Пресса Архангельской области
 


Север
7 апреля 2006 (15)
Е. ЛИХАЧЕВА,

Как товар разложишь - так и продашь

Времена меняются, и вместе с ними меняется всё вокруг нас. Вот и торговля, ставшая нынче едва ли не главной отраслью экономики, тоже видоизменяется, всё больше впитывая в себя западные формы и методы работы.

Впрочем, как сказать. Например, рассказываешь нынешним детям, что двадцать лет назад в Мезени только в одном магазине - "рыбном" - не было свободного доступа к товарам, не верят. Они убеждены, что магазины самообслуживания - это завоевание нового рыночного капитализма. Но, как видим, и социалистические формы возвращаются в жизнь.

Торговать, известное дело, надо уметь. А то обставят конкуренты. Конкуренция в торговле большую роль играет даже в нашей глубинке, где магазинов не так уж много. И выигрывает тот, кто торгует не просто умело и правильно, а с использованием современных технологий.

Вот им-то, современным технологиям развития потребительского рынка, и был посвящён семинар-совещание для работников торговли, который организовали и 20 марта провели в Мезени отдел торговли районной администрации, комитет торговли областной администрации и ООО "Норд Коммерц" (г.Архангельск). Какие лекции и тренинги были в программе семинара, наша газета уже сообщала своим читателям в номере за 24 марта. А сейчас хотелось бы немного подробней остановиться на практическом занятии на тему "Мерчендайзинг товаров магазина".

Его провела доцент кафедры международного маркетинга Поморского университета Наталья Мчелидзе, которая является директором по маркетингу фирмы "Норд Коммерц" и, работая в этой должности, имеет большой практический опыт мерчендайзинга.

Это чужое слово, неуклюжее и непривычное, означает предмет, которым в большей или меньшей степени должен владеть любой работник торговли - и директор магазина, и товаровед, и продавец, и даже подсобный рабочий. Мерчендайзинг - это искусство раскладки товаров. И цель этого искусства - обеспечить покупателю быстрое нахождение нужного товара, а магазину - наибольшую, если можно так сказать, его продаваемость.

В качестве "класса" для проведения практического "урока" организаторы семинара выбрали магазин "Техномир", точнее, два его отдела - парфюмерии и бытовой химии и продуктовый. Почему выбрали именно этот магазин? Потому, объяснили организаторы, что именно "Техномир" на сегодня является самым современным магазином в Мезени, при этом торгует успешно.

И вот в залах магазина Марии Будейкиной на реальных примерах Наталья Ивановна Мчелидзе, с присущим ей умением рассказывать выразительно, точно и увлекательно, преподала своим слушателям правила и особенности мерчендайзинга.

От правильной раскладки товара, оказывается, очень и очень зависит эффективность торговли.

- Продуктовый магазин должен начинаться со здоровой еды, то есть с фруктов, овощей, соков и минеральной воды, - говорила преподаватель. И поясняла дальше, что именно из этой здоровой еды разложено правильно, а что нет.

То же было и у каждой витрины, у каждого стеллажа: сначала общие правила, затем - конкретные замечания и советы.

Баночки с вареньем и джемами лучше располагать поближе к полкам с чаем. А чай, в свою очередь, - рядом с кондитерскими изделиями. Муку - по соседству с крупами, причём многокилограммовые упаковки с макаронами и мукой ставить надо на нижние полки и, если в торговом зале нет тележек, желательно поближе к кассе, иначе кому же захочется таскаться по всему магазину с тяжёлым мешком? Консервы, которые могут служить гарниром, следует расставлять рядом с замороженными полуфабрикатами, равно как и всевозможные соусы, кетчупы и майонезы.

Много разновидностей одного товара в повседневной торговле совсем не обязательно: например, в день семинара в магазине продавалось восемь сортов консервированного зелёного горошка.

- Так много сортов требуется только перед праздником, - объяснила Н.Мчелидзе, - на каждый день и четырёх разновидностей хватит. Не надо озабочивать покупателя муками выбора. Лидер продаж - горошек "Бондюэль", вот его можно выставить побольше.

Надо учитывать при раскладке товара буквально всё - и рост покупателя ( не стоит ставить слишком высоко пользующиеся спросом товары: маленький покупатель может до них не дотянуться), и хрупкость упаковки (незачем сооружать несколько "этажей" из стеклянных банок: покупатель из опаски разбить не решится притронуться к ним), и даже одежду покупателей ( длиннополые шубы часто сбивают товар с нижних полок).

В последнее время в центральной прессе нередки публикации, где описываются особенности раскладки товаров в крупных магазинах больших городов. Мысль в этих публикациях одна: мол, торговцы при помощи умело и хитроумно разложенных товаров бессовестно выманивают деньги из кошельков покупателей, да ещё при этом сбывают и залежалую продукцию - словом, дурят покупателя как могут.

Нет, в лекции Натальи Мчелидзе сквозило уважение к интересам и покупателя, и продавца. Одному надо побольше продать, другому - подешевле купить, но этого можно достичь без обмана, путём мерчендайзинга. И будет всё правильно и честно.

Что касается оценки мерчендайзинга в магазине Марии Будейкиной, то из уст Натальи Ивановны часто звучали слова: "Правильное решение". А говоря о "Техномире" в целом, наша гостья подчеркнула, что этот магазин производит хорошее впечатление. Значит, мнение рядовых мезенцев совпадает с оценкой компетентных специалистов.

И в заключение хотелось бы привести высказывание двух слушателей семинара. Лидия Ещенко из Каменки стала предпринимателем, когда в стране начались перемены, до этого никогда торговлей не занималась. А Ольга Тихонова из Мезени - профессиональный работник торговли, причём с большим стажем, тридцать лет трудится в Мезенском райпо. Но мнения этих разных женщин оказались на удивление схожими:

- Нельзя стоять на месте. Жизнь идёт вперёд, быстро всё меняется, отстанешь - не догонишь. Надо учиться. И хорошо, что для работников торговли организовали такой семинар. Мастер-класс Натальи Мчелидзе - очень полезный!

Е. ЛИХАЧЕВА, корр. "Севера".



Север:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя