Пресса Архангельской области
 


Правда Северо-Запада
7 июля 2010 (26)
Дмитрий Жаворонков

Нужный нам "поп"

Православное кино в России: старт второй, официальный

Почему "патриархи" рядом с "президентами" стоят в Храме Христа Спасителя едва ли не каждый большой православный праздник? Почему - диалог власти с Церковью и наоборот в государстве, где церковь с 1918-го года отделена от государства, а школа от церкви?

Да потому что не учитывать и не считаться с той ролью, которую играет Православие и русская духовная культура в современной духовной жизни нашей страны, уже нельзя.

Посмотрим на страну в последние лет двадцать. Идеология - тотальный фэйл (fail (англ.) - проигрыш). Ну не удалось пока нашим глебушкам родить национальную идею...

* * *

Отсюда обращение к традиции, возвращение к старому, а не создание нового. Отсюда возвращение к Православию. И вот актуализирующий тему Православия в контексте Великой Отечественной войны фильм "Поп", снятый при финансовой поддержке Министерства Культуры РФ, ОАО "Газпром", компании "Ренова-Медиа" и Федерального космического агентства. Список красноречив, не правда ли? Но главное не в этом - это начало православного кинематографа...

Лучше, впрочем, поздно, чем никогда. Правда, в этот раз государство было не первым. Режиссёр Павел Лунгин ещё в 2006-м году выпустил фильм "Остров". Фильм-веха, как-никак.

"ОСТРОВ" КАК ПРЕЛЮДИЯ

Помните, какой резонанс вызвал вышедший в 2006-м году лунгинский "Остров"? Заговорили о православном кинематографе, некоторые в картине углядели чуть ли не пропаганду. Хотя фильм-то - о спасении и прощении, причём рассказано всё было очень субъективно - одна фигура Петра Мамонова чего стоит, сразу можно задуматься о несовместимости "госзаказа" и Мамонова!), и прочая. И пошло- поехало - дискуссии среди священников и мирян, обсуждение в блогах...

Всё это способствовало пиару фильма и некоторой "мамономании" (по имени Петра Мамонова, сыгравшего главную роль в фильме "Остров" -прим.ред.). Несмотря на всю критику, часто обоснованную, лунгинский фильм таки первым хорошо ответил на колоссальный интерес русского общества к Православию, а значит, нашей (наконец-то!), ОТЕЧЕСТВЕННОЙ истории и культуре, духовной традиции. "Андрея Рублёва" Тарковского тоже вспомнить не грех - сегодня это классика.

Но что бы ни говорили о народившемся у нас "православном кинематографе", на массовом уровне в стране после "Острова" ничего этакого не появилось. А ведь только через массы можно воздействовать на "народ", пока он окончательно не выродился/спился/вымер. Конечно, мы не говорим о проповеди - фильм по определению не может быть таковой. Проповедь уместна в храме, вне храма действуют миссионеры. В конце концов, лучшим примером для нас является жизнь Христова и - жизнь любого православного человека. * * *

...Затишье продолжалось аж до 2010-го года, когда на Пасху нам показали "Попа" (был, конечно, лунгинский "Царь", но добавлять его в скудный список "православных фильмов" только из-за тематики и делать напрашивающееся сравнение с "Островом" мы уж точно не станем!). Были и другие фильмы, обращавшиеся к церковной тематике... Но либо они оставались незамеченными, либо откровенно "проигрывали".

Итак, "ПОП". Казалось бы, уж куда официальней - тут и благословение Патриарха Алексия II, и шумная премьера, и "Православная энциклопедия", лого которой на афишах как бы намекает: "это - только начало". Начало хорошее, нужное, но, как в случае едва ли не с каждым "официальным фильмом", неоднозначное. Сложнейшая тема Псковской православной миссии: фашисты, под покровительством которых была возрождена церковная жизнь, внедрённые в состав духовенства чекисты. Политическая игра и шпионские страсти на фоне ужасов войны и в "церковном" обрамлении. Трагедия народов в огне Великой Отечественной. И в центре всего этого - фигура православного священника. Ох, закрутили! И глаза разбегаются... И масштаб виден... и размах.

