Моряк Севера
12 марта 2003 (9)
Я. Сверлов.
ПОЛЯРНЫЙ КАПИТАН
Интервью с начальником ЭО АСПТР закончено, осталось лишь сделать фотографию.
- Улыбнитесь, пожалуйста, - обращается корреспондент к Алексею Гурееву. Более
менее удачное фото получается лишь с третьей попытки. Непринужденная улыбка
Алексею Григорьевичу дается с трудом. Видно было, что, и рассказывая о себе,
бывалый капитан чувствовал себя не очень ком-фортно.
- Напиши коротко и без лирики, - просит начальник в конце беседы.
- Хорошо, - соглашается корреспондент, понимая, что коротко вряд ли получится.
Алексей Гуреев в пароходстве личность известная. Почетных званий целый список:
лучший капитан СМП и Министерства морского флота, "Почетный полярник", лауреат
Государственной премии СССР.
- Получал я ее в 84-м вместе с группой из трех человек, - вспоминает Алексей
Григорьевич. - Надо сказать, что в денежном выражении Государственная премия
была к тому времени не так велика. Больше почетное звание, чем финансовое
вознаграждение. Нам его дали за освоение Арктики.
Работа с геологами в Харасавэе и Варандее, выгрузки на необорудованный берег и
ледовый припай, продленные навигации на Игарку - в пароходстве это называлось
"ходить направо". Для капитана, который прошел испытание Арктикой, секретов в
морском деле остается немного. Несмотря на близость родных берегов, решения в
любых сложных ситуациях принимать приходится самостоятельно. К примеру, при
выгрузке на льдину, которая при этом находится в дрейфе, необходимо сохранить
целым и невредимым груз и самому не попасть в ледовый плен. Здесь требуется
оперативность при оценке ситуации и принятии решения. Помимо опыта необходимо
особое чутье.
- В полном напряжении находится не только капитан, но и механик, и штурман, и
палубная служба, чтобы в случае опасности быстро свернуться и уйти от нее, -
делится Алексей Григорьевич. - В Арктике самостоятельность полная. Не будет ее,
не будет и успеха. Мне повезло, я прошел хорошую школу. После окончания ЛВИМУ
довелось поработать помощником у лучших капитанов Северного морского
пароходства.
Бесценный опыт, полученный в северных морях, пригодился в походах к южному
полюсу. Яркой страницей в историю экипажа теплохода "Павел Корчагин", капитаном
которого был Алексей Гуреев, вошло участие в ХХVIII и XXX экспедициях к берегам
Антарктиды. Во время последней в течение пяти месяцев архангельское судно вело
круглосуточное дежурство по обеспечению безопасности теплохода "Михаил Сомов",
зажатого паковыми льдами.
- В той экспедиции у нас были по-настоящему нестандартные ситуации, -
рассказывает Алексей Гуреев. - У станции Ленинградская, чтобы провести выгрузку,
пришлось резать стойки для крепления стрел. Вертолеты садились и брали груз
прямо с палубы. А у станции Русская взяли на борт со льда 120 человек с "Михаила
Сомова". После перехода в Новую Зеландию мы вернулись. Привезли новые грузы и
смену тем, кто оставался на судне-заложнике.
Вызволять теплоход из плена пришел ледокол "Владивосток". Руководил спасательной
операцией Артур Чилингаров, ныне "бессменный" вице-спикер Государственной Думы.
Сбросив на ледокол основные запасы топлива, "Павел Корчагин" отбыл к берегам
Аргентины и после бункеровки готов был вновь вернуться на помощь. Но этого уже
не потребовалось. "Михаил Сомов" был освобожден. За участие в ХХХ антарктической
экспедиции Алексей Гуреев был награжден орденом Октябрьской Революции.
Фотографии - свидетельства той полярной эпопеи, одни из самых дорогих реликвий в
семейном альбоме.
За свою морскую карьеру Алексей Григорьевич сменил немало теплоходов. Одних
типов судов, на которых приходилось плавать, наберется не меньше восьми. Из них
самые любимые - "пионеры".
- Я их больше всего знал, да и сейчас знаю, - продолжает Алексей Гуреев. -
Универсальные суда для работы в наших условиях.
Первое время после вступления в 91-м в должность начальника ЭО АСПТР Алексей
Григорьевич для поддержания профессионального мастерства продолжал выходить в
море. Поначалу для жизни и работы на берегу потребовалась адаптация. Не по душе
в подразделении, которое возглавил, оказалось использование рабочего времени.
Гораздо более вольное, чем в море.
- В рейсе досконально расписан каждый час. Там вахта, - говорит капитан. - А
здесь потеря 20-30 минут чуть ли не норма. Для меня это было непривычно.
Подчиненные в аварийно-спасательной службе пароходства быстро почувствовали
жесткую руку нового руководителя. Перестраиваться пришлось и ему. Переход к
рыночной экономике, который начался в те годы, потребовал многому учиться.
Причем на ходу. В 94-м с началом приватизации СМП от капитанской работы пришлось
отказаться полностью.
- На то, чтобы переработать новую информацию и принять правильное решение,
отводились не сутки даже - часы, - рассказывает Алексей Гуреев. - Многое
менялось кардинально и очень быстро. Но задачи службы оставались прежними. Очень
важно было в этих условиях сохранить готовность к чрезвычайным ситуациям. Их
ведь никакими указами и постановлениями не отменишь.
Самый больной вопрос в тот период - финансирование. Государство, в обязанности
которого входило содержание этой службы, обеспечивало ее процентов на тридцать.
- Иногда казалось, что вот-вот - и все пойдет прахом, - вспоминает Алексей
Григорьевич. - В самые трудные времена не дало пропасть пароходство. Удалось
сохранить и коллектив, и технику, и ледокольный флот. Полной успокоенности в
нашей сегодняшней жизни быть не может. Но уверенность в своих силах есть.
3 апреля Алексею Гурееву исполнится шестьдесят четыре. Как он говорит сам:
"Возраста не чувствую. Считаю, что кое-что сделал на своем месте. Но рано или
поздно придется уступать дорогу молодым. О пенсии не думаю, так как без работы
себя не представляю. Скорее готовлюсь к другому, новому периоду в своей жизни".
Я. Сверлов.
|