|
Север
28 июля 2006 (31)
М. ЛЫТКИН,
Я служил на эсминцах
Уважаемая редакция! 30 июля - День Военно-морского флота России. Это и мой
праздник, поскольку службу свою я проходил на флоте, о чем и хочу сегодня
рассказать.
Я служил на Северном флоте на военных кораблях в плавсоставе. Но в основном
мне пришлось плавать на эскадренных миноносцах. Поэтому мне хотелось бы
прежде всего поздравить с нашим праздником тех моряков, кто служил в БЧ-5, а
это боевая часть нижней команды: машинисты- турбинисты, котельные машинисты,
электрики и остальные моряки, которые обеспечивали ход корабля, если можно так
сказать, регулировали работу его сердца.
Со мной призывались из Мезенского района Григорий Красиков из Карьеполья,
Андрей Барашков, Анатолий Лочехин из Дорогорского. К сожалению, их уже нет в
живых. А вот Петр Рыжков сейчас живет и здравствует в Каменке. Еще один земляк,
призывавшийся вместе с нами на флот, был из Долгощелья. К сожалению, не помню
его имени. Может, он и жив, тогда, прочтя мою статью, пусть отзовется.
Толя Лочехин в Сортавале учился на радиста, а Гриша Красиков и Андрей Барашков
- в Выборге получали специальность моториста. Наша группа машинистов флота
училась тоже в Выборге в электромеханической школе.
В Выборге мы прошли тщательную медицинскую комиссию: нас крутили на вращающемся
стуле, мы прыгали в темноте в яму с опилками, и все это под наблюдением врачей.
Проходили техническую комиссию. Меня направили учиться на машиниста флота как
токаря. Дело в том, что до призыва на флот я учился в Молотовске в ФЗО при
заводе, а потом еще работал по специальности в Каменке.
Была у нас и политическая комиссия: спрашивали, кто из родственников был в плену
и есть - нет родственники за границей. Недавно еще только закончилась война, а
потому в тот период была еще строгая цензура, и в письмах нельзя было писать
даже название корабля, на котором служишь.
После окончания школы мы прибыли в Североморск, в полуэкипаж, и стали ждать
"покупателей" с кораблей. Я попал на краснознаменный эсминец "Грозный", на
котором служил во время войны известный писатель Валентин Пикуль - автор
популярных исторических и морских романов.
На коллективной фотографии, которую видят читатели, сняты моряки с "Грозного"
1925-26-го годов рождения перед демобилизацией. А я попал на этот снимок
случайно, поскольку только еще начинал службу. Просто уходившие со службы ребята
мне сказали: "Становись с нами на память". Я, тогда еще рассыльный по кораблю,
стою с лоцманской трубкой на груди в последнем ряду крайним справа, на самом
верху. У меня еще не отросли волосы, и этим я отличаюсь от других моряков.
Но боевая судьба "Грозного", к сожалению, тогда уже заканчивалась, корабль
морально устарел. В Молотовске начали изготавливать новые эсминцы БИС-3А, и я
написал рапорт о переводе меня на новый корабль.
Командир БЧ-5 не отпускал меня, он относился ко мне очень хорошо и, как отец
сына, уговаривал меня остаться, тем более что я ходил в вечернюю школу и мог за
время службы получить среднее образование. Хороший был мужик наш капитан-
лейтенант Бренор, к тому же фронтовик. Его уважали на корабле все, на общем фото
он во втором ряду четвертый справа. И все же меня отпустили. Я попал на эсминец
"Окрыленный", который тогда был еще не полностью готов: не вся изоляция была
оклеена на паропроводах, не все малярные работы выполнены на трубопроводах.
После завершения работ мы пошли сдавать заводские испытания в Белом море.
Но начались сильные морозы. Никольский рейд начал замерзать, и мы ушли в
Баренцево море, в Росту. Там прошли сначала заводские испытания, а потом
государственные. Все, что можно из корабля выжать, все выжимали. Аварийный ход
давали, а это 38 узлов, или морских миль (одна морская миля - это 1,852
километра). Все замеченные при испытаниях недостатки и недоделки мы записывали
в специальную дефектную ведомость, и потом бригада специалистов с завода
устраняла их. Но их, недостатков, оказалось немного - корабль был
построен на совесть.
Сдали государственные экзамены. После этого был большой праздник. Наш корабль
поднял военно-морской флаг вместо государственного и отправился в свое первое
плавание.
Вспоминаю добрым словом нашего командира корабля, капитана второго ранга Федора
Бондарева. Все матросы его любили и хотели иметь на память его фото. Но как его
получишь, если сам наш "батя", как мы его ласково звали промеж собой, сниматься
не любил? Тогда мы получили фотографию нелегально: упросили корабельного
секретчика переснять фотографию нашего командира из его личного дела, а потом
размножили ее. Так почти у каждого из нас после демобилизации осталось фото
любимого командира. "Батя" так и не узнал про нашу "диверсию". Хороший был у
нас командир.
Еще старожилом на нашем корабле был капитан - лейтенант Капитанец. Впоследствии
он стал адмиралом флота и командовал Балтийским флотом.
Мой сын Владимир тоже потом служил на флоте, только на Балтийском. Он был
котельным машинистом, на которого учился в школе ЭМШ в Кронштадте, а служил на
эскадренном миноносце "Острый". Базировался их эсминец в Лиепае (Латвия).
Мы часто вспоминаем с сыном годы нашей службы, говорим о флоте и том, и
нынешнем. И вот что интересно: сейчас много говорят о дедовщине, а вот у нас на
службе, моей и сына, такого явления не было. И даже самого слова такого не
существовало. Меж тем мой сын уже сам дедушка, у которого два внука, а значит,
у меня два правнука, которыми я горжусь.
С праздником всех моряков - нынешних и бывших. А молодым ребятам, многие из
которых почему-то нынче стараются отлынить от службы, говорю: не делайте этого.
Воинская служба закаляет человека, а уж морская - тем более.
С уважением -
М. ЛЫТКИН,
бывший командир
машинного отделения кораблей второго ранга, старшина 1 статьи.
д.Совполье.
| |