Пресса Архангельской области
 


Северная магистраль
14 июля 2006 (26)
Николай ПОРЕЦКИЙ

Всегда новая Новоярославская

Станция Новоярославская Северной железной дороги вошла в тройку лучших станций ОАО "РЖД" по итогам отраслевого соревнования за 2005 год, заняла второе место в отраслевом соревновании за I квартал 2006 года.

Для 150 работников Новоярославской эти победы не стали неожиданностью. В 2005 году коллектив удерживал лидерство три квартала подряд.

- Никаких "взлетов" и "прорывов", просто стабильная работа в течение года, - прервал начальник станции Урал Шаяхметов мою витиевато-многословную просьбу рассказать о выдающихся успехах коллектива. И даже не стал уточнять, что коллектив станции отработал прошлый год без единого случая брака, без убытков от несохранных перевозок, зато с перевыполнением практически всех плановых заданий.

Работу без сбоев, с неизменно высоким результатом и призовыми местами в соревновании здесь давно считают нормой. По-другому, говорят, и нельзя на одной из ведущих на сети нефтеналивных станций. Новоярославская обслуживает крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод - ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез". В сутки она дает до четверти всей выручки, получаемой Северной дорогой от грузовых перевозок. А в месяц грузит сейчас около 900 тысяч тонн нефтепродуктов. Много это или мало?

- По сравнению с 2003 - 2004 годами, когда месячные объемы погрузки у нас "зашкаливали" за миллион тонн, это несколько меньше, - не скрывает досады Урал Гарафутдинович. - Такова конъюнктура рынка. Пошлины на продажу сырой нефти выросли, вот спрос на ее перевозку и упал:

Наверное, предположил я, работать на "фабрике нефтяных маршрутов" стало чуть легче, можно перевести дух.

Как бы не так! Раньше станция отправляла составы только на Эстонскую железную дорогу, а с июля 2005-го добавились порты Белого моря, Высоцк, Туапсе. Вместо одного направления - четыре. Удлинилась и цепочка взаимодействия с клиентом: компания-грузоотправитель "Славнефть" превратилась из владельца груза в посредника компаний "Сибнефть", "ТНК". Персоналу станции пришлось срочно перестраиваться, корректировать отлаженную технологию. К тому же пошли сбои со сливом нефтепродуктов в портах из-за неритмичного подвода танкеров. Остро встала проблема своевременного возврата подвижного состава. Вопросы четкого регулирования парка цистерн стали сверхактуальны.

Вот тут-то в полной мере и проявились преимущества созданной на станции системы сотрудничества с ведущим грузоотправителем.

15.00. В кабинете начальника станции начинается совещание с менеджерами завода и операторской компании "Балттранссервис". В режиме видеоконференции (!) партнеры анализируют текущую ситуацию, подводят итоги совместной работы за сутки, планируют и прогнозируют:

Непосвященному ни за что не уследить за стремительным двусторонним движением цифр и фактов. А мужчины по обе стороны монитора смотрят друг другу в глаза и понимают друг друга с полуслова. За годы ежедневных "телесеансов" они научились главному - диалогу. Любой проблемный узел по подаче-погрузке-отправке-доставке- выгрузке играючи распутывают еще до того, как тот успел завязаться. И помогает им в этом внедренная на Новоярославской компьютерная программа "Оборот и простой вагонов": каждый приходящий и уходящий вагон, где бы он ни находился, - как на ладони!

Другой фактор успеха - система электронного обмена данными с нефтеперерабатывающим заводом. Отработанная на станции безбумажная технология оформления перевозочных документов позволяет сократить до минимума простой вагона. Внедрена она была еще до того, как на железные дороги пришла система ЭТРАН (Электронная транспортная накладная). Что, кстати, со временем и обернулось серьезной проблемой для Новоярославской: ЭТРАН оказалась не адаптирована к действующей системе документооборота. Нужно было ломать созданную с таким трудом информационную сеть. Но новоярославцы и заводчане, в очередной раз объединив усилия, сумели модернизировать свою систему и подогнать ее под стандарты ЭТРАН. Сегодня их совместное детище - по-прежнему эталон для большинства грузовых станций сети.

А вот еще эксклюзив. Шаяхметов ведет меня на товарно-сырьевую базу завода и показывает построенную в середине 2005 года современную установку по точечному наливу светлых нефтепродуктов. Ничего, говорит, сверхъестественного. Хотя мне доводилось слышать другое: наливная установка чуть ли не лучшая в Европе. Главное ее достоинство - экологичность. Процедура наполнения цистерны полностью герметизирована. Ни капли ценного продукта теперь не теряется, в атмосферу ежегодно не выбрасывается по 360 тонн вредных испарений. Делаем глубокий вдох. Воздух как воздух. А раньше, говорят, дышать было просто нечем, даже на станции - если ветер со стороны завода.

- Установка обеспечивала погрузку 180 вагонов в сутки, - сообщает мой гид. - Мы увеличили до 240. Знаете как? Очень просто: поручили нашему приемосдатчику вести коммерческую приемку груза прямо в процессе налива. Это сократило время нахождения вагона под грузовыми операциями на целых полтора часа!

В должности начальника станции Урал Гарафутдинович всего немногим более года. До этого 10 лет отработал замом по оперативной работе. Был правой рукой человека, чья фамилия отождествлялась с названием станции: говорили "Рафиков" - подразумевали "Новоярославская". Именно Рифат Рафиков поднял Новоярославскую на ту высоту, на которой она находится сейчас. Технологически отсталую, грязную, пьюще-ворующую станцию превратил во флагмана технического прогресса, в образец высокой культуры производства. А когда стал первым заместителем начальника Ярославского отделения дороги, главное дело жизни передал преемнику, которого сам же и вырастил.

- Лет семь назад, - говорю Шаяхметову, - я впервые побывал на Новоярославской. И запомнил вас очень молодым, обаятельным, жизнерадостным замом. А сейчас вы выглядите: не то чтобы утомленным, а:

- :пришибленным? - смеется он.

И добавляет уже серьезно:

- Быть замом - одно, а начальником такой станции - совсем другое. Другой уровень ответственности, иной ритм жизни. Приходится заниматься самоподготовкой, брать работу на дом. Выматываешься, конечно, особенно к концу дня.

Рабочий день у Шаяхметова заканчивается в 10 вечера. Если выходной удается провести с семьей, то только "на телефоне". Станцию, учил Рафиков, нельзя пускать на самотек.

А когда, спрашиваю, "Новоярославская" и "Шаяхметов" станут синонимами?

- Ну, то имя, которое на дороге у Рифата Абдурашидовича, нужно еще заработать. Но с таким коллективом добиться можно многого. Случайных людей нет. На каждое место конкурс, как в престижном вузе. Квалификация наших диспетчеров, дежурных по станции, приемосдатчиков столь высока, что они регулярно пополняют штат управления и отделения дороги. Каждому работнику даем возможность проявить себя, раскрыться.

И они раскрываются.

Когда Шаяхметову потребовался толковый заместитель по оперативной работе, обратились к диспетчеру Ирине Вихаревой. Она была в отпуске по уходу за ребенком, но сразу откликнулась.

А смена N 3 под руководством диспетчера Николая Новожилова в 2005 году по итогам соревнования завоевала звание лучшей на Северной железной дороге. Ее постоянному конкуренту - смене N 4, которую возглавляет маневровый диспетчер Ольга Бутявина, - лавры победителя не достались. Зато дежурному по станции этой смены Ирине Логиновой присвоено высокое звание "Лучший руководитель среднего звена" по результатам того же 2005 года!

Вот уж воистину не "фабрика нефтяных маршрутов", а "фабрика звезд" какая-то:

Впрочем, болеть звездной болезнью станции некогда. Новоярославская, по определению, обновляется и развивается постоянно. Не сегодня-завтра впервые на сети здесь будет автоматизирована сортировочная горка малой мощности. В этом году будет продолжено интенсивное оздоровление путей станции - планируется пройти средним ремонтом четыре километра. Разрабатывается проект реконструкции освещения. Сегодня производится модернизация АСУ станцией:

- Как бы стабильно коллектив ни работал, технологию-то всегда есть куда совершенствовать, причем на всех уровнях, - считает Шаяхметов. - Так что любую инициативу приветствую. Для каждого работника станции обязательно найдется точка приложения творческих сил. А значит, Новоярославская будет всегда новой. Никогда не состарится.



Северная магистраль:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя