Пресса Архангельской области
 



Моряк Севера
16 апреля 2003 (14)
Л. ЛЕОНОВА.

CКВОЗЬ ЛЬДЫ ВМЕСТЕ С "ДИКСОНОМ"

(Окончание. Начало в N 13.)

Уверенность в своей команде - не только у старшего механика "Диксона". Большинство экипажа здесь - "старослужащие", так они себя называют. Некоторые, как старпом Александр Николаевич Шатский, на ледоколе с приемки. Другие, как второй помощник капитана Владимир Николаевич Брянцев, боцман Василий Васильевич Чурилов, третий механик Алексей Валерьевич Усачев (сын старшего механика) и многие другие, не изменяют этому ледоколу уже несколько навигаций подряд. Опыт у них - на уровне интуиции, а ощущают здесь себя как в родном доме.

А вот Александр Васильевич Кокшаров, третий помощник капитана, на "Диксоне" новичок. Для него эта ледовая кампания - первая, своего рода "ледовое крещение". Александр Васильевич пришел сюда с Севмашпредприятия, с должности капитана буксира. Для него это первые впечатления, а они, как известно, самые сильные:

- Масштаб здесь совсем другой. И, безусловно, задачи куда более значимые. Нужность ледокола в порту трудно переоценить. Несмотря на сложности нынешней зимы, я очень рад, что попал сюда.

Когда под проводку собирается много судов, ледокольщики говорят: "плавучий город" - город, который превращается в караван.

С мостика раздается команда:

- Внимание по каравану. Вы готовы к движению? Пожалуйста, следуйте за нами, соблюдая необходимую дистанцию. Полный ход вперед.

И суда начинают движение за "Диксоном", прокладывая свой путь в порт. Привилегия тем, что слабее, они встают сразу за ледоколом, более мощные пристраиваются следом. Но такой зимой, как нынешняя, канал быстро смерзается, и судам, идущим в караване не первыми, пробиваться труднее. Порой они останавливаются вовсе. К ним приходится возвращаться, окалывать, терять драгоценное для всех время.

И все-таки самое сложное - проводка танкеров. "Диксон" проделывает канал шириной 20 метров. А ширина танкера - 23-27 метров. Когда поблизости есть портовые ледоколы "Капитан Чадаев", "Капитан Евдокимов" или "Капитан Косолапов", они параллельно пробивают второй канал. Лед слабеет - танкер идет легко. Но далеко за приемный буй "капитаны" не ходят. И там "Диксону" приходится рассчитывать только на свои силы, которых бывает явно маловато. Красноречивое тому подтверждение - проводка танкера "Темзештерн." Это был, что называется, тяжелый случай.

Танкер шел на вход в порт. Через шесть часов движения за ледоколом, не доходя до Северодвинского приемного буя девяти миль, пришлось остановиться. Штормовой, до 20 метров в секунду, юго-западный ветер сильно поджал льды. Решено было ждать до полуночи, когда начнется разрежение ледового покрова за счет отлива. Тем более с танкера поступило сообщение о поломке двигателя, необходимо было дать ему время на ремонт.

Спустя несколько часов попробовали снова идти вперед, но через каждые пять минут "Темзе-штерн" вставал. К нему возвращались, окалывали, но в лучшем случае танкер проходил метров десять, не больше - и снова остановка. Наступила ночь. Мы стояли рядом и видели множество огней "Темзе-штерна" почти на расстоянии вытянутой руки. Но в гости ходить друг к другу нельзя: палуба танкера - уже заграница. Зато в ночи мы наблюдали не только огни "Темзештерна", но и последнее, наверное, в этом сезоне северное сияние.

А утром - очередная попытка пробиться сквозь ледовую преграду. Однако сжатие 10 баллов, ветер западный. Ледокол предпринимает очередную "атаку", но словно в стену упирается. Вибрация такая, что на столе двигаются предметы. За двое суток так и не произошло разрежения ледового поля, не пройдено и пяти миль. А в Архангельске за это время к выходу готовы уже десять судов. Пришлось оставить танкер в 14 милях от приемного буя и идти в порт одним.

Через сутки, забункеровавшись и взяв на борт продукты, "Диксон" за "Темзештерном " вернулся и, буксируя, привел в Архангельск.

И таких проводок за зиму было немало. Так что мы сами убедились, насколько непросто пришлось ледокольщикам в эту зиму. Конечно, по окончании зимней навигации будут подводиться ее итоги. Будет еще немало разговоров и воспоминаний. И в историю мореплавания эта ледовая кампания наверняка войдет как одна из самых непростых, потребовавших большой самоотдачи, сил, нервов у многих людей и морских служб.

И хочется верить, что о ледокольщиках тоже не забудут. И скажут: они сделали почти невозможное, оставаясь порой один на один со льдами, погодой, морской стихией. А они скорее всего ответят: "Мы просто делали свою работу." И вряд ли кто-нибудь мог сделать ее лучше.

Л. ЛЕОНОВА.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя