Моряк Севера
16 апреля 2003 (14)
Р. Соколов.
Уникальные перспективы
Первый квартал 2003 года подошел к концу. Для Архангельской нефтебазы его начало
было непростым. Тяжелейшие погодные условия и проблемы с ледокольным
обеспечением ощутимо сказались на работе терминала в феврале и начале марта.
Несмотря на снижение грузооборота, планы у руководства ОАО "Роснефть-
Архангельскнефтепродукт" - и это слово здесь вполне умест-но - грандиозные. О
нынешних проблемах и грядущих перспективах талажского терминала мы поговорили с
генеральным директором компании "Роснефть-Архан-гельскнефтепродукт" Владимиром
ИВАНЧИКОВЫМ.
Начало года для всего Архангельского порта - время самое трудное. Не избежали
сезонных проблем и на Архангельской нефтебазе. Впервые, пожалуй, за последний
год терминал почти вдвое снизил темпы отгрузки нефтепродуктов. По мнению
Владимира Иванчикова, это произошло исключительно из-за ненадлежащего
ледокольного обеспечения.
- Перед зимней навигацией, - объясняет Владимир Анатольевич, - мы планировали
отгружать не менее двухсот тысяч тонн нефтепродуктов ежемесячно. Но если в
январе мы отгрузили 195 тысяч тонн, то в феврале - уже 135 тысяч, а в марте нам
удалось отправить на экспорт лишь 95 тысяч тонн нефтепродуктов. И это все из-за
отсутствия ледоколов. Танкеры простаивали у кромки льда по 14 суток.
Ситуация с ледоколами аукнулась и лесникам, и экспортерам продукции целлюлозно-
бумажных комбинатов. И подобное происходит из года в год. Мартовский каприз
природы - северо-западные ветры, "заткнувшие" Двинский залив тридцатимильной
ледовой пробкой, - просто лишнее напоминание о необходимости немедленного
решения ледокольного вопроса. Впрочем, решение уже давно найдено - это
"прописка" в Архангельском порту линейного ледокола. Здесь все заинтересованные
стороны солидарны. В основном разговор идет о дизель-электрических мелкосидящих
ледоколах "Капитан Николаев" и "Капитан Драницын". Но помимо этого, по мнению
Владимира Иванчикова, необходимо оптимизировать использование "местных"
ледоколов. И даже все эти меры могут оказаться недостаточными.
- Мы сейчас рассматриваем вариант фрахтовки ледокола в Канаде, - говорит
Владимир Иванчиков. - Тоже очень мощный ледокол, 23 тысячи лошадиных сил,
который также будет работать в порту Архангельск. Таким образом мы
сконцентрируем наши усилия и сможем выполнять свои задачи по перевалке нефти и
нефтепродуктов. И в то же время мы закроем все ледокольные проблемы, упрочив
репутацию Архангельского порта.
Заинтересованность компании "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" в решении вопроса
"ледокольного голода" станет еще очевиднее, если представить программу ее
деятельности на нынешний год в комплексе.
- Мы предлагаем Архангельскому порту уникальную перспективу, - говорит Владимир
Анатольевич. - Архангельск станет как центром развития арк-тической нефтедобычи,
так и перевалочной базой для нефти, добываемой в Тимано-Печорской нефтеносной
провинции. Сейчас все силы нашего менеджмента, а также всех, кто связан с нами,
направлены на разработку нескольких параллельных проектов, результатом
реализации которых станет уникальная транспортная цепочка.
Вкратце схема выглядит так: нефть, добываемая компанией "Северная нефть" на
месторождениях Тимано-Печорской нефтеносной провинции, пойдет по нефтепроводу на
юг области. Здесь на станции Приводино (это в Котласском районе) ее перегрузят в
железнодорожные цистерны. Пункт назначения цистерн - Архангельская нефтебаза.
Терминал в Талагах будет переваливать нефть в танкеры дедвейтом 17-18 тысяч
тонн. Скорее всего, это будут суда усиленного ледового класса типа "Самотлор".
Менее чем в пятистах морских милях северо-западнее, в Кольском заливе, их будет
ждать танкер-накопитель грузоподъемностью более 300 тысяч тонн. А с запада в
Кольский залив пойдут танкеры дедвейтом 100-150 тысяч тонн, которые доставят
тимано-печор-скую нефть в Европу и через океан - в Америку.
По словам Владимира Иванчикова, первые "челноки" с нефтью пойдут в Кольский
залив уже в сентябре-октябре этого года. Именно за счет тимано-печорской нефти
Архангель-ская нефтебаза надеется к концу года довести грузооборот до четырех
миллионов тонн в год.
Конечно, для этого потребуется масштабная реконструкция мощностей талажского
терминала. И на сегодняшний день это основная задача руководства нефтебазы.
- Инвестиции в этот проект составят 336 миллионов рублей, - говорит Владимир
Анатольевич. - Мы должны их освоить до октября этого года. 10 апреля были
подведены итоги тендера по выбору генерального подрядчика реконструкции
терминала, но основная работа начнется летом.
В первую очередь планируется увеличить про-пускную способность двух
железнодорожных эстакад. Сегодня каждая из них обеспечивает одновременный слив
тридцати цистерн. После реконструкции - по пятьдесят четыре. Будут введены в
строй четыре новых резервуара: два по сорок и два по десять тысяч тонн. К
сентябрю завершатся дноуглубительные работы у второго причала нефтебазы, и
терминал сможет принимать два танкера одновременно, отгружая на экспорт до
четырехсот тысяч тонн нефти и нефтепродуктов ежемесячно.
Р. Соколов.
|