Правда Северо-Запада
7 июля 2010 (26)
Прозаик Некрасов
Медицинский дерибан
На кону ликвидация в Архангельске больницы "Скорой помощи"
Фото страшное сделано корреспондентом "ПС-3" в Пном-Пене (Камбоджа) - палата в
"образцовом" (он же единственный на всю страну) госпитале.
Островок странной садистской показухи на случай инспекции ООН. То был страшный
для Камбоджи 1985-й год: в результате жуткого извращенческого
коммунистического эксперимента кхмеров на благословенной самим Буддой земле
древней Камбоджи из 8-и миллионов кхмеров осталось всего 3 миллиона. Врачи и
здравоохранение (вместе с учителями/школами) уничтожались в первой волне
сумасшествия. Вы спросите, почему на "койке" кандалы? Кандалами приковывали
больных, чтобы не убежали от "докторов". Дабы лежали смирно и проникались
везением... Что не отправились в концлагерь в джунгли. История, бывает,
повторяется.
29 июня депутаты и чиновники приняли решение о необходимости перевода ГКБ 1
на уровень региональной клиники.
Сохранить федеральные дотации для оказания высокотехнологичной медицинской
помощи или "прихватизировать" уникальное учреждение под благовидным предлогом
- расследование "Правды Северо-Запада".
Начало процессу по смене статуса больницы положили изменения в федеральном
законодательстве. Приказом Минздравсоцразвития был утверждён перечень
медучреждений, находящихся в ведении Минздрава РФ, федерального медико-
биологического агентства, подведомственных Российской академии меднаук,
которые участвуют в 2010-м году в выполнении госзадания в области
высокотехнологичной медицинской помощи. Ни одной муниципальной больницы в этом
списке нет. Соответственно, трёхлетняя практика ГКБ 1 по выполнению операций
в области сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии не может быть
продолжена. А потребность в таких операциях в регионе велика. Ситуацию не
могут спасти две больницы, попавшие в список Минздравсоцразвития и находящиеся
в Архангельской области - больница имени Семашко и МСЧ-58 (Северодвинск).
Для решения проблемы была создана рабочая группа, в состав которой вошли
представители Правительства области, мэрии Архангельска, ОблСобрания и
АрхГорСовета. Судили-рядили, и первоначально родился вариант о передаче
соответствующих подразделений ГКБ-1 в аренду. Главное преимущество такого шага
- сохранение за ГКБ-1 оказания услуг по линии "Скорой помощи" (этим видом
деятельности может заниматься исключительно муниципальное медучреждение!).
Плюс больница, а вместе с ней и муниципалитет, получали бы дополнительный и
весьма серьёзный доход.
* * *
Затем прошло немного времени, и родился второй, радикальный вариант - смена
статуса при сохранении функций по оказанию скорой медицинской помощи.
Мотивировка: передача в аренду разорвёт налаженные связи в части
взаимодействия между областными и городскими медучреждениями. Аргументы "за":
при повышении статуса ГКБ 1 может рассчитывать на финансовую поддержку на
уровне области и Федерации. Если больница останется в городском подчинении,
то, по словам Надежды Макаровой, областного министра здравоохранения, "мы
вынуждены будем объёмы специализированной медицинской помощи переносить на
другую больницу". Как вариант, областная клиническая больница. Запомним этот
момент - мы к нему ещё вернёмся.
* * *
Из всего выше сказанного мы имеем только один факт - в 2010-м году на ГКБ 1
господдержка не распространяется. Всё остальное - ничем не подкреплённые
рассуждения. И вот почему:
- при смене статуса сохранить функции скорой медицинской помощи невозможно.
Значит, нагрузку по этому виду деятельности придётся перераспределять по
другим городским медучреждениям. Почти 100% вероятность, что они с ней не
справятся. Тем более что с приданием ГКБ-1 нового статуса муниципалитет
автоматически теряет половину коечного фонда. Чем и где он будет возмещён? Об
этом никто ничего не говорит;
- в решениях комиссии, решающей судьбу ГКБ 1, чётко говорится, что реализация
варианта передачи ГКБ 1 в госсобственность должна:
1. Сохранить уровень зарплат персонала и всего остального на том уровне, что
есть сейчас, 2. Открыть возможности для участия клиники в областных и
федеральных программах, в том числе обеспечивая переход на оказание населению
области высокотехнологической медицинской помощи.
* * *
Однако "открывает возможности" совсем не значит, что ГКБ 1 "обеспечено
участие и гарантировано получение финподдержки". Как говорят в Одессе, это две
большие разницы. Но "обработка" сотрудников ГКБ-1 уже идёт. Им обещано с
обретением нового статуса повышение зарплаты на 50-80%. Аргумент, безусловно,
весомый, но опять-таки "обещано" отнюдь не значит "будет". И как тогда
смотреть в глаза остальным врачам, коих миновала эта манна небесная? Кроме
того, не исключён раскол в коллективе.
* * *
И вообще, почему на ГКБ 1 свет клином сошёлся? Что мешает расширить спектр
оказываемых в рамках госзадания услуг на базе вошедших в список больницы имени
Семашко или северодвинской МЧС-58? А специалисты из ГКБ-1 будут делиться
опытом, передавать наработки, ассистировать... Плюс подключить к этому делу
СГМУ... К тому же г-жа Макарова говорила о передаче функций в областную
клиническую больницу...
Есть мнение, что последний вариант - не что иное как хорошая мина при плохой
игре. ГКБ 1 - абсолютно уникальное медучреждение с мощной базой, с классными
специалистами... Грубо говоря, в ГКБ 1 всё уже есть - приходи и бери, а в
любом другом месте непочатый край работы. Не в этом ли истинная причина
операции по смене статуса?
* * *
И если ГКБ 1 по своим возможностям давно переросла рамки муниципальной
больницы, то почему тогда не перевести её сразу в федеральный статус?
* * *
А стоит ли вообще пороть горячку и терять высокопрофессиональную муниципальную
клинику? Информация к размышлению: на всероссийской конференции, посвященной
вопросам скорой медпомощи, прозвучало, что операции по стентированию,
оказываемые в рамках экстренных показаний, войдут в систему обязательного
медицинского страхования, то есть учреждения, которые владеют этой методикой,
могут приобретать всё необходимое за счёт средств ФОМСа. Если это случится, то
ГКБ-1 будет оказана очень существенная поддержка, и никакой смены статуса не
нужно по определению.
* * *
Не будем забывать, что в Минздраве РФ рассматривается вопрос о том, что с
2015-го года оказание высокотехнологичной медпомощи полностью войдёт в систему
обязательного медицинского страхования. Тогда проблема вообще снимается
полностью.
|