|
Правда Северо-Запада
7 июля 2010 (26)
Дмитрий Жаворонков, спецкорр "Правды Северо-Запада" в Санкт- Петербурге
Прокопий Устюжский первый русский юродивый: житие и подвиги
Он кривляется, прыгает, кричит зверем, птицей и обличает неправедных. Это
днём. А по ночам, стоя на холодной земле в вечном своём рубище, - молится,
горячо и искренне.
За грехи свои и братьев своих, за всю Русскую землю. Русский юродивый...
* * *
Примерно в XIV веке в русскую церковь входит новый чин мирянской святости;
входит вместе с самим юродством, расцвет которого падает на XVI столетие.
Множество "Христа ради юродивых" или "блаженных" на Руси и почитание их в
народе делает юродство в своём роде национальным, подлинно русским.
Подвиг этот - один из тяжелейших и парадоксальных - сочетает аскетизм и
попрание тщеславия, по сути юродство - добровольное безумие, имеющее целью
поношение от людей. Христианская правда несравнимо глубже поверхностного
здравого смысла и примитивного морального закона мирской жизни - это
противоречие юродивые доводят до крайности, вызывая на себя насмешки и гнев,
"посмеяние" обывателей (I Кор. I-IV). Юродство несёт и служение миру в своего
рода проповеди, причём проповеди духовной, пророческой. Недаром дар этот
приписывают почти всем юродивым.
Родиной русского юродства был Новгород. Почти все известные русские юродивые
XIV - начала XV в. связаны с этим градом. Новгородом. Здесь буйствовали в XIV
веке Николай (Кочанов) и Фёдор, пародируя своими драками кровавые столкновения
новгородских партий. Никола жил на Софийской стороне, Фёдор на Торговой. Они
переругивались и перебрасывались через Волхов. Когда один из них пытался
перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: "Не ходи на мою сторону,
живи на своей". Легенда прибавляет, что после таких боёв блаженным случалось
возвращаться не по мосту, а прямо по воде, яко по суху.
* * *
...Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. Его житие
составлено много позже после его кончины, которую оно относит к 1302-му... Но
живы были и народные легенды о блаженном Прокопий, бытовавшие в Великом Устюге
много веков.
Прибыв в Новгород Великий по торговым делам, богатый купец Прокопий знакомится
с обрядами православной восточной Церкви, которые производят на душу молодого
человека самое благодетельное влияние. В Новгороде он познал истинную веру в
"церковном украшении", иконах, звоне и пении. Христианская православная вера
так понравилась Прокопию, что он воспылал желанием вступить в общество
православных христиан. С этой целью он искал такого человека, который бы мог
научить его всему, относящемуся к православной вере христианской, и удалился в
Хутынский монастырь к игумену этого монастыря Варлааму По достаточном научении
в истинах веры православной Прокопий принял святое крещение. Глубоко
проникшись духом евангельского учения, Прокопий раздал Христа ради все имение
своё нищим, сделавшись нищим для царствия Божия, презрев все блага мира сего с
его страстями. Он не ограничился этим, но принял на себя обет юродства Христа
ради.
Позже он поселился в Устюге.
Его юродство навлекает на него от людей "досаду и укорение и биение и пхание",
но он молится за своих обидчиков. Город Устюг, "великий и славный", он избрал
для жительства также за "церковное украшение". Житие он ведёт жестокое, с
каким не могли сравняться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли
над головой, спит "на гноище" нагой, после - на паперти соборной церкви. День
святой Прокопий обыкновенно проводил на открытом воздухе, бродя по улицам
города, принимая различного рода оскорбления и платя за них изредка приличными
наставлениями и убеждениями. С наступлением же ночи Прокопий удалялся к какой-
нибудь из городских церквей и здесь со слезами и коленопреклонениями изливал
свою душу перед Богом в пламенной молитве. Когда сон или крайняя усталость
отнимали у него возможность бодрствовать и молиться, тогда Прокопий, не
заботясь много о чистоте, спокойствии и удобстве места, ложился в каком-нибудь
грязном непокрытом строении или просто на голой земле. Единственной одеждой
его во все времена года было одно дырявое, грязное рубище.
В таком одеянии, полунагой, он подвергался летнему зною и ужасным морозам
зимнего времени. Пищи вкушал он немного и то не каждый день, принимая её
только от люден богобоязненных и добрых. Приношения же, какие предлагались ему
людьми богатыми и живущими нечестным образом, он всегда отвергал, вследствие
чего ему случалось иногда бывать без пищи по нескольку дней кряду. Таким
образом, Прокопий в своей жизни строго следовал учению Христову. Он
самопроизвольно принял на себя нищету юродства и соединимое с ним бесчисленное
множество различного рода лишений и оскорблений.
Однажды Прокопий, войдя в церковь, возвещает Божий гнев на град Устюг "за
беззаконные неподобные дела зле погибнут огнем и водою":
- Покайтесь, братия, о грехах своих, спешите умилостивить Бога постом и
молитвою, - говорил он народу, - иначе Господь пошлёт огненный град на вас, и
вы все погибнете в грехах своих.
...Никто не слушает его призывов к покаянию, и он один плачет целые дни на
паперти. Прошла неделя.
Только когда страшная туча нашла на город и земля затряслась, все бегут в
церковь.
Тогда только народ уразумел волю Божию о погублении его за грехи его.
Вспомнились тут и слова Прокопия, угрожавшего гневом Божиим нераскаянному
народу. Жители города в страшном смущении и в страхе собрались в храмах
города, в том числе в Устюжском соборе, где пребывал и юродивый, и с
непритворными слезами просили Господа о помиловании. Молитвы перед иконой
Богородицы отвратили Божий гнев.
После долгих и усердных молитв, воссылаемых от святого Прокопия и всего народа
к Богу и Пречистой Богородице, явилось предивное чудо от иконы Богоматери. Из
иконы Ее источилось миро и в таком изобилии, что были наполнены все сосуды.
...А грозная туча, шедшая прежде на город Устюг, повернула и далеко от города
разразилась со всею своею ужасающею силою. "Каменный град" разразился в 20
верстах от Устюга, где столетия спустя можно было ещё видеть поваленный лес.
При этом не погиб ни один человек.
Зимний мороз и снег, летнее солнце и дожди - всё это блаженный Прокопий "с
радостию терпяше и со благодарением Бога ради; и тако пребывая во вся дни
живота своего". В восьмой год пребывания Прокопия в Устюге зима была особенно
суровой. "И бывшуже мразу зело люту, и ветру бурну дыха-ющу превелику зело с
снегом великим и многим". А Прокопий "зимний мраз терпяше нагим своим телом
день и нощь". В страшный мороз, какого не запомнят устюжане, когда замерзали
люди и скот, а летевшие птицы падали наземь, блаженный не выдержал пребывания
на паперти в своей "раздранной ризе" и пошёл просить приюта у клирошанина
Симеона, отца будущего святителя Стефана Пермского. В этом доме он
предсказывает трёхлетней Марии о рождении от неё святого сына. Он подошёл к
девочке, поклонился ей до земли и во всеуслышание сказал: "Се идет мать
великого Стефана епископа, учителя Пермскаго". Слышавшие удивились и говорили
между собой: может ли быть епископ в Перми? (Пермская земля в то время ещё не
знала христианства - Д.Ж.). Минули годы, Мария родила сына, ставшего первым
епископом Пермским, - святителя Стефана.
В устном устюжском предании сохранились и другие свидетельства о пророчествах
блаженного Прокопия.
Он носил с собой три деревянные клюки. В тот год, когда он носил их вверх
головами, было изобилие хлеба и всех плодов, а в тот год, когда он носил их
вниз головами, был неурожай и скудность во всём.
Блаженный Прокопий ходил часто на берег реки Сухоны, при которой стоит город
Устюг, и там, сидя на камне, смотрел на плавающих и молился о благополучном
плавании их. Он так полюбил берег реки Сухоны, что просил погрести себя на том
месте, где он сидел, а камень положить на гробе.
О ПРЕСТАВЛЕНИИ И О ПОГРЕБЕНИИ БЛАЖЕННАГО ПРОКОПИЯ
...Прокопий приблизился к смерти и, предвидя оную, пошёл к обители святого
архистратига Михаила. В ту ночь поднялась холодная буря и выпало много снега,
но народ, по молитвам святого Прокопия, не потерпел никакого вреда - на другой
же день палящее солнце догнало снег и оживило растения. Утром люди, не видя в
церкви блаженного Прокопия, который обычно не пропускал ни одной церковной
службы, удивились и отправились искать его. Три дня искали, на четвёртый нашли
его тело под мостом. Духовенство и народ взяли тело святого и с честию понесли
его в соборную церковь, где, совершив надгробное пение, погребли в том самом
месте, где просил святой. Впоследствии над гробом святого построена была
церковь, в которой совершилось немало чудес и исцелений. С тех пор праведный
Прокопий - покровитель Великого Устюга, в городе есть Прокопьевский собор.
При подготовке материала использованы источники:
Георгий Федотов. Жития русских святых.
Житие Прокопия Устюжского. РГБ, Отдел рукописей, ф. 310, ед. 362.
Благодарим за помощь в подготовке материала "Институт Проектирования и
Реставрации" (ИПиР).
| |