Только вот голливудские кадры "от крыла летящей птицы" или совсем уж китчовый "вид из глаз пчелы" - зачем?! Понятно, голливудский стандарт и привлечение молодёжи... Спецэффекты мы делать умеем, но всему своё место! Ведь не было таких фокусов в малобюджетном, но драматичном "Острове". Ничего не поделаешь, а именно, этот недорогой фильм открыл "православную" тему в России. Открыл сильно, мощно и талантливо, а главное - по-своему. Именно с "Островом" будут сравнивать каждый такой фильм.

* * *

Можно ещё поворчать: мол, да у нас Лесков не экранизирован! Про Николая Семёновича мы не зря вспомнили - его наследие до сих пор пребывает словно бы в тени. А пора, пора выходить ему на свет Божий. Одни "Соборяне" чего стоят! Вы не знаете такого романа, а из Лескова читали только "Левшу" да "Очарованного странника"? Вот и сценарист "Соборян" - программного романа Лескова, по значению не меньшего, чем "Бесы" Достоевского, - зарабатывает деньги на жизнь в Нарьян-Маре. Там мы с ним и встретились, обсуждали, почему уже десять лет не могут снять фильм, который так много объяснил бы в русской действительности и так много сделал бы для вспоминания Лескова в России, которое "обязательно настанет" (Лев Аннинский).

Можно ещё ворчать, почему такой фильм появился только в 2010-м году, то есть почти два десятилетия спустя после массового "открытияхрамов" и "возвращения к вере"? Но обратимся к самой картине.

МАКОВЕЦКИЙ

Один из моих любимых актёров. С Хотиненко у них была блестящая совместная работа в "72 метрах". Эта картина тоже знаковая для отечественного кино: во многом с неё начался "русский кинобум" - понятие выдуманное, но имеющее под собой реальные основания. И "72 метра" - чуть ли не первый фильм, русский по духу, драматическому напряжению и могущий соперничать с голливудскими в зрелищности.

Интеллигентный, с добрым лицом и тихим голосом, этот актёр запомнился нам по многим ролям - тут и доктор-хлюпик в "72 метрах", и тихий, но сильный духом профессор в "Гибели Империи" (список длинный)...

VCATOBA

Новый для неё типаж матушки воплощён, чего уж говорить, блестяще. Только бегство в лес кажется слегка надуманным ходом сценариста. Мол, русская женщина, и всё такое... Да-да-да, этот уход в лес много значит и многого стоит.

Молодые актёры - ну ведь тоже хороши! А то, ей-богу, надоели одни и те же лица.

Но всё равно как-то мешаются герои. Священники, немецкие офицеры, деревенские жители, партизаны... Тут и еврейская девочка, и убитая немцами девушка-невеста вскоре появившегося советского солдатика, который становится партизаном- мстителем, едва не убивает нашего попа, стреляет в икону... Эпичность передать хотели? А вышел какой-то разнобой. Всё закручено, намешано...

Но недаром главное - в названии. Вот поп - он и крестит, он и окормляет, он и военнопленным помогает... и всё-таки теряется, тонет блестящая игра Маковецкого-Усатовой в общем разнобое. Быть может, так оно и задумано - "война всех поглотила". Но у того же Лескова в "Соборянах" история старгородской соборной поповки и событий вокруг неё смотрится как-то ясно. Да, Александр Се- гень(автор сценария "Попа") - не Лесков. Как ни замахивайся. Кажется, этот местами проглядывающий сюжетный хаос и не позволил фильму вполне достичь цели. Так же выстрелить, как "Остров". Быть может, потому что у "Острова" не было программы как таковой. А здесь - была. Иначе не было бы такой поддержки фильму со стороны "президентов-патриархов". Первая ласточка? Ждём новых. С нетерпением.

Только не "замашек", как у Михалкова, который тоже закрутил и намешал всего в своих "Утомлённых солнцем-2". В итоге совсем фрагменты получились. Лучше бы тогда сразу "живые картины" делал.

Но с православием у "главного режиссёра страны" и вовсе какой-то перебор в последние годы. То в "12-ти" воробышек к иконе под благостную музыку крылышками хлоп-хлоп, то в "УС-2" безногий Гармаш-свя-щенник после кораблекрушения спасается с Надей Михалковой-пионервожатой (ха-ха-ха)

на мине (!!!), крестит её и аки ДиКаприо в "Титанике" уплывает в бездну, извергая декалитры вишнёвого сока крови. А позже Михалков то церковь взрывает, то собственноручно окунает вождя народов Сталина, пускай и киношного, в торт. Фрейдистам будет где разгуляться! - А мы пойдём дальше.

Здесь как-то не так чудесато получилось. Всё-таки Хотиненко. Люблю его за "72 метра", и всё тут. И хочу верить, что стремление к голливудчине... ммм... не его идея. Или не так воплощённая. Потому что дуэт Маковецкий-Усатова... то, как он задуман и решён, а главное, сыгран - один стоит целого фильма. Выдрать бы его из фильма, вырезать, и как бы получилось - тихо, просто, не затянуто... Радостно! И никаких эффектов не надо. Недаром русское кино всегда отличала близость к театру, и главным здесь было чувство, игра актёров, выражавшая режиссёрское видение и авторский замысел.

...А в хронотопе (художественном и временнОм пространстве "Попа") всё движется к завершению. Немцы после провалившегося дранга нах остен драпают просто... нах. Наши достают невесть откуда бюсты Ильича и т.п. Тут вам и хэппи-энд даже... потому что безутешный мститель-солдатик враз забывает суженую, и уже как мужчина на женщину смотрит на враз подросшую и похорошевшую евреечку, а тут кстати и детки... Которых они, по завету попа, благополучно воспитывают. Жизнь!

Но что же батюшка? А батюшку в лагерь - десять, двадцать лет лагерей получили многие священники ППМ. Многие, как водится, там и сгинули.

* * *

Но вот "тридцать лет спустя":

едут этакие советские гуляки на копеечке... звучит "ин зе риверз оф Вавилон"...Жизнерадостно так!. И идёт Маковецкий, уже старенький... Живой, монашек, живой, родной... и показывает атеистической молодёжи, где спастись от дождя. Кстати, "ин зе риверз оф Вавилон" ("На реках Вавилонских") - это рабочее название фильма. Менее попсово. И чувствуется даже в этих названиях- переименованиях изначальная идея фильма и его последующая идеологическая обёртка. Вот не хотел говорить слово "идеологическая" - ладно, "миссия фильма", его цель.

Хороший фильм. Правильный. Только нам показалось, "генеральная линия" теряется - быть может, из-за сложности темы или ещё чего. Хотя поп - он во все времена Поп. Вот сняли бы про простую жизнь простого приходского священника. Без боевиков ("Русский крест"), мин с Гармашами и икон напоказ ("Утомлённые солнцем-2"), юродствующего Мамонова в шапке Мономаха ("Царь"). Да чтобы не стало это всё сериальной жвачкой с рекламными паузами про стиральный порошок и прокладки междусценами фильма (сериал "Батюшка"), И страшно, и интересно: а вдруг явят миру блокбастер "Соловецкое сидение", эпичнейшую эпопею почище "Звёздных войн" - "Раскол" или экшн "Аввакум". Нашлись бы только актёры - Никита Михалков, как ни крути, всех не сыграет. Да не переборщить бы.

И самое главное. Посмотрите фильм "Поп" Владимира Хотиненко.

На снимках кадры из фильма "Поп". Официальный сайт картины.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя