Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Север
28 июля 2006 (31)
М. ЛЫТКИН,

Я служил на эсминцах

Уважаемая редакция! 30 июля - День Военно-морского флота России. Это и мой праздник, поскольку службу свою я проходил на флоте, о чем и хочу сегодня рассказать.

Я служил на Северном флоте на военных кораблях в плавсоставе. Но в основном мне пришлось плавать на эскадренных миноносцах. Поэтому мне хотелось бы прежде всего поздравить с нашим праздником тех моряков, кто служил в БЧ-5, а это боевая часть нижней команды: машинисты- турбинисты, котельные машинисты, электрики и остальные моряки, которые обеспечивали ход корабля, если можно так сказать, регулировали работу его сердца.

Со мной призывались из Мезенского района Григорий Красиков из Карьеполья, Андрей Барашков, Анатолий Лочехин из Дорогорского. К сожалению, их уже нет в живых. А вот Петр Рыжков сейчас живет и здравствует в Каменке. Еще один земляк, призывавшийся вместе с нами на флот, был из Долгощелья. К сожалению, не помню его имени. Может, он и жив, тогда, прочтя мою статью, пусть отзовется.

Толя Лочехин в Сортавале учился на радиста, а Гриша Красиков и Андрей Барашков - в Выборге получали специальность моториста. Наша группа машинистов флота училась тоже в Выборге в электромеханической школе.

В Выборге мы прошли тщательную медицинскую комиссию: нас крутили на вращающемся стуле, мы прыгали в темноте в яму с опилками, и все это под наблюдением врачей. Проходили техническую комиссию. Меня направили учиться на машиниста флота как токаря. Дело в том, что до призыва на флот я учился в Молотовске в ФЗО при заводе, а потом еще работал по специальности в Каменке.

Была у нас и политическая комиссия: спрашивали, кто из родственников был в плену и есть - нет родственники за границей. Недавно еще только закончилась война, а потому в тот период была еще строгая цензура, и в письмах нельзя было писать даже название корабля, на котором служишь.

После окончания школы мы прибыли в Североморск, в полуэкипаж, и стали ждать "покупателей" с кораблей. Я попал на краснознаменный эсминец "Грозный", на котором служил во время войны известный писатель Валентин Пикуль - автор популярных исторических и морских романов.

На коллективной фотографии, которую видят читатели, сняты моряки с "Грозного" 1925-26-го годов рождения перед демобилизацией. А я попал на этот снимок случайно, поскольку только еще начинал службу. Просто уходившие со службы ребята мне сказали: "Становись с нами на память". Я, тогда еще рассыльный по кораблю, стою с лоцманской трубкой на груди в последнем ряду крайним справа, на самом верху. У меня еще не отросли волосы, и этим я отличаюсь от других моряков.

Но боевая судьба "Грозного", к сожалению, тогда уже заканчивалась, корабль морально устарел. В Молотовске начали изготавливать новые эсминцы БИС-3А, и я написал рапорт о переводе меня на новый корабль.

Командир БЧ-5 не отпускал меня, он относился ко мне очень хорошо и, как отец сына, уговаривал меня остаться, тем более что я ходил в вечернюю школу и мог за время службы получить среднее образование. Хороший был мужик наш капитан- лейтенант Бренор, к тому же фронтовик. Его уважали на корабле все, на общем фото он во втором ряду четвертый справа. И все же меня отпустили. Я попал на эсминец "Окрыленный", который тогда был еще не полностью готов: не вся изоляция была оклеена на паропроводах, не все малярные работы выполнены на трубопроводах. После завершения работ мы пошли сдавать заводские испытания в Белом море.

Но начались сильные морозы. Никольский рейд начал замерзать, и мы ушли в Баренцево море, в Росту. Там прошли сначала заводские испытания, а потом государственные. Все, что можно из корабля выжать, все выжимали. Аварийный ход давали, а это 38 узлов, или морских миль (одна морская миля - это 1,852 километра). Все замеченные при испытаниях недостатки и недоделки мы записывали в специальную дефектную ведомость, и потом бригада специалистов с завода устраняла их. Но их, недостатков, оказалось немного - корабль был построен на совесть.

Сдали государственные экзамены. После этого был большой праздник. Наш корабль поднял военно-морской флаг вместо государственного и отправился в свое первое плавание.

Вспоминаю добрым словом нашего командира корабля, капитана второго ранга Федора Бондарева. Все матросы его любили и хотели иметь на память его фото. Но как его получишь, если сам наш "батя", как мы его ласково звали промеж собой, сниматься не любил? Тогда мы получили фотографию нелегально: упросили корабельного секретчика переснять фотографию нашего командира из его личного дела, а потом размножили ее. Так почти у каждого из нас после демобилизации осталось фото любимого командира. "Батя" так и не узнал про нашу "диверсию". Хороший был у нас командир.

Еще старожилом на нашем корабле был капитан - лейтенант Капитанец. Впоследствии он стал адмиралом флота и командовал Балтийским флотом.

Мой сын Владимир тоже потом служил на флоте, только на Балтийском. Он был котельным машинистом, на которого учился в школе ЭМШ в Кронштадте, а служил на эскадренном миноносце "Острый". Базировался их эсминец в Лиепае (Латвия).

Мы часто вспоминаем с сыном годы нашей службы, говорим о флоте и том, и нынешнем. И вот что интересно: сейчас много говорят о дедовщине, а вот у нас на службе, моей и сына, такого явления не было. И даже самого слова такого не существовало. Меж тем мой сын уже сам дедушка, у которого два внука, а значит, у меня два правнука, которыми я горжусь.

С праздником всех моряков - нынешних и бывших. А молодым ребятам, многие из которых почему-то нынче стараются отлынить от службы, говорю: не делайте этого. Воинская служба закаляет человека, а уж морская - тем более.

С уважением - М. ЛЫТКИН, бывший командир машинного отделения кораблей второго ранга, старшина 1 статьи. д.Совполье.



Север:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя