|
Север
14 марта 2003 (11)
Н. ЛИХАЧЕВА, И. ТАБУЕВА,
Предметные недели дали много полезного
В Каменской средней школе в первом полугодии учебного года традиционно проходят
предметные недели и декады. Ныне у нас состоялись недели математики и экологии,
декада гуманитарных наук.
А вот неделя экологии запомнится ребятам игрой по станциям, которую провели
одиннадцатиклассники и их классный руководитель ГА. Лихачева. Каждый класс во
время игры побывал на десяти станциях. К примеру, на станции "Тайна красоты"
дети читали стихи о природе, сочиняли четверостишия, на станции "Изо всех земных
чудес мне милее русский лес" - отгадывали загадки о лесе. Учащиеся из 5-10
классов изучали экологический словарь, чтобы правильно и грамотно отвечать на
вопросы на станции "Экология от "а" до "я". А руководитель "Химической станции"
Г.И. Рузанова была приятно удивлена знаниями пятиклассников в области химии,
хотя такого предмета у них еще нет.
Интересными и познавательными были во время недели экологии беседы, проведенные
учащимися 10-11 классов, и конкурс экологического плаката, победителями которого
стали ребята из 5 "А", 5 "Б",7 "Б", 10 "Б" классов. У старшеклассников прошел
интегрированный урок по экологии "Мини-аукцион". На нем "менеджеры" предлагали
различные товары: куклы Барби, аэрозоли, ДВП, ДСП и другие, пользу которых
доказывали химики, а экологи убеждали во вредном их воздействии на человека и
окружающую среду. Урок завершился рассказом Г.И. Рузановой об экологических
проблемах Мезенского района.
- такими словами началась в школе линейка, посвященная открытию декады
гуманитарных наук, под названием "Я гражданин России". Девизом ее стал призыв
И.С. Тургенева: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык".
Очень интересно и с большой пользой прошел День библиотеки. Девятиклассники
побывали на экскурсии в новой поселковой библиотеке. Учащиеся 10-11 классов
стали участниками беседы о жизни и творчестве нашего замечательного писателя -
земляка В.С. Маслова, которую провела библиотекарь ГВ. Увакина. В свою очередь
работник школьной библиотеки Н.М. Ковальчук провела в классах беседы "Книги -
юбиляры года". Из них ребята узнали, что есть дни рождения и у любимых книжек.
В рамках декады прошли беседы "Не исчезай, село" (об истории мезенских
деревень), которые провела с ребятами зам. директора по воспитательной работе
Е.А. Шаврина, и "Россия - родина моя", подготовленная старшей вожатой Н.С.
Лихачевой и десятиклассницами Настей Елуковой, Таней Житовой, Катей Кашуниной.
"И поверженный в бою, я воскресну и спою..." - так назвали урок, посвященный
творчеству поэта и певца Игоря Таль-кова ученики 11-го класса и преподаватель Л.
Н. Сопочкина. Замечательному северному поэту Николаю Рубцову они посвятили
литературную гостиную "Я -твой поэт, Россия!" А на одном из родительских
собраний, совпавшим с проведением декады, выпускники показали родителям еще одну
литературную гостиную - посвященную жизни и творчеству поэтессы Ольги Фокиной. И
надо было видеть взволнованные, счастливые лица родителей, слушавших, как
проникновенно читают стихи их дочери и сыновья. А уж когда Роман Ляпин и Олег
Вишняков под аккомпанемент гитары учителя географии С.В. Поповой запели
"Звездочка моя ясная", на глазах у мам даже показались слезы.
Не остались в стороне от декады гуманитарных наук и преподаватели точных
дисциплин. Так, учитель информатики Т.Н. Галицина провела в 8 классе игру-
соревнование "Знаешь ли ты русский язык?" и конкурс корректоров, в котором
победителем стал Игорь Калинин, исправивший текст на компьютере всего лишь за 6
минут.
Завершилась декада веселой ярмаркой, состоявшейся в актовом зале школы. Зазывалы
- коробейники (ученики 6 класса) с шутками и прибаутками предлагали свой товар.
