Пресса Архангельской области
 


Правда Северо-Запада
7 июля 2010 (26)
Дмитрий Жаворонков, спецкорр "Правды Северо-Запада" в Санкт- Петербурге

Прокопий Устюжский первый русский юродивый: житие и подвиги

Он кривляется, прыгает, кричит зверем, птицей и обличает неправедных. Это днём. А по ночам, стоя на холодной земле в вечном своём рубище, - молится, горячо и искренне.

За грехи свои и братьев своих, за всю Русскую землю. Русский юродивый...

* * *

Примерно в XIV веке в русскую церковь входит новый чин мирянской святости; входит вместе с самим юродством, расцвет которого падает на XVI столетие. Множество "Христа ради юродивых" или "блаженных" на Руси и почитание их в народе делает юродство в своём роде национальным, подлинно русским.

Подвиг этот - один из тяжелейших и парадоксальных - сочетает аскетизм и попрание тщеславия, по сути юродство - добровольное безумие, имеющее целью поношение от людей. Христианская правда несравнимо глубже поверхностного здравого смысла и примитивного морального закона мирской жизни - это противоречие юродивые доводят до крайности, вызывая на себя насмешки и гнев, "посмеяние" обывателей (I Кор. I-IV). Юродство несёт и служение миру в своего рода проповеди, причём проповеди духовной, пророческой. Недаром дар этот приписывают почти всем юродивым.

Родиной русского юродства был Новгород. Почти все известные русские юродивые XIV - начала XV в. связаны с этим градом. Новгородом. Здесь буйствовали в XIV веке Николай (Кочанов) и Фёдор, пародируя своими драками кровавые столкновения новгородских партий. Никола жил на Софийской стороне, Фёдор на Торговой. Они переругивались и перебрасывались через Волхов. Когда один из них пытался перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: "Не ходи на мою сторону, живи на своей". Легенда прибавляет, что после таких боёв блаженным случалось возвращаться не по мосту, а прямо по воде, яко по суху.

* * *

...Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. Его житие составлено много позже после его кончины, которую оно относит к 1302-му... Но живы были и народные легенды о блаженном Прокопий, бытовавшие в Великом Устюге много веков.

Прибыв в Новгород Великий по торговым делам, богатый купец Прокопий знакомится с обрядами православной восточной Церкви, которые производят на душу молодого человека самое благодетельное влияние. В Новгороде он познал истинную веру в "церковном украшении", иконах, звоне и пении. Христианская православная вера так понравилась Прокопию, что он воспылал желанием вступить в общество православных христиан. С этой целью он искал такого человека, который бы мог научить его всему, относящемуся к православной вере христианской, и удалился в Хутынский монастырь к игумену этого монастыря Варлааму По достаточном научении в истинах веры православной Прокопий принял святое крещение. Глубоко проникшись духом евангельского учения, Прокопий раздал Христа ради все имение своё нищим, сделавшись нищим для царствия Божия, презрев все блага мира сего с его страстями. Он не ограничился этим, но принял на себя обет юродства Христа ради.

Позже он поселился в Устюге.

Его юродство навлекает на него от людей "досаду и укорение и биение и пхание", но он молится за своих обидчиков. Город Устюг, "великий и славный", он избрал для жительства также за "церковное украшение". Житие он ведёт жестокое, с каким не могли сравняться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит "на гноище" нагой, после - на паперти соборной церкви. День святой Прокопий обыкновенно проводил на открытом воздухе, бродя по улицам города, принимая различного рода оскорбления и платя за них изредка приличными наставлениями и убеждениями. С наступлением же ночи Прокопий удалялся к какой- нибудь из городских церквей и здесь со слезами и коленопреклонениями изливал свою душу перед Богом в пламенной молитве. Когда сон или крайняя усталость отнимали у него возможность бодрствовать и молиться, тогда Прокопий, не заботясь много о чистоте, спокойствии и удобстве места, ложился в каком-нибудь грязном непокрытом строении или просто на голой земле. Единственной одеждой его во все времена года было одно дырявое, грязное рубище.

В таком одеянии, полунагой, он подвергался летнему зною и ужасным морозам зимнего времени. Пищи вкушал он немного и то не каждый день, принимая её только от люден богобоязненных и добрых. Приношения же, какие предлагались ему людьми богатыми и живущими нечестным образом, он всегда отвергал, вследствие чего ему случалось иногда бывать без пищи по нескольку дней кряду. Таким образом, Прокопий в своей жизни строго следовал учению Христову. Он самопроизвольно принял на себя нищету юродства и соединимое с ним бесчисленное множество различного рода лишений и оскорблений.

Однажды Прокопий, войдя в церковь, возвещает Божий гнев на град Устюг "за беззаконные неподобные дела зле погибнут огнем и водою":

- Покайтесь, братия, о грехах своих, спешите умилостивить Бога постом и молитвою, - говорил он народу, - иначе Господь пошлёт огненный град на вас, и вы все погибнете в грехах своих.

...Никто не слушает его призывов к покаянию, и он один плачет целые дни на паперти. Прошла неделя.

Только когда страшная туча нашла на город и земля затряслась, все бегут в церковь.

Тогда только народ уразумел волю Божию о погублении его за грехи его. Вспомнились тут и слова Прокопия, угрожавшего гневом Божиим нераскаянному народу. Жители города в страшном смущении и в страхе собрались в храмах города, в том числе в Устюжском соборе, где пребывал и юродивый, и с непритворными слезами просили Господа о помиловании. Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев.

После долгих и усердных молитв, воссылаемых от святого Прокопия и всего народа к Богу и Пречистой Богородице, явилось предивное чудо от иконы Богоматери. Из иконы Ее источилось миро и в таком изобилии, что были наполнены все сосуды.

...А грозная туча, шедшая прежде на город Устюг, повернула и далеко от города разразилась со всею своею ужасающею силою. "Каменный град" разразился в 20 верстах от Устюга, где столетия спустя можно было ещё видеть поваленный лес. При этом не погиб ни один человек.

Зимний мороз и снег, летнее солнце и дожди - всё это блаженный Прокопий "с радостию терпяше и со благодарением Бога ради; и тако пребывая во вся дни живота своего". В восьмой год пребывания Прокопия в Устюге зима была особенно суровой. "И бывшуже мразу зело люту, и ветру бурну дыха-ющу превелику зело с снегом великим и многим". А Прокопий "зимний мраз терпяше нагим своим телом день и нощь". В страшный мороз, какого не запомнят устюжане, когда замерзали люди и скот, а летевшие птицы падали наземь, блаженный не выдержал пребывания на паперти в своей "раздранной ризе" и пошёл просить приюта у клирошанина Симеона, отца будущего святителя Стефана Пермского. В этом доме он предсказывает трёхлетней Марии о рождении от неё святого сына. Он подошёл к девочке, поклонился ей до земли и во всеуслышание сказал: "Се идет мать великого Стефана епископа, учителя Пермскаго". Слышавшие удивились и говорили между собой: может ли быть епископ в Перми? (Пермская земля в то время ещё не знала христианства - Д.Ж.). Минули годы, Мария родила сына, ставшего первым епископом Пермским, - святителя Стефана.

В устном устюжском предании сохранились и другие свидетельства о пророчествах блаженного Прокопия.

Он носил с собой три деревянные клюки. В тот год, когда он носил их вверх головами, было изобилие хлеба и всех плодов, а в тот год, когда он носил их вниз головами, был неурожай и скудность во всём.

Блаженный Прокопий ходил часто на берег реки Сухоны, при которой стоит город Устюг, и там, сидя на камне, смотрел на плавающих и молился о благополучном плавании их. Он так полюбил берег реки Сухоны, что просил погрести себя на том месте, где он сидел, а камень положить на гробе.

О ПРЕСТАВЛЕНИИ И О ПОГРЕБЕНИИ БЛАЖЕННАГО ПРОКОПИЯ

...Прокопий приблизился к смерти и, предвидя оную, пошёл к обители святого архистратига Михаила. В ту ночь поднялась холодная буря и выпало много снега, но народ, по молитвам святого Прокопия, не потерпел никакого вреда - на другой же день палящее солнце догнало снег и оживило растения. Утром люди, не видя в церкви блаженного Прокопия, который обычно не пропускал ни одной церковной службы, удивились и отправились искать его. Три дня искали, на четвёртый нашли его тело под мостом. Духовенство и народ взяли тело святого и с честию понесли его в соборную церковь, где, совершив надгробное пение, погребли в том самом месте, где просил святой. Впоследствии над гробом святого построена была церковь, в которой совершилось немало чудес и исцелений. С тех пор праведный Прокопий - покровитель Великого Устюга, в городе есть Прокопьевский собор.

При подготовке материала использованы источники:

Георгий Федотов. Жития русских святых.

Житие Прокопия Устюжского. РГБ, Отдел рукописей, ф. 310, ед. 362.

Благодарим за помощь в подготовке материала "Институт Проектирования и Реставрации" (ИПиР).



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя