Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
2003/05/13/1052826900-2.shtml>Не стесняйтесь спрашивать. У телефона - психиатр

2003/05/13/1052826000-2.shtml>В последний путь трамвай отправился. Вагончик тронулся. С чем мы останемся?

2003/05/13/1052825220-28.shtml>Президенту России в послании Федеральному собранию нужно уделить внимание внутренней политике, считает председатель комитета парламента Коми

2003/05/13/1052825100-2.shtml>Вместо дороги - русло реки

2003/05/13/1052824200-2.shtml>Паводок унес плодородные земли

2003/05/13/1052824020-28.shtml>Глава экономического комитета парламента Коми ожидает от послания Президента Федеральному собранию решения проблем межбюджетных отношений

2003/05/13/1052823480-28.shtml>Российско-канадский деловой форум в Коми по рекомендации санитарных служб России переносится на конец года

2003/05/13/1052823300-2.shtml>Работа не волк, коли вместо зарплаты копится долг

  

Моряк Севера
9 апреля 2003 (13)
Александр ГЛУШКОВ.

Скандалы никогда не приближают к истине

(Окончание.Начало в "МС" N 12)

- Когда речь заходит о моем и "ЛУКОЙЛа" отношении к Мурманскому и Северному морским пароходствам, общественность, по моему мнению, сознательно вводится в заблуждение. Никакого отношения к их покупке "ЛУКОЙЛ" не имеет. Журналисты просто лгут. Вначале я пытался опровергать эти измышления, но затем понял, что это пустая трата времени. Журналисты либо не могут, либо не хотят показать реальное положение дел. По-видимому, проблема с кадрами остро стоит не только в бизнесе, но и в журналистике. Ведь за все эти годы ни один из них не пришел ко мне и не задал вопрос: кто реально владеет акциями пароходств? К слову, в какой- то степени ответ дал президент НК "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов, назвав это моим частным проектом (примечание редакции: интервью газете "Ведомости" 27 июня 2002 года). Да иначе и быть не могло. В ситуации 1998 -