Исполнял народные песни детский фольклорный коллектив "Прялица" под
руководством Р.С. Поташевой. От души аплодировали зрители маленьким солистам -
третьекласснице Ане Лимонниковой, четверокласснику Толику Ковалеву,
пятикласснице Вике Табуевой и второкласснице Вите Табуевой. Звучали на сцене и
современные мелодии, под которые танцевали девочки из хореографического
коллектива "В ритме танца" (руководитель А.Н. Кузьмина). А завершилась ярмарка
распродажей изделий, сделанных руками детей, родителей, учителей.
А видели бы вы, какие яркие, содержательные, интересные газеты выпустили во
время декады ребята: "Северные песни, частушки, прибаутки" (5 "Б" класс),
"Мезенские говоры" (6 класс), "Поморские деревни" (8 класс), "Северяне мои,
северяне" (10 класс), "Под северным небом милой отчизны" (фотогазета 11 класса),
"1812 год в Мезенском уезде" (7 "А" класс), "От Жерди до Азаполья" (9 "А"
класс).
Вот, например, какой видит родную Каменку Алеша Тор-цев: "Давно я не был в
Каменке... Плыву по Белому морю на большом трехпалубном корабле... Стоим на
рейде. Подлетает быстрокрылая "Ракета" на воздушных подушках - и мы на берегу.
Вовсю работает завод, в порту стоит под разгрузкой множество кораблей... В
поселке - супермаркеты, огромный Дом культуры, светлая, просторная школа с
прекрасно оборудованными кабинетами, большим спортивным залом, бассейном, живым
уголком в летнем саду..."
- университет. Теперь молодежь не уезжает из поселка, наоборот, к нам едут
светлые головы... Кругом компьютеры, а про Интернет и говорить не надо: им
пользуются все... Я надеюсь, что все мы примем активное участие в возрождении
родного поселка. И мы будем гордиться тем, что живем здесь!"
- пишет в своем сочинении Миша Щепихин, - и мне больно видеть, как он умирает.
Я хочу видеть свою Каменку многолюдной, большой, красивой. Строительство моста
через Мезень лишило бы нас проблемы с переправой. Новая взлетная полоса и
современный аэропорт могли бы принимать огромные самолеты...
Я хотел бы, чтоб в поселке были музей, картинная галерея, Дом творчества, где мы
могли бы найти себе дело по душе..."
Жизнь и красота нашего поселка зависит от нас самих. Только красивое, хорошее
может спасти наши души. Если каждый из нас сделает хоть что-нибудь полезное для
поселка, он станет красивее, богаче. И никто не захочет покидать родные края и
уезжать в большие города".
А вот у Саши Полторацкого совершенно иной взгляд на будущее Каменки: " ... Мне
представляются полуразрушенные дома, в которых тусклыми огоньками светятся
керосиновые лампы и свечи. То тут, то там встречаются останки сгоревших домов и
других построек, которые разбираются жителями на дрова. Люди с ведрами и флягами
идут за водой на реку: все водокачки давно сломались. Поселковый мост совсем
прогнил, и на другую сторону Каменки перебираются по настеленным доскам. На
улице не видно ни одной машины ... Завод окончательно развален. Все, что имело
ценность, -окончательно растащено, разбито, сломано. Дороги разобраны и посыпаны
шлаком и песком, превратившись в однородную, непроходимую массу грязи. А по этим
дорогам молча, грустно идет похоронная процессия. Проваливаясь по колено в
грязи, люди провожают в последний путь умершего. Повсюду встречаются угрюмые
лица, в основном пожилые. Молодежи нет, она уехала..."
Н. ЛИХАЧЕВА, И. ТАБУЕВА,
НА СНИМКЕ: участники районного семинара учителей русского языка и литературы,
который состоялся недавно в Каменке. А возглавляет методическое объединение
русистов один из авторов этой статьи И. А. Табуева (во втором ряду шестая
справа).
| |