Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Север
26 сентября 2003 (39)
В. МИТЬКИН,

Они работали в аэропорту

В "Севере" за 15 августа 2003 года я рассказал об истории Мезенского аэропорта, людях, которые работали в нем и совершенствовали его. Сегодня, накануне Дня пожилых людей, хочется продолжить рассказ о прошлом аэропорта, о его ветеранах.

В аэропорту в первое время по штату было два авиатехника. Один из них, Шумилов А.Е., в 1941 году сменил на посту начальника аэропорта Сажина М.А., который принял наш воздушный порт в 1939 году, сразу после его открытия. В ту пору все инженерно-технические работники имели воинские звания: авиатехники - не ниже лейтенанта, начальник - майора.

Длительное время работал авиатехником М.В. Еремин. Человек в своем деле грамотный, но с дисциплиной он был не в ладах. И хотя это был человек-анекдот, он не раз оставался за начальника аэропорта. Сохранился занимательный приказ в архиве аэропорта, кстати, свидетельствующий об уровне дисциплины на предприятии в послевоенные годы.

Полет состоялся, однако той порой туман закрыл взлетно- посадочную полосу в Мезени. Поблуждав, пилот вывел самолет к поселку Окуловскому, здесь сориентировался и вышел на Мезень. Садясь в тумане на обледенелой машине, пилот вышел за пределы полосы и сломал винт самолета. Новый винт привезли из Архангельска. Самолет улетел, а Михаил Еремин получил, согласно уставу, 15 суток домашнего ареста. С пилотом разбирались в Архангельске. Немало было и иных приключений с Михаилом Ереминым.

В Сояне на площадке командовал Иван Максимович Нечаев. Тоже работал долго, пока не ушел на пенсию. Соянская площадка, как и Долгощельская, была оживленной. Здесь в связи с пуском птицефермы много выполнялось грузовых рейсов: завозились комбикорма, куриное яйцо вывозилось в торговую сеть района.

В Каменке начальником площадки с самого начала трудился Марат Петрович Селиверстов. После того как взлетно-посадочная полоса здесь была усовершенствована, ему пришлось принимать и отправлять самолеты архангельского рейса. Но самый пик полетов был во время осенней и весенней распутицы.

Сложности в работе были у всех. Ведь район наш большой, погодные условия на каждой площадке были разными. В этом смысле особенно трудно было в Шойне и Неси. Зимой из этих населенных пунктов вывозилось очень много рыбы, а световой день здесь короче, чем в Мезени. Часты снежные бури, сильные ветра, туманы. И надо успеть подчас лишь в небольшое окно, которое предоставит погода, принять и отправить самолеты.

На Мосеевской площадке самое напряженное время было в 60-е годы и в начале 70-х годов, когда на Пезе работали нефтепоисковые экспедиции.

А еще бурилась скважина на Вирюге (1200 метров), за аэродромом у речки Палуги (600 метров). Для них в основном работали вертолеты Ми-8 и Ми-6. А сколько перевозилось грузов для торговли, для совхоза, сколько ездило людей!

Вертолеты становились по другую сторону полосы. В ту пору иной раз летом можно было утром улететь в Архангельск, а вечером вернуться домой.

Ритмичность работы порта во многом зависит от отдела перевозок. Как я уже писал, здесь по много лет работали Л.П. Личутин и С.А. Петелин, а также А.В. Колтаков. Когда не хватало билетов на пассажирские рейсы (а их почти всегда не хватало), они искали возможность отправить людей на грузовых рейсах.

Большинство работников в нашем аэропорту работало подолгу - десятилетиями. Среди них и старший бухгалтер А.А. Дедеулева, радист П.С. Пчелинцев - ветеран войны, участник Сталинградской битвы, грузчик М.А. Личутин, заведующие гостиницей А.А. Личутина и Э.Р. Кузьмина, кладовщики отдела перевозок РА. Парфенова и Е.Ф. Нечаев, старший электрик В.О. Шехурин, радист Н.А. Личутин, водитель заправщика А.И. Минькин и другие.

Есть в аэропорту служба НАС - инженерно-авиационного снабжения. Инженером этой службы после войны работал А. Кузнецов, его сменил в 1948 году С.И. Шапоров. После ухода на пенсию Степана Ивановича на эту должность был назначен В.П. Личутин, который в общей сложности отдал аэропорту пятьдесят лет.

А сколько столярных работ переделал З.А. Окладников! И будучи уже на пенсии, он многим мезенцам помог своим мастерством в их горькие минуты потери близких людей.

Есть в авиации и своя метеослужба. В прошлые годы в нашем аэропорту это было крепкое подразделение. Здесь не только фиксировали погоду на сегодня, на момент вылета, но и давали прогноз ее, так как была своя группа синоптиков. Без разрешения метеослужбы не поднимается в небо ни один самолет. Среди тех, кто долго и добросовестно работал на нашей метеостанции, ветераны порта называют А.Ф. Пчелинцеву, А.А. Еремину, О.Г. Антипину, А.Е. Терентьеву, С.Я. Ханзину, Ж.А. Олупкину.

Будейкина их сменилось немало, не все из них заслуживают хороших отзывов. Были и такие, о которых и говорить-то не хочется. А вот Н.И. Стефанов оставил о себе добрую память. При нем велось в аэропорту широкое строительство. При нем сдан в эксплуатацию 8-квартирный дом, общежитие на 23 места, металлические ангары под склады, ангар для ремонта самолетов, построена столовая. Ежегодно проводился косметический ремонт аэровокзала, укреплялась материальная часть подразделения ВОХР. Значительно увеличен был тоннаж для хранения горюче-смазочных материалов. В те годы топлива для самолетов и вертолетов поступало много. Бензина Б-91/115 для Ан-2 заливали 1200 тонн, керосина ТС-1 для вертолетов и самолетов Ан-24 и Ан-26 - до трех тысяч тонн. Этот запас создавался на осенне-зимний период. Но и его не хватало: к концу апреля обычно вводились ограничения на заправку самолетов и вертолетов, но всегда держался неприкосновенный запас для военных и санитарных заданий.

Наш аэропорт еще послужит мезенцам. Еще будет он отправлять и принимать самолеты местных, внутрирайонных линий. И хотелось бы, чтобы администрация района больше внимания уделяла этому предприятию, его небольшому, сильно сокращенному по сравнению с прошлыми временами коллективу. И больше помогала его руководителям - начальнику аэропорта П.Д. Лазарю и старшему бухгалтеру Н.Н. Сахаровой. Им в нынешней ситуации приходится нелегко.

Накануне Дня пожилых людей от имени совета ветеранов Мезенского аэропорта поздравляю всех ветеранов предприятия с праздником. Будьте здоровы и долго живите.



Север:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Рубежъ