Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Северная магистраль
9 июня 2006 (21)
Анна МОЛЧАНОВА

Жить и трудиться достойно

Вологодской дистанции сигнализации и связи - 70 лет. От электрожезловой системы регулировки движения поездов до современной электронной диспетчерской централизации - путь, пройденный ее коллективом.

Истоки

Вологодская дистанция сигнализации и связи имеет славную историю. После ввода в эксплуатацию узкоколейной железнодорожной линии на участке Вологда - Ярославль для эксплуатационного обслуживания технических средств в 1872 году был создан участок телеграфа. Служба телеграфа находилась в Москве в правлении Общества Московско-Ярославской железной дороги. А после Великой Октябрьской революции в 1919 году участок телеграфа стал непосредственно подчиняться службе телеграфа Северных железных дорог в г. Москве.

С самого начала своего существования Северная магистраль набирала высокие темпы перевозок. В районах тяготения к дороге росла и крепла экономика. Это, в свою очередь, обусловливало расширение железнодорожной сети в данном регионе, ее обустройство с целью наращивания пассажирских и грузовых перевозок.

Развитие железнодорожного транспорта диктовало необходимость оборудования железной дороги устройствами сигнализации. В 1927 году в Вологде появляется участок службы связи и электротехники. А 1 июля 1936 года при изменении административного деления была создана 3-я Вологодская дистанция сигнализации и связи. Эксплуатационная длина ее участков в суммарном выражении составляла 265 километров.

Средствами сигнализации и связи при движении поездов на дистанции была электрожезловая система с независимо действующей семафорной сигнализацией на раздельных пунктах. Существовали три ручные телефонные станции системы ЦБ общей монтированной емкостью 870 номеров, из них 400 номеров - в управлении дороги, которое находилось в Вологде. Связь управления дороги с Народным комиссариатом путей сообщения осуществлялась по одному высокочастотному телефонному каналу (аппаратура типа СМГ-34) и телеграфным аппаратам Бодо.

Коллектив - это мы

Трудно сегодня переоценить роль дистанции. Весь технический ресурс отделения дороги, практически все, что связано с техническими средствами, зависит от этого предприятия. А предприятие - это, конечно же, в первую очередь люди. Люди, которые трудились здесь с момента образования дистанции, ушли добровольцами на фронт, но не вернулись домой, те, кто в трудные годы Великой Отечественной войны ковали победу в тылу, обеспечивали безопасность движения поездов для своевременной поставки военной техники, снарядов. Среди них Андрей Кутепов и Михаил Андреев, возглавлявшие дистанцию в суровые военные годы, электромеханики Вячеслав Веселов, Павел Зиминов, Василий Кузовлев, Павел Филиппов, Яков Пылаев, Михаил Пигалев, Николай Морданов, Мария Трубанова, Рита Полякова, Ольга Ловенецкая, Вера Кочнева, Валентина Хлебова, Христофор Яковлев, Виктор Симачев, Владимир и Галина Вахрамеевы, Аркадий Скобелев, Валентина Копылова и многие- многие другие.

Низкий поклон Алексею Смирнову, Виктору Чистякову, Марии Педан, Виталию Савенкову, Василию Охинцеву, которые, вернувшись с полей сражений, трудились в дистанции в послевоенные годы.

Большой вклад в развитие дистанции, в подготовку специалистов внесли замечательные труженики - старшие электромеханики Александр Кузнецов, Иван Харин, Иван Кузнецов, Юрий Мистюков, Александр Маслов; электромеханики СЦБ Юрий Малиновский, Николай Разгулов, Юрий Бурчевский, Вадим Пронин, Алексей Лелеш; инженеры Сергей Таразанов, Георгий Сухарев, Валерий Копылов, Василий Ватагин, Вадим Налимов, Владимир Долныгин, Борис Пастернакович.

Этапы

большого пути

Наиболее активное развитие дистанции пришлось на 50-е годы прошлого столетия. В 1955 году началось внедрение средств автоматики и замена семафоров на светофоры. В то время начальником дистанции был Виталий Челноков. Большую активность при внедрении новых средств проявил инженер, начальник участка производства СЦБ Николай Филиппов. Что греха таить, не хватало стандартных устройств светофоров, рубили лес, вместо металлических мачт ставили деревянные.

