Север
27 октября 2006 (44)
Р. Ковалева,
Поиск работы - путь к выживанию
За последние годы в Мезенском районе прекратили свое существование многие
предприятия, благополучно работавшие в советское время. Рыночные условия
зарождающегося российского капитализма потребовали совершенно иного подхода в
организации их деятельности. К сожалению, большинству предприятий района это
оказалось не под силу. Среди же тех, кто попытался перестроиться, приноровиться
к требованиям нового времени и сохранить тем самым свою профессиональную
деятельность, оказалось и Мезенское автопредприятие.
Сегодня автотранспортникам приходится очень нелегко, но сдаваться они не
собираются. Во всяком случае до тех пор, пока хватит сил бороться за свое
существование. В этом заверил меня нынешний руководитель Мезенского АТП Андрей
Аркадьевич Калинцев, беседа с которым состоялась незадолго до профессионального
праздника автотранспортников.
-Андрей Аркадьевич, что представляет собой Мезенское автопредприятие сегодня?
Коснулась ли его череда реорганизаций, происходивших в последние годы
практически на всех оставшихся предприятиях района?
-С января 2002 года Мезенское АТП стало муниципальным предприятием. С весны
этого года изменилось его название. Теперь наше предприятие называется
"Мезенская механизированная колонна". В работе же нашей ничего существенного не
изменилось. Как и раньше, главными являются грузовые и пассажирские перевозки.
Хотя объем их с каждым годом становится все меньше и меньше.
Муниципальная принадлежность не улучшила финансового положения предприятия.
Никаких дотаций из районного бюджета мы не получаем. Все расходы приходится
нести самим. Зарабатывать же деньги на старой технике очень и очень сложно, и на
сегодня изношенность автомобильного парка - это самая главная проблема. Нашим
автобусам по полтора и больше десятка лет. Все свои ресурсы они давно уже
выработали. Есть у нас такое профессиональное понятие - усталость материала,
когда автотехника настолько износилась, что лопаются рамы в салоне, сам салон
трещит по швам, становятся жесткими сиденья, выходят из строя амортизаторы и
прочее, прочее. На закупку запчастей денег у нас нет, и уж тем более нет их на
новый автобус. Поэтому, по всей видимости, уже этой зимой могут начаться сбои в
регулярности движения автобусов по городу и району.
-Как известно, этим летом предприятие открыло новый пассажирский маршрут Мезень
- Лешуконское. Будет ли он работать в дальнейшем?
-Да, действительно, нынешним летом мы попробовали поработать на данном маршруте.
Пассажирские перевозки осуществляло маршрутное такси, расписание движения
которого устанавливалось с учетом расписания движения лешуконского автобуса.
Оказалось, что маршрут востребован, и люди остались довольны. Так что в
следующем году планируем открыть его вновь. Может быть, будем осуществлять рейсы
в Лешуконское и в зимний период. Во всяком случае в наших планах на
предстоящую зиму открыть маршрут либо в Лешуконское, либо в Каменку. Но сегодня
этот вопрос пока еще не решен.
-Ну а будет ли автопредприятие осуществлять пассажирские перевозки по маршруту
Мезень-Архангельск предстоящей зимой?
-К сожалению, нет. Маршрут этот очень сложный, а наша техника, как я уже сказал,
имеет большую степень изношенности, при которой пассажирские перевозки на столь
длительные расстояния небезопасны. А безопасность пассажиров - это первое и
главное условие нашей работы.
-Думается, и конкуренция со стороны частных лиц, занимающихся пассажирскими
перевозками, создает немало проблем:
-Конечно. При этом большинство частных лиц занимается перевозом нелегально, не
имея соответствующих документов, паспортного маршрута, не соблюдая правила
перевозки пассажиров. И самое удивительное состоит в том, что им никто не
запрещает этого делать. А ведь опасности подвергаются пассажиры. Кроме того,
свое расписание частные маршрутные такси не афишируют, а просто подстраиваются
под наше расписание и перехватывают пассажиров. Но представьте, что автобусы АТП
перестанут ходить по тому или иному маршруту, а расписание движения частных
такси пассажирам неизвестно. Как и где они будут ловить частный транспорт,
чтобы попасть в нужный им пункт назначения? Поэтому я считаю, что расписание
движения частных такси надо упорядочить и согласовать с местной властью, чтобы
никто никому не мешал работать.
