|
Север
1 декабря 2006 (49)
И. Л. Заборский,
Любим русскую рулетку?
Удивительные страсти разгорелись по проекту Устава муниципального образования
"Мезенский район" в новой редакции.
Поступили многочисленные поправки. С предложением ничего не менять в структуре
управления местной власти района выступили коллективы Каменской и Мезенской
средних школ, а также детского сада "Журавушка", к ним присоединились лидеры
профсоюза.
Но мне кажется, что возмущаться надо было гораздо ранее, поскольку проект
Устава, принятый и одобренный на публичных слушаниях год назад, содержал гораздо
более радикальные изменения.
И возможность для всенародно избранного главы муниципального образования
занимать должность председателя Собрания депутатов, а не должность главы
администрации была заложена и одобрена еще в прошлом году. Только в том проекте
Устава главе муниципального образования предоставлялся выбор - он мог сам
решать, кем быть: либо председателем Собрания депутатов, либо главой
администрации.
Для ясности необходимо четко представлять, что глава муниципального образования
и глава администрации муниципального образования - это разные должности, хотя
звучат и пишутся эти должности схоже, и это непосвященного человека может ввести
в заблуждение.
Сегодня действующий глава муниципального образования - Заборский Игорь
Леонидович, совмещает две должности:
1-я должность - глава муниципального образования;
2-я должность - глава администрации муниципального образования.
Смысл предложений по изменению структуры управления местной власти сводится к
тому, чтобы всенародно избранный глава возглавлял представительный орган власти,
то есть являлся главой муниципального образования и председателем Собрания
депутатов. А вот главу администрации предлагалось назначать по контракту,
заключаемому по результатам конкурса. Для сведения: проект контракта
рассматривается Собранием депутатов, а в составе конкурсной комиссии 2/3
кандидатур утверждается районным Собранием депутатов, а 1/3 - областным
Собранием депутатов по представлению Главы администрации области. Все документы
публикуются в средствах массовой информации.
Как выяснилось, обоснование и разъяснение плюсов и минусов этой модели
управления было недостаточное. И в результате мы имеем парадокс - власть вышла с
предложением сделать себя более прозрачной и подконтрольной народу, а народ
отказывается от этих предложений и разрешает власти работать по-старому.
А ведь сегодня многие сетуют на выборах, что нельзя установить для такой важной
профессиональной управленческой должности как глава администрации никаких
дополнительных критериев отбора. Нельзя потребовать наличия хоть какого-нибудь
образования, нельзя требовать опыта работы, нельзя требовать, чтобы это был
местный человек, знакомый с особенностями территории, - ничего нельзя. Закон
гласит - если глава администрации избирается всенародно - то никаких требований
предъявить нельзя, кроме тех, что он должен быть гражданином РФ, достигшим
возраста 21 год. Другое дело, если человека назначают - тут любые требования
возможны - и образование, и стаж, и опыт работы, и даже ценз оседлости можно
ввести.
Вот и предлагалось, чтобы наши депутаты по результатам конкурса назначали на
должность главы администрации человека, который соответствует всем высоким
требованиям, закон такую возможность предоставляет. Кроме того, с главы
администрации, принятого по контракту, легче спросить за проделанную работу, а
если он по каким-то причинам перестал работать (разные бывают причины) и уволить
можно в соответствии с Трудовым кодексом.
Кроме того, по закону высшим органом местной власти в нашем районе является
Собрание депутатов, а вовсе не администрация, как полагают некоторые. Поэтому
очень даже логично, если бы всенародно избранное высшее должностное лицо
возглавляло бы высший орган власти.
Сегодня же у нас высшее должностное лицо возглавляет администрацию, а высший
орган власти возглавляет председатель-депутат, избранный лишь в своем округе.
Теперь относительно двуглавости. С легкой руки журналиста мы все разом узнали об
этом, но, увы, на практике двуглавость у нас существует с 2001 года, а с 2006
года двуглавость узаконена и она существует повсеместно.
У нас в районе два больших начальника (чиновника) местной власти - оба выборные:
Заборский Игорь Леонидович - глава муниципального образования и глава
администрации одновременно; Личутин Владимир Михайлович - председатель Собрания
депутатов, депутат. Оба они независимы - никто друг другу не подчиняется, но
работать должны в тесном контакте.
По закону Собрание депутатов, возглавляемое Личутиным, ставит задачи перед
главой администрации Заборским и глава администрации должен их выполнять. То
есть на должности главы администрации должен быть очень опытный и умелый
человек, ведь желать всегда легче, чем выполнять, а главе администрации как раз
и приходится выполнять.
Легко представить себе желания людей, все мы знаем, что надо улучшить в нашей
жизни, но вот как это исполнить. А в случае сегодняшней власти мы получаем её по
принципу "люблю, нравится", а вовсе не в силу умений или каких-то
профессиональных качеств. Конечно, непрофессионализм в управлении, особенно в
таком важном учреждении, как администрация района, дорого может обойтись
жителям. Только особенно четко непрофессионализм начинает чувствоваться, когда
при цивилизованной жизни начинает исчезать электричество, холодеют батареи
центрального отопления, и исправлять все это существенно сложнее и дороже, чем
предотвратить.
Наш Мезенский район - особенный, как и в Лешуконии, у нас сложно с
квалифицированными управленческими кадрами. Но один раз в четыре года мы всем
районом играем в русскую рулетку - на сложную, профессиональную работу выбираем
главу муниципального образования - главу администрации, выбираем, как правило,
сердцем, выбираем, зачастую даже не слишком представляя, с какими задачами,
сложностями столкнется там наш избранник. И многие из кандидатов нам заранее
известны и также известно, что есть неплохие управленцы, которые не любят
политической шумихи и никогда не пойдут на выборы.
В результате мы стоим перед явной опасностью, что на очередных выборах, в силу
отсутствия предложения, выберем кого-нибудь, ведь против всех голосовать нельзя
и выборы обязательно состоятся. И этот кто-нибудь порулит четыре года, а мы
четыре года будем маяться, а отозвать по существующим законам практически
невозможно.
Взамен этой опасности предлагался гарантированный качественный результат -
районные депутаты совместно с администрацией Архангельской области подбирают
кандидатуру главы администрации, при этом учитывают, прежде всего,
профессиональные качества.
А наш всенародный избранник, любимец, возглавил бы Собрание депутатов и вылил
бы на профессионально работающую администрацию все наши желания и контролировал
бы их исполнение - разумно и логично, а главное - эффективно. Тем более что и в
последние годы советской власти подобная модель управления вполне достойно
работала в нашем районе.
Например, и Дмитрий Медведев - ближайший помощник президента Путина, и Владимир
Мокрый - председатель комитета ГД РФ по местному самоуправлению, говорят о
необходимости повышения профессионализма и компетентности местных властей. А
сделать это можно как раз через введение профессиональных администраторов по
контракту, как это и предлагается у нас, в нашем уставе.
Но, к сожалению, иногда новое с трудом находит себе дорогу в жизнь. Мы еще не
привыкли к тому, что сегодня у народа есть право решать, сколько местной власти
ему нужно, мы по старинке избираем власть, даже порой не задумываясь, а зачем
она нам. Ну, действительно, зачем, например, в деревне на 300 - 400 человек
целый чиновничий аппарат, неужели деревня без чиновников не в состоянии
израсходовать причитающиеся ей деньги? Есть, существуют более эффективные и
дешевые формы местной власти, и работа главы администрации по контракту - одна
из них.
С уважением -
И. Л. Заборский,
глава муниципального
образования
"Мезенский район".
| |