Пресса Архангельской области
 


Север
28 июля 2006 (31)
Ал. Антипин,

Нацпроект на фоне экзаменов

На вопросы "Севера" отвечает начальник управления образования Мезенского районаО.А. Орлов

Как всегда, в летнюю пору в районном управлении образования - горячая пора. Идет подведение итогов очередного учебного года и выпускных экзаменов, обсуждаются планы ремонтов школ и детских садов, утрясаются вопросы с летними лагерями отдыха школьников. А еще школам района нужны деньги, учебники и, конечно, учителя.

Обо всех этих проблемах, о текущих и перспективных делах мезенских школ мы и провели на днях "открытый урок" с руководителем районного образования О.А. Орловым.

- Олег Александрович, давайте без лишних предисловий поговорим о самой главной на сегодня теме: с какими результатами завершили нынешний учебный год мезенские школы?

- Наш район третий год участвует в эксперименте по сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). И если в первый год в нем принимали участие только три средних школы (Мезенская, Каменская и Дорогорская), то ныне - все семь.

Что касается результатов, то я бы назвал их неплохими, особенно среди сельских школьников. Причем, все девять экзаменов выбрали только учащиеся Каменской средней школы, что свидетельствует об их уверенности и общей хорошей подготовке по всем предметам.

Кстати, когда мы опробовали ЕГЭ первый год, ученики каменского педагога Валентины Алексеевны Гладкой показали по физике вообще блестящий результат: из 36 человек только один получил "тройку", остальные - "четыре" и "пять".

А в целом в этом году, по сравнению с общероссийскими результатами, сдача ЕГЭ в районе тоже выявила более высокие показатели у наших школьников. Правда, двое учеников не были допущены до экзаменов, но остальные 155 выпускников показали очень приличные результаты. Причем, Ульяна Коршакова (Бычье), Нина Макурина (Дорогорское) и Петр Малыгин (Койда) получили за свои знания серебряные медали. Они успешно трудились все годы и подтвердили свои знания. Мне хочется их от души поздравить с этим прекрасным результатом. Молодцы!

- Как я понимаю, вы сторонник ЕГЭ при оценке знаний?

- Да, я считаю, что это более удачная система. Во-первых, она более объективна. Во-вторых, дает возможность выпускнику поступить в вуз без выезда из района (достаточно выслать в учебное заведение копию свидетельства о сдаче ЕГЭ) и избежать стресса при вступительных экзаменах. Обычный экзамен - это лотерея, а ЕГЭ позволяет оценить знания ученика всеобъемлюще и беспристрастно.

- А есть ли минусы у этой системы?

- Пожалуй, один. ЕГЭ позволяет объективно проверить знания, но не способен оценить, как ученик излагает свои мысли и общается с экзаменатором.

Но я хочу подчеркнуть, что это мое личное мнение. ЕГЭ - пока только эксперимент, а в режиме обычного экзамена он "пропишется" в школах после 2007 года.

- Эксперимент станет обязательным и для девятиклассников?

- Со временем, да. Кстати, в этом году сдавали экзамены в форме эксперимента и девятиклассники пяти наших школ: Быченской, Долгощельской, Мезенской, каменских средней и основной. И здесь тоже были показаны хорошие результаты, которые подтвердила независимая районная комиссия.

- Олег Александрович, не могу не спросить вас о национальном проекте в сфере образования. Как он продвигается в нашем районе? Каковы первые результаты?

- Сразу скажу, что мы принимаем активное участие в его реализации. Национальный проект предполагает: внедрение обучающих, воспитательных и здоровье сберегающих инноваций; развитие общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, реализацию программ развития образования.

Что касается реального воплощения нацпроекта, то здесь уже есть первые результаты. Мезенская средняя школа, например, в числе 46 школ области принимала участие в конкурсе, выиграла и получила грант президента в размере одного миллиона рублей.

- Как планируется эти деньги использовать?

- Коллектив школы будет решать самостоятельно, но в любом случае эти средства пойдут не на ремонт. Насколько я знаю, планируется приобрести персональные компьютеры, программное обеспечение к ним, новую мебель.

Кроме школ, на конкурс мы представляли и наших лучших педагогов. И трое из четырех представленных конкурс выиграли. Это преподаватель начальных классов из Дорогорского Мария Ивановна Богданова, учитель физкультуры из Бычья Петр Иванович Казаков и учитель физики из Мезени Людмила Леонидовна Тарунова. Все они ко Дню учителя получат по сто тысяч рублей.

- А по какому принципу выдвигали учителей на этот конкурс?

- Кандидаты рассматривались на районных методических объединениях, а затем администрации школ готовили на них соответствующие документы. Затем независимая областная комиссия оценивала эти кандидатуры и принимала решение.

- А как обстоят дела с выполнением районной программы образования? Занимаясь национальным проектом, вы о ней не забыли?

- Вы знаете, а она не противоречит нацпроекту. Принятая на три года на основе областной программы, она как раз удачно его дополняет. Кроме учебных дел, она предполагает приобретение транспорта, оборудования, учебных пособий.

Мы, например, планируем закупить автотранспорт для перевозки детей и объявить конкурс на приобретение компьютерного класса для Дорогорской средней школы. Будем покупать оборудование для кабинетов физики и химии Мезенской средней школы.

- Оборудование для Мезенской школы будет новое, а само здание:

- Я вас понимаю. Мезенская школа находится в одном из самых ветхих зданий. Вопрос уже давно назрел. В этой связи хочу сказать, что департамент образования готовит проект типовой школы на 440 мест. Он подойдет и для нас. В третьем квартале, я надеюсь, он будет утвержден. Но необходимо как-то еще пробиться в областной бюджет, чтобы в 2007 году сделать привязку к местности. Неплохо бы на будущий год начать и строительство, но:

В мае 2005-го с визитом в районе побывал председатель областного Собрания депутатов В. Фортыгин. Он обещал помочь со строительством школы даже нашим ученикам. Поэтому мы надеемся, что он сдержит свое слово.

А вообще многие наши школы расположены в очень старых зданиях. И в этом смысле еще одна наша боль - Дорогорский интернат. В таком здании детям, конечно, жить нельзя. Мы знаем об этих проблемах, думаем о них и пытаемся привлечь к их решению представителей власти всех уровней.

- Еще один тревожный вопрос - закрытие деревенских школ. Коснется ли эта печальная практика нашего района?

- Вы знаете, что в стране взят курс на закрытие малокомплектных школ. Но, к счастью, нашего района эта кампания остро пока не коснулась. На сегодня закрытие школ не планируется. Но если это и произойдет, то исключительно из-за отсутствия учеников. По нашему убеждению, дети должны воспитываться в семье, а не в интернате.

- Главная тема недавних лет - зарплата учителей. Как сейчас обстоят дела? Есть проблемы с выплатой денег?

- В этом году больших проблем с заработной платой нет. Но надо иметь в виду, что сотрудники школ получают зарплату из областного бюджета, а работники дополнительного образования и детских садов - из местного. И здесь определенная задержка есть. Но самое парадоксальное, что работники дошкольных групп, которые входят в состав школ, получают зарплату из местного бюджета. А ведь все они работают в одном коллективе. И вот сейчас наконец-то областные депутаты разрешили этот вопрос по справедливости: с 1 января педагоги дошкольных групп будут получать, как работники школ.

- Раз уж мы с вами, Олег Александрович, завели речь о деньгах, стоит, наверное, сказать об общей ситуации с финансированием образования. По-моему, здесь тоже много нерешенных вопросов?

- Да, финансовое положение нас тоже беспокоит очень серьезно. На 1 июля долг по образованию у нас составляет свыше 13 миллионов рублей. Такая ситуация сложилась из долгов перед предприятиями, которые оказывали нам услуги, за коммунальные льготы и другие выплаты работникам образования. Сюда в том числе входят долги за проезд к месту отдыха и обратно, на различные курсы и так далее. Определенные подвижки к выплате долгов есть, поэтому я надеюсь, что мы сумеем решить и этот вопрос.

- На финансирование летних лагерей отдыха средства найти удалось?

- Да, совместными усилиями с фондом социального страхования, областным и местным бюджетом нам удалось провести первую смену лагерей, в которых потрудились и отдохнули 1034 школьника. Сейчас работают три лагеря второй смены, и планируется еще третья.

- Мы упоминали в разговоре о Мезенской школе, но ведь здания и других школ тоже нуждаются в срочном и капитальном ремонте. Где особенно требуется помощь строителей?

- Вы правы, ремонт необходим многим школам. Особенно нас беспокоит Каменская средняя школа, где мы восстанавливаем одноэтажное здание. Требуется неотложный ремонт в Мосеевской и Койденской школах, в детском саду "Улыбка".

- Опять в Койде?!

- Койденские школьники первый год занимались в новом здании, но здесь еще необходимо строительство спортзала и пристройки с несколькими кабинетами. Но самое печальное, что фирма ООО "Энергобумстрой" плохо провела ремонт: через два месяца после их работы полы в школе стали проваливаться, поэтому многое здесь вновь придется переделывать.

- Традиционно болезненный для района вопрос - педагогические кадры. Ожидается ли прибытие молодых учителей? Какова потребность в педагогах? Какие специалисты особенно востребованы в мезенских школах?

- Проблема действительно серьезная. Молодежь в школу не идет, поэтому наше образование, можно сказать, держится на старых проверенных кадрах.

В этом году планируется прибытие в район 13 молодых специалистов, но уверенности в том, что они приедут, нет. В 2005-м, например, должны были приехать 10 молодых педагогов, в том числе среди них и мезенцы, но приступили к работе только две выпускницы педколледжа.

- А как же учеба по договорам? Насколько эффективна эта система?

- Сейчас по договорам обучается пять наших земляков. Но не факт, что все они вернутся в родной район. До этого у нас тоже обучалось пятеро. Четверо вернулось, а одна предпочла возвратить деньги.

А кадровая проблема, еще раз подчеркну, стоит перед нами очень остро. В школах района более десятка вакансий по разным специальностям. Нужны учителя физики, математики, химии, немецкого языка. Особенно наши школы нуждаются в преподавателях начальных классов и английского языка. Я уж не говорю о логопедах, психологах и специалистах других направлений.

Но не случайно мы начали наш разговор с национального проекта в сфере образования. Первые результаты его реализации уже заметны, поэтому у меня есть надежда, что ситуация изменится к лучшему.

Думаю, что традиции качественного, фундаментального образования, которыми всегда славились мезенские школы, мы будем продолжать и преумножать.



Север:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя