Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Север
10 марта 2006 (11)
Р. Ковалева,

Педагогические идеи - на ярмарку

В конце января учителя начальных классов из школ района встретились для того, чтобы поделиться друг с другом своим педагогическим опытом.

Нужно отметить, что организаторы встречи - работники районного методического центра - придумали для этого весьма необычную форму. Педагогам было предложено показать свои педагогические методики как товар на ярмарке и, конечно же, при этом вызвать интерес у коллег-"покупателей". В результате получилась своеобразная ярмарка педагогических идей под названием "Модернизация - шаг в будущее", на которой "продавалось" немало новых, интересных, достойных внимания программ и методик по обучению детей начальных классов.

Выступления участников встречи являлись не просто знакомством с опытом работы, а определенным результатом их многолетней деятельности. Здесь нужно заметить, что все учителя, участвующие в ярмарке, имеют первую и вторую квалификационные категории и опыт педагогической работы от 15 до 28 лет. Каждая из участниц попыталась найти и применить на практике элементы обучения, способствующие возникновению интереса к учебе, интеллектуальному и творческому развитию детей младшего школьного возраста.

Например, педагог Дорогорской школы Г.И. Лешукова работает со своими воспитанниками по развивающей программе "Гармония". В своем выступлении, темой которого стало воспитание личности через развитие речевой культуры, Галина Ивановна рассказала о том, как постепенно, начиная с самого простого, ее ученики усваивают родной язык и тем самым учатся познавать окружающий их мир.

Речевую культуру у своих ребят учительница развивает через знакомство с различными речевыми жанрами письма, в котором может звучать обращение, просьба, сообщение, поздравление, объявление и т.д. Ребята пишут мини-сочинения, например, о своих домашних животных, о своем доме и членах семьи. Они знакомятся с таким жанром письменной речи, как дневник, сочиняют сказки, учатся оформлять и выпускать вместе с родителями газеты. Все это дает еще и возможность детям свободно творить. В результате обучения у ребят развиваются творческие способности, а главное - повышается качество полученных знаний.

Помимо уроков, Галина Ивановна большое внимание уделяет внеклассной работе с ребятами. А участие ее воспитанников во всероссийской акции "Каждой пичужке - наша кормушка" было отмечено дипломами и грамотами.

О развитии творческого потенциала младших школьников на уроках чтения говорила коллега Галины Ивановны педагог той же Дорогорской школы М.И. Богданова. В своей работе Мария Ивановна преследует основную цель - привлечь детей к чтению. Тема эта на сегодня довольно актуальна. Ведь не секрет, что с развитием телевидения, видео, компьютеризации дети все меньше тянутся к книгам, теряется интерес к чтению. Но, как известно, именно чтение пробуждает мысль.

Чтобы привлечь интерес ребят к книгам на уроках чтения педагог проводит занятия в нетрадиционной игровой форме. Использование специальных приемов, развивающих детское творчество, способствует повышению мотивации младших школьников к чтению. Ребята сочиняют стихи, принимают участие в тематических предметных неделях, мероприятиях, посвященных писателям и поэтам. Кроме того, ребята пробуют себя в своеобразном издательском деле, своими руками производя на свет интересные, необычные книги на самые разные темы. Это и яркие, красочные книжки- малышки, и большие книги. Часть из них участники ярмарки могли увидеть на представленной М.И. Богдановой книжной выставке. Например, одна из книг называлась "День рождения стойкого оловянного солдатика", в которой ребята высказали свое отношение к герою сказки Андерсена. А сделали они это при помощи стихов, рассказов, рисунков. В такой же несколько необычной и очень интересной манере были выполнены книги "Правда о Бабе Яге" и "Все о куклах". Всю эту большую творческую работу ребята и их педагог проводят вместе со своим главным и неизменным помощником - библиотекарем школы А.Ф. Мылюевой.

