|
Моряк Севера
16 апреля 2003 (14)
Л. ЛЕОНОВА.
CКВОЗЬ ЛЬДЫ ВМЕСТЕ С "ДИКСОНОМ"
(Окончание. Начало в N 13.)
Уверенность в своей команде - не только у старшего механика "Диксона".
Большинство экипажа здесь - "старослужащие", так они себя называют. Некоторые,
как старпом Александр Николаевич Шатский, на ледоколе с приемки. Другие, как
второй помощник капитана Владимир Николаевич Брянцев, боцман Василий Васильевич
Чурилов, третий механик Алексей Валерьевич Усачев (сын старшего механика) и
многие другие, не изменяют этому ледоколу уже несколько навигаций подряд. Опыт
у них - на уровне интуиции, а ощущают здесь себя как в родном доме.
А вот Александр Васильевич Кокшаров, третий помощник капитана, на "Диксоне"
новичок. Для него эта ледовая кампания - первая, своего рода "ледовое
крещение". Александр Васильевич пришел сюда с Севмашпредприятия, с должности
капитана буксира. Для него это первые впечатления, а они, как известно, самые
сильные:
- Масштаб здесь совсем другой. И, безусловно, задачи куда более значимые.
Нужность ледокола в порту трудно переоценить. Несмотря на сложности нынешней
зимы, я очень рад, что попал сюда.
Когда под проводку собирается много судов, ледокольщики говорят: "плавучий
город" - город, который превращается в караван.
С мостика раздается команда:
- Внимание по каравану. Вы готовы к движению? Пожалуйста, следуйте за нами,
соблюдая необходимую дистанцию. Полный ход вперед.
И суда начинают движение за "Диксоном", прокладывая свой путь в порт.
Привилегия тем, что слабее, они встают сразу за ледоколом, более мощные
пристраиваются следом. Но такой зимой, как нынешняя, канал быстро смерзается, и
судам, идущим в караване не первыми, пробиваться труднее. Порой они
останавливаются вовсе. К ним приходится возвращаться, окалывать, терять
драгоценное для всех время.
И все-таки самое сложное - проводка танкеров. "Диксон" проделывает канал шириной
20 метров. А ширина танкера - 23-27 метров. Когда поблизости есть портовые
ледоколы "Капитан Чадаев", "Капитан Евдокимов" или "Капитан Косолапов", они
параллельно пробивают второй канал. Лед слабеет - танкер идет легко. Но далеко
за приемный буй "капитаны" не ходят. И там "Диксону" приходится рассчитывать
только на свои силы, которых бывает явно маловато. Красноречивое тому
подтверждение - проводка танкера "Темзештерн." Это был, что называется, тяжелый
случай.
Танкер шел на вход в порт. Через шесть часов движения за ледоколом, не доходя до
Северодвинского приемного буя девяти миль, пришлось остановиться. Штормовой, до
20 метров в секунду, юго-западный ветер сильно поджал льды. Решено было ждать до
полуночи, когда начнется разрежение ледового покрова за счет отлива. Тем более с
танкера поступило сообщение о поломке двигателя, необходимо было дать ему время
на ремонт.
Спустя несколько часов попробовали снова идти вперед, но через каждые пять
минут "Темзе-штерн" вставал. К нему возвращались, окалывали, но в лучшем случае
танкер проходил метров десять, не больше - и снова остановка. Наступила
ночь. Мы стояли рядом и видели множество огней "Темзе-штерна" почти на
расстоянии вытянутой руки. Но в гости ходить друг к другу нельзя: палуба танкера
- уже заграница. Зато в ночи мы наблюдали не только огни "Темзештерна", но и
последнее, наверное, в этом сезоне северное сияние.
А утром - очередная попытка пробиться сквозь ледовую преграду. Однако сжатие 10
баллов, ветер западный. Ледокол предпринимает очередную "атаку", но словно в
стену упирается. Вибрация такая, что на столе двигаются предметы. За двое суток
так и не произошло разрежения ледового поля, не пройдено и пяти миль. А в
Архангельске за это время к выходу готовы уже десять судов. Пришлось оставить
танкер в 14 милях от приемного буя и идти в порт одним.
Через сутки, забункеровавшись и взяв на борт продукты, "Диксон" за
"Темзештерном " вернулся и, буксируя, привел в Архангельск.
И таких проводок за зиму было немало. Так что мы сами убедились, насколько
непросто пришлось ледокольщикам в эту зиму. Конечно, по окончании зимней
навигации будут подводиться ее итоги. Будет еще немало разговоров и
воспоминаний. И в историю мореплавания эта ледовая кампания наверняка войдет как
одна из самых непростых, потребовавших большой самоотдачи, сил, нервов у многих
людей и морских служб.
И хочется верить, что о ледокольщиках тоже не забудут. И скажут: они сделали
почти невозможное, оставаясь порой один на один со льдами, погодой, морской
стихией. А они скорее всего ответят: "Мы просто делали свою работу." И вряд ли
кто-нибудь мог сделать ее лучше.
Л. ЛЕОНОВА.
| |