-Андрей Аркадьевич, насколько я понимаю, сегодня у автопредприятия есть
конкуренты и по грузовым перевозкам?
-Есть, и немало. Тут все зависит от того, кто первым найдет партнеров. Грузовые
перевозки для нашего предприятия - это самое доходное направление деятельности.
Поэтому мы стараемся найти любую работу и возможность заработать деньги. Ищем
работу и в районе, и за его пределами. Так, прошлой зимой большую часть времени
мы занимались перевозкой грузов в Пинежском и Лешуконском районах.
Хотя, конечно, работа на стороне предполагает определенные трудности. Это лишние
затраты, сложности с ремонтом, с приобретением запчастей. Но мы вынуждены идти
на это, чтобы заработать. Находим партнеров не только в районах, но и в
областном центре. При большом объеме работ привлекаем технику других
организаций, частных лиц, давая возможность заработать и им.
Внутри района в основном перевозим уголь, дрова. Последние три года активно
занимаемся перевозкой металлолома в Архангельск. Надо сказать, что объем
грузовых перевозок в районе в этом году резко уменьшился. Раньше мы возили
горюче-смазочные материалы для бюджетной сферы. Теперь этим занимается облДЭС,
куда были переданы сельские электростанции.
-При всех этих проблемах, чтобы выжить предприятию, видимо, необходимо искать
новые направления деятельности?
-Что мы и пытаемся делать. Времена изменились, а потому предприятие должно
перестраиваться, находить новые виды работ, чтобы сохранить себя. Вот мы и
взялись за оказание сервисных услуг. На базе АТП осуществляем токарные,
сварочные работы, ремонтируем двигатели и так далее. Оказываем услуги по стоянке
автомобилей.
Кроме того, в скором времени на базе автопредприятия откроется станция
технического контроля для инструментально-технического осмотра техники. Для
этого было закуплено и привезено необходимое оборудование. Сейчас оно уже
установлено в одном из боксов нашего гаража. В ноябре станцию будет принимать
областная комиссия. Так что, может быть, уже в декабре этого года станция
технического контроля начнет свою деятельность.
В будущем, вероятно, найдем ещё какие-то виды работ, будем стараться сохранить
наше предприятие. Может оказаться, что основное направление деятельности -
перевозки, ради которых в свое время и создавалось в районе АТП, постепенно
исчезнет, а предприятие полностью перейдет на сервисное обслуживание.
Главное - сохранить имеющихся специалистов. Ведь из-за низкой заработной платы
люди уходят с предприятия. Например, сегодня у нас не хватает водителей с
категорией Д (водители автобусов). Ну и, конечно же, необходимо решить основную
проблему - хотя бы частично обновить технику.
-И тем не менее, несмотря на существующие проблемы, автопредприятие и сегодня
отличается стабильностью своего коллектива. А ведь именно люди - главное
богатство любого предприятия. Что бы вы хотели пожелать своим работникам
накануне профессионального праздника?
-Коллектив у нас действительно хороший, люди трудолюбивые, знающие свое дело.
Большинство из них имеют уже довольно большой стаж работы на предприятии. И
потому приятно, когда их труд отмечается высокой наградой. К примеру, к
нынешнему профессиональному празднику Почетной грамотой Министерства транспорта
в связи с 50-летием будет награждена бессменный бухгалтер АТП Нина Александровна
Шуваева.
Я бы поблагодарил всех работников предприятия, которые трудились и трудятся на
благо жителей района. Хочу поздравить их с профессиональным праздником и
пожелать им здоровья, большого счастья, благополучия и оптимизма, успехов во
всех их делах и начинаниях.
|