А вот педагог Каменской средней школы П.Ф. Фомина в своей работе по обучению технике чтения на протяжении многих лет эффективно использует методику В.И. Зайцева. Эта методика предусматривает несколько приемов в обучении детей чтению. Это и чистота тренировочных упражнений, жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, чтение перед сном, многократное и щадящее чтение и другие. Кроме того, на внеклассном чтении дети знакомятся с новыми книгами, активно участвуют в книжкиных неделях, в кружке выразительного чтения, результатом работы которого стала инсценировка сказки "Кошкин дом".

О своих уроках развития речи рассказала коллегам учитель начальных классов Карьепольского класса-комплекта Совпольской школы Н.Л.Титова. Причем, помимо занятий над техникой речи, Надежда Леонидовна большое внимание уделяет работе по формированию правильной речи у ребят. Это, нужно заметить, имеет огромное значение, учитывая отсутствие в школе логопеда и педагога-психолога.

С помощью игры познают такую трудную науку, как математика, воспитанники долгощельского педагога Н.П. Нечаевой. Ребята нередко отправляются в игру- путешествие по сказочному царству-государству, где знакомятся с цифрами и ищут ответы на заданные арифметические действия. Для формирования вычислительных навыков Надежда Прокопьевна широко использует приемы, направленные на зрительное восприятие. Это и различные карточки, и рисунки, и таблицы. Все эти приемы создают на уроках столь необходимую для детей развивающую среду.

Со своей работой по традиционным программам, развивающим творческие способности детей на уроках трудового обучения, познакомили коллег учителя В.Н. Крапивина из Сояны и М.Ю. Воронцова из Каменской средней школы. Для наглядности Вера Николаевна Крапивина привезла с собой целую выставку замечательных творческих работ, выполненных детьми из природных и подручных материалов, пластилина, а также рисунки, стихи и сочинения о природе и животных. Кстати, стоит отметить, что ее воспитанники стали призерами областного конкурса, посвященного временам года.

Особенность работы соянского педагога заключается в том, что творческое развитие младших ребят осуществляется совместно с учениками среднего школьного звена, что говорит о существовании такого важного момента в обучении, как преемственность.

С интересом слушали участники ярмарки рассказ педагога Малослободской школы-сада И.Г. Рогачевой о методах, используемых для повышения грамотности у детей, а также о той воспитательной работе, которую она проводит не только с ребятами, но и их родителями. Например, с большим интересом дети совместно с родителями приняли участие в исследовании своей родословной.

Но, пожалуй, особый интерес у педагогов вызвали выступления коллег из Мезенской средней школы Л.В. Макуриной и С.Ю. Куреньгиной. Тема разговора, который вела Любовь Васильевна Макурина, касалась развития и формирования мотивации первоклассников. Известно, что уровень готовности к школе у детей разный, а значит, и разный уровень мотивации. Каков этот уровень, Любовь Васильевна узнает при помощи психологического исследования.

Младший возраст - это становление мотивации учения, а потому, считает Любовь Васильевна, так важно дать не просто знания, а мотив, потребность в их приобретении. После этапа исследования, то есть теоретического курса, она проводит с ребятами практические развивающие занятия, которые состоят из различных игровых упражнений, способствующих появлению мотивов и повышению мотивации учения у школьников.

Светлана Юрьевна Куреньгина поделилась с коллегами своим опытом организации учебного процесса с применением элементов модульного обучения. Технология модульного обучения, как известно, больше применяется в старших классах. Но, побывав в прошлом году на конкурсе "Учитель года" и послушав своих коллег, Светлана Юрьевна решила попробовать применить такой способ обучения у младших школьников. Особенность модульного обучения состоит в том, что ребята больше работают самостоятельно, чем заинтересовывают и своих родителей, которые вместе с детьми активно включаются в эту работу.

Новый опыт мезенских педагогов вызвал интерес участников встречи, а потому именно он оказался самым "ходовым продаваемым товаром" ярмарки, которая еще раз показала, насколько важны и эффективны для учителей подобные мероприятия, дающие немало новых интересных педагогических идей, способствующих повышению качества обучения, а значит, и повышению качества знаний наших детей. В завершение встречи ее участники единогласно решили сделать такие педагогические ярмарки в районе традиционными.



Север:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя