкий, уже старенький... Живой,
монашек, живой, родной... и показывает атеистической молодёжи, где спастись от
дождя. Кстати, "ин зе риверз оф Вавилон" ("На реках Вавилонских") - это
рабочее название фильма. Менее попсово. И чувствуется даже в этих названиях-
переименованиях изначальная идея фильма и его последующая идеологическая
обёртка. Вот не хотел говорить слово "идеологическая" - ладно, "миссия
фильма", его цель.
Хороший фильм. Правильный. Только нам показалось, "генеральная линия" теряется
- быть может, из-за сложности темы или ещё чего. Хотя поп - он во все времена
Поп. Вот сняли бы про простую жизнь простого приходского священника. Без
боевиков ("Русский крест"), мин с Гармашами и икон напоказ ("Утомлённые
солнцем-2"), юродствующего Мамонова в шапке Мономаха ("Царь"). Да чтобы не
стало это всё сериальной жвачкой с рекламными паузами про стиральный порошок и
прокладки междусценами фильма (сериал "Батюшка"), И страшно, и интересно: а
вдруг явят миру блокбастер "Соловецкое сидение", эпичнейшую эпопею почище
"Звёздных войн" - "Раскол" или экшн "Аввакум". Нашлись бы только актёры -
Никита Михалков, как ни крути, всех не сыграет. Да не переборщить бы.
И самое главное. Посмотрите фильм "Поп" Владимира Хотиненко.
На снимках кадры из фильма "Поп". Официальный сайт картины.
| |