После участка Вологда - Череповец переместились на участок Вологда - Буй. Последней станцией, где был демонтирован семафор, была Лежа. Шел 1972 год.

Начиная с 1975 года стали поступать денежные средства на развитие автоматики и телемеханики и внедряться типовые решения по объектам централизации стрелок.

"С 1980-м годом связано начало электрификации Вологодского отделения дороги, - вспоминает Борис Ткаченко, возглавлявший дистанцию в 1994 - 2000 годах. - 31 декабря 1980 года первый электровоз прибыл из Данилова на станцию Лоста. А мы едва успели под Новый год закончить последние работы на станции Пречистое".

Затем пошли участки электрификации Вологда - Коноша, Вологда - Череповец. На дистанции вводились новые устройства централизации и автоматики, новые средства связи. В Вологде уже действовала телефонная станция, которая обеспечивала не только железнодорожников, но и городских абонентов. Затем была введена новая АТС системы "Квант" мощностью более 4000 номеров, благодаря чему многие жители Завокзального района получили средства связи при отсутствии городских телефонных сетей.

Телефонная станция отделения дороги в свое время была самой крупной на сети дорог, руководила всеми работами София Плаксина, старший электромеханик, ее сменила Капитолина Волкова, которая достойно организует работу и сегодня - станция является образцовой.

После 90-х годов стали внедряться автоматизированные рабочие места (АРМы) на базе персональных компьютеров. "Поначалу было в диковинку, - рассказывает Борис Ткаченко. - Помню, бухгалтерия занималась расчетами вручную, а затем на машинке "Феликс". При переходе на компьютеры было много протеста, непонимания, однако вскоре оценили все прелести новых технологий, и теперь уже трудно представить, как без компьютера рассчитать заработную плату, учесть материалы: Появились АРМы телеграфа, технической документации, СЦБ и связи, взаимодействия подразделений и служб. Отпала нужда в микрофильмировании, калькировании".

Сегодня в дистанции более 80 компьютеров - довольно большая сеть. Появилась реальная возможность проектировать на компьютере, размножать в любом формате и в цвете, значительно увеличилась производительность труда.

В организацию становления и работы дистанции большую лепту внес Михаил Кочнев, вспоминают ветераны. После него из Ярославля прибыл Алексей Смирнов. У него появилось много единомышленников, которые были заинтересованы во внедрении новой техники, в том числе и за счет своего личного времени. 10 лет возглавлял структурное подразделение Алексей Гаврилович. Его главное достижение - разделение дистанции, которая к тому времени превратилась в огромную структуру и которой было трудно управлять одному человеку. Были образованы 1-я и 2-я Вологодские дистанции сигнализации и связи. Первую возглавил Алексей Смирнов, вторую - Василий Ширяев.

Однако в 1994 году, по предложению начальника отделения Владимира Никитичева, дистанции вновь объединились. К тому времени люди освоили новую технику и технологии, принципы управления. Была образована Вологодская дистанция сигнализации и связи (ШЧ-3). Возглавил ее Борис Ткаченко. Дистанция была большой, но управляемой. В команде начальника дистанции состояло семь заместителей, которые сохранены в штате и поныне, а также объединенный цех механизации. Дистанция стала базовой на СЖД, выделялись средства механизации, был сформирован автопарк из 30 автомобилей, появилась возможность иметь автотранспорт и средства механизации и на линии - на производственных участках на станциях Грязовец, Шексна, Сухона, Печаткино.

В настоящее время дистанция переживает момент, когда происходит переход на совершенно новые формы и методы обслуживания и ремонта устройств СЦБ. Два года назад ГТСС (С.-Петербург) создал проект эксплуатации и ремонта устройств Вологодской дистанции на научной основе. Уже появились первые сигналы улучшения работы. В дистанцию поступила современная дрезина, газель-фургон в форме лаборатории, которая может перемещаться по линии и заниматься ремонтом кабелей, появились новейшие средства измерения. По словам начальника дистанции Ивана Сорокина, оснащение должно быть закончено в 2007 году, когда полностью произойдет разделение производственных участков в границах, которые будут номинальными для обслуживания начальником участка. Эти производственные подразделения будут иметь модули для производственных и бытовых нужд, оборудованные места для технической документации, то есть будут созданы условия, приближенные к цивилизованной форме обслуживания.

Планов - уйма

Планов уйма, говорит начальник дистанции. И в первую очередь необходимо улучшить условия труда механиков СЦБ. Первейшая задача - приблизить человека к месту работы. "Во всех перспективных проектах я всегда указываю перечень станций, на которых необходимо иметь жилье, - рассказывает Иван Сорокин, - строить коттеджи на две семьи, служебное жилье для специалистов и руководителей. Тяжелые условия труда требуют новых специализированных механизмов: погрузчик, мотовоз призваны облегчить труд специалистов".

Несмотря на некоторое несовершенство организации производственного процесса, коллектив дистанции неоднократно выходил победителем в отраслевом соревновании. "Специально для этого мы ничего не делали, - с присущей ему скромностью говорит Иван Николаевич, - просто совпали необходимые производственные показатели".

Сегодня коллектив дистанции трудится в новых экономических условиях. Одна из особенностей нынешнего момента - организация финансирования, когда все средства сконцентрированы на уровне ОАО "РЖД". Управлять производственным процессом в отсутствие финансовой самостоятельности весьма непросто, считает начальник дистанции, однако задачи, поставленные компанией, никто не отменял, и выполнять их необходимо. При этом руководство дистанции сетует, что средства диагностики развиваются медленно. Методы обслуживания остались старыми: ноги в руки, лопату на плечо - и пошел. Безусловно, технология и техника обновляются, говорит начальник дистанции, такой ход, как череповецкий (в его развитии заинтересована компания), не может работать на автоблокировке, которая отработала не один десяток лет. Необходимо внедрение современной техники с тонально-рельсовыми цепями, устройствами, которые сегодня эксплуатируются на уровне ведущих промышленных комплексов.

"Требования к профессиональному уровню специалистов растут день ото дня. Новые специалисты адаптируются быстро, уровень их подготовки хороший, обладают достаточным объемом информации для того, чтобы сравнивать возможности производства разных отраслей промышленности. К сожалению, мы пока не можем достойно конкурировать ни по внедрению новых технологий, ни по уровню заработной платы с местными промышленными гигантами, - говорит Иван Сорокин. - А последний фактор имеет очень большое значение в мотивации труда. Укомплектованность кадрами составляет 78% от расчетной. На те задачи, которые поставлены в области вычислительной техники, и на тот парк, который у нас имеется, этого вполне достаточно. Ребята, даже не знакомые с транспортом, - а к нам приходят выпускники не только ЛИИЖТа и МИИТа, но и Вологодского политехнического университета, - решают транспортные задачи весьма успешно. Год-два - и это уже специалист. Большую роль играет самообразование".

В этом году вся дистанция в строительстве: Вологда с четырьмя путями, Паприха, Пречистое, Данилов, северное направление Вологда - Пундуга, развитие механизированной горки станции Лоста, реконструкция Вологодского и Череповецкого узлов. В первой половине года предполагается завершить строительство второго пути на участке Буй - Вологда и открыть двухпутное движение поездов от Санкт- Петербурга на восток. Кроме того, в рамках реструктуризации дистанция готовится к разделению на дистанцию СЦБ и дирекцию связи.

Для успешной работы необходимо решить еще один давно наболевший вопрос - строительство общежития в Череповце. В планах - возведение жилого комплекса для молодых специалистов. Люди должны жить достойно и достойно зарабатывать, считает начальник дистанции.

70 лет - знаменательная веха в жизни Вологодской дистанции сигнализации и связи. От электрожезловой системы регулировки движения поездов до современной электронной диспетчерской централизации - путь, пройденный коллективом. Впереди - новые дороги. И сделать предстоит значительно больше, чем сделано. Успехов вам и новых побед!



Северная магистраль:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Графоман