Пресса Архангельской области
 


Север
4 августа 2006 (32)
Инф.

Нас разлучили война и судьба

2 июня этого года в "Севере" было опубликовано письмо нашего земляка А.А.Серебренникова, живущего ныне в Иркутской области. Называлось оно "Как будто и не было 60 лет:" Александр Алексеевич, коротко рассказав о себе, просил редакцию выслать ему номер районной газеты, посвященный нынешнему Дню Победы. Оказалось, он однокашник выпускников Мезенской средней школы 1941 года, шагнувших сразу со школьной скамьи в пекло Великой Отечественной, - тех самых, которым был посвящен "Фронтовой альбом" победного номера "Севера". Только в отличие от своих одноклассников Александр Алексеевич окончил девять классов школы, после чего со своим другом Василием Кузиным поступил в военно-морское авиационное училище.

Мы, естественно, выполнили просьбу Александра Алексеевича и в свою очередь попросили его поподробнее рассказать о себе, о своих одноклассниках о школе и учителях, воспитывавших его героическое поколение.

И вот недавно мы получили новое письмо из города Ангарска. Наш земляк не только послал свои воспоминания, но и фотографии из семейного альбома. Вот его рассказ.

Здравствуйте, дорогие мои друзья, труженики газеты "Север"! Спасибо за ваше письмо и за газету за 2 июня с моей статьей, что вы мне прислали. Получил также письмо и вашу газету за 5 мая с фотографиями из "Фронтового альбома". Смотрел на фотографии и радовался, видя перед собой родные мне лица одноклассников, и одновременно скорбел, размышляя, как много мы потеряли, какую страшную дань отдали за победу в Великой Отечественной войне.

Ну а теперь - о себе. Только хочу сразу, а то забуду, заметить вам, что в вашей публикации моего письма вкралась небольшая ошибка. Мы с Васей Кузиным в 1940 году поступали в военно-морское училище не в Молотовске (ныне Северодвинск), как в газете напечатано, а в городе Молотове. Теперь это Пермь - областной центр Пермской области. Наше училище носило название ВМАТУ имени Молотова, и оно было вышито золотыми буквами на наших бескозырках.

Ну а до училища была школа. Сначала - Лампоженская (я ведь родом из Заозерья), потом - Мезенская средняя. Никогда не забуду своих учителей.Директором Мезенской школы в наши годы был Александр Алексеевич Шушков. Чувствовалось, что он в совершенстве знает свой предмет, который нам, ученикам, преподает, - математику. На его уроках всегда стояла какая-то уважительная тишина. Не помню, чтобы он когда-либо повысил на нас голос. Уравновешенность, спокойствие, порядочность, думаю, были главными чертами этого педагога.

Александр Александрович Амосов. Этот человек тоже оставил в моей памяти значительный след, и, пока я жив, всегда буду помнить, как уверенно и спокойно объяснял он нам новый материал по физике. А кроме всех других достоинств, он обладал недюжинной физической натурой, что тоже внушало ученикам к нему уважение и авторитет.

Помню, как мы сдавали зачет по физике за восьмой класс. Кстати, зачет проходил как раз в нашем 8-м классе, который находился на втором этаже школы - напротив открытого фойе, где обычно собирались школьные собрания и проходили другие мероприятия. Зачет принимал, конечно, Александр Александрович. А я весь годовой учебный материал не успел повторить и пошел на сдачу экзамена не совсем уверенным в себе. Подхожу к двери класса, а там наши девочки-одноклассницы уже гурьбой толкутся, но в класс не заходят. Тоже, видно, как и мне, уверенности не хватало. Я вошел в класс, взял билет и сел за стол. Глянул в билет и увидел, что главное в первом вопросе - как раз то, что я не успел повторить.

Сижу, думаю, собираюсь с мыслями, как мне отвечать. А Александр Александрович, пройдясь по рядам, подходит ко мне и так спокойно, по-доброму предлагает: "Выходи к доске и мелом изобрази суть вопроса и вывод формулы". Я не решился. Тогда он еще раз сделал мне подобное предложение. И все в спокойном тоне. Я, уверовав в его добрый настрой, вышел к доске и написал вывод.

Александр Александрович посмотрел на доску и говорит: "Все верно, свободен, можешь идти". Я ему замечаю, что еще второй вопрос в билете есть. А он говорит: "На него отвечать не надо". Вот что значит спокойствие и вера в человека! Спасибо ему за столь жизненный пример.

А еще хочу сказать самые теплые, душевные слова о нашем классном руководителе - незабвенной нашей Надежде Николаевне Хабаровой. Мы все ее любили и очень гордились тем, что нашим классным руководителем является именно она. Я лично не представлял себе, что можно идти в школу, не выполнив домашнее задание по химии. Она обычно предупреждала нас, что письменная контрольная работа по химии состоится после выходного дня - в понедельник. И не помню, чтобы, делая разбор контрольной, она кому-то из нас ставила неудовлетворительную оценку. На всю жизнь запомнил ее почерк - бисер, каким она каждую четверть заполняла наши дневники.

Уходя из школы после окончания девятого класса, я вырезал из дневника последнюю страницу с оценками моих успехов, выписанных ее бисерным почерком, и хранил ее долгие годы. Листок совсем истлел от долгого хранения. И бывало, когда я смотрел на эту страницу, передо мной всегда возникала незабываемая, изящная, стройная наша Надежда Николаевна. Память о ней всегда со мной, пока я живу на этой земле.

Ну а дальше моя судьба сложилась так. Закончить училище нам с Васей Кузиным не довелось, потому что началась Великая Отечественная война. Вася был направлен на Черноморский флот и попал в самое пекло войны, я же получил направление в военно-воздушные силы Тихоокеанского флота.

Там, на Тихом океане, и прошла вся моя военная и послевоенная служба, которая растянулась на целых 15 лет. Ничего героического я, как говорится, не совершил, в штыковые атаки не ходил и не сгорел в огне Великой Отечественной, как некоторые мои школьные друзья из нашего героического класса. Но свой военный долг перед Родиной старался выполнять всегда честно и достойно. После войны у меня была возможность двигаться по служебной лестнице. К сожалению, моя военная карьера не удалась по той простой причине, что в мае победного 45-го года при исполнении служебных обязанностей я получил травму правого глаза. Мне сделали операцию в военно-морском госпитале Владивостока. В результате ее из глаза был удален хрусталик, и мое зрение снизилось очень сильно.

Это и застопорило мое продвижение по службе, и я остался в звании старшины. В 1947 году меня перевели в звено управления дивизии, где был боевой самолет, на котором летал командир дивизии и его заместители. Было еще несколько мелких самолетов для связи. Там я стал старшим механиком и одновременно бортмехаником.В 1953 году довелось побывать в Северной Корее во время обострения обстановки в этом районе. С нами в самолете находился главный инженер ВВС Тихоокеанского флота полковник Круглов. Характерно, что встречал нас на аэродроме сам Ким Ир Сен. На второй день мы вылетели в Порт-Артур. Посадку сделали на аэродроме Тучензы. Это недалеко от Порт - Артура. Летчиком был подполковник Нехаев. Начальство улаживало государственные дела, а мы с радистом ездили на автобусе в Порт-Артур и знакомились с городом.

Потом еще раз летали в Китай. За штурвалом был сам командир дивизии - полковник И.И.Борзов - Герой Советского Союза, всю войну проведший на Балтийском флоте. Я в этом полете был рядом с ним.

Затем мне довелось участвовать в перегоне самолетов- истребителей "Кинг-Кобра" из Омска во Владивосток. Во время войны согласно договору по ленд-лизу с американцами эти "кобры" перегоняли через Аляску на нашу территорию, а уже потом они летели на фронт.

И вот война закончилась, а этих самолетов в Омске скопилось много. И перед нами была поставлена задача - перегнать эти самолеты во Владивосток, а потом в Китай. Была создана группа ведущих самолетов, куда, вошел флагманом наш самолет. Летчиком на нем был назначен генерал Жатьков, штурманом -полковник Потапов, а бортмехаником - я.

Прибыв в Омск, мы отдохнули с неделю и полетели обратно, ведя за собой каждый по 10 истребителей. Это задание было выполнено без замечаний. Все "кобры" были доставлены до места назначения. Так что мне приходилось быть старшим механиком самолета и одновременно - бортмехаником. В общем, дел хватало. Ведь наш командир дивизии приказал, чтобы его самолет был готов к полету ежедневно и в любое время суток, что наша техническая служба и обеспечивала.

В 1956 году я демобилизовался и поехал на родину - в Мезень. Но:После войны такое со многими фронтовиками случалось: заехал по пути к другу, да тут у него, в городе Ангарске Иркутской области, и остался жить и работать.

Теперь вот уже давно на заслуженном отдыхе. Здоровье у нас с женой не ахти какое, ведь нам с моей Марией Федоровной уже за 80 лет. В апреле этого года мне уже 83 исполнилось. Но падать духом не будем. Сколько нам боженька отвел - это его дело, а мы вот думаем еще встретить 62-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

Есть у нас одна дочь. Живет она в Новосибирске и работает на авиазаводе. Есть у нас еще внучка и правнучка, есть еще два внука и правнук. Один из внуков после окончания высшего военного училища в Орджоникидзе (теперь Владикавказ) служит в Ставрополье в войсках МВД, другой - работает в Иркутске инженером.

Вот такие наши дела. Часто вспоминаю Мезень, своих друзей и однокашников, с которыми меня разлучили война и судьба. А еще вспоминаю две своих незабываемых поездки на родину, которые мне посчастливилось совершить уже в этом столетии, встречу со своей одноклассницей Тамарой Дмитриевной Сырковой. Жаль, что не сумел встретиться еще с двумя другими моими однокашницами из нашего героического класса, живущими в Мезени, - Ольгой Григорьевной Личутиной и Анисьей Егоровной Ивановой. Шлю им горячий привет и наилучшие пожелания.



Север:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя