Север
22 декабря 2006 (52)
Е. Шаврина,
М.В.Ломоносову - 295 лет
В Каменской средней школе с 13 по 18 ноября прошла неделя "Я иду по земле
Ломоносова", посвящённая 295-летию великого учёного.
Ломоносовскую неделю организовали и провели преподаватели естественных
дисциплин - географы, биологи, физики, химики. Им помогала библиотекарь
Н.М.Ковальчук.
Прежде всего надо сказать о том, что в школе была устроена большая выставка
книг о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Различных изданий - от художественных
произведений до научно-популярных книг - оказалось достаточно в нашей школьной
библиотеке, но учителя пожелали дополнить выставку ещё и книгами из личных
библиотек. В каждом классе, с 5-го по 11-й, наш библиотекарь провела беседы о
книгах с выставки. А малыши из начальных классов читали и обсуждали книгу
О.Гурьян "Мальчик из Холмогор".
Юные фотолюбители (а ими у нас являются едва ли не все ученики) участвовали в
фотовыставке, которая тоже называлась "Я иду по земле Ломоносова". Принимались
фотоснимки на тему родного края, запечатлевшие природу, дела, людей нашего
Севера. Педагоги даже не ожидали, что выставка получится такая большая:
фотоработы заняли чуть ли не все стены второго этажа. Наши фотографы снимали не
только в Каменке, но и в других населённых пунктах Мезенского района, а также на
Пинежье. Не хотелось бы выделять никого из авторов, но скажу, что удачных
кадров хватало.
В течение всей недели в школе проходила большая викторина о жизни и научной
деятельности М.В.Ломоносова. Вопросы для её участников предлагались весьма
сложные, надо было порыться в книгах, чтобы найти правильные ответы. Я назову
победителей среди старшеклассников: ими стали десятиклассницы Ольга Галицына,
Ксения Шаврина, Алиса Попова, Марина Ботева.
Пятиклассники всю неделю показывали ребятам из шестого класса небольшие сценки
из детских лет Ломоносова. Авторами инсценировок были учителя-организаторы.
10-летним школярам было чрезвычайно занятно побыть в роли самого Ломоносова -
хоть и маленького, хоть и совсем недолго! Мы уверены, что нет лучшего способа
заинтересовать ребят личностью великого человека.
Девятиклассники, народ уже достаточно пытливый, участвовали в заочной экскурсии
в химическую лабораторию. Им были показаны химические опыты. А на примере
глиняной посуды, изготовленной в школьной гончарной мастерской, показано, как
могут быть использованы в быту природные материалы и какие происходят
химические процессы на всех этапах гончарного производства.
Ученики 10 и 11 классов уже в состоянии систематизировать и обобщать полученные
знания. Поэтому им было предложено совсем взрослое мероприятие - нечто вроде
маленькой научной конференции. Мы назвали это творческим отчётом
старшеклассников о том, что нового они узнали в течение Ломоносовской недели о
своём великом земляке. Доклады ребят были небольшими, но весомыми по тематике,
например: "Ломоносов и проблемы экологии", "Педагогическая деятельность и
взгляды Ломоносова", "Обзор важнейших открытий Ломоносова в естественных науках"
и другие.
Очень интересное задание было у семиклассников: составить карту пути Ломоносова
из Холмогор в Москву. Ребята корпели над маршрутом 18-летнего Михайлы, и карты
им "рассказывали" подчас больше, чем учителя и книги. Лучшей была признана
работа Екатерины Коршаковой. А десятиклассник Андрей Окулов составил лучший в
школе кроссворд по ломоносовской теме.
В эту неделю во всех классах на уроках естественного цикла материал подавался
сквозь призму ломоносовского наследия.
Неделя завершилась линейкой, на которой учителя-естественники подвели итоги
всех мероприятий. Портфолио многих старшеклассников пополнились грамотами и
благодарностями за активное участие в Ломоносовской неделе.
Е. Шаврина,
зам. директора
Каменской средней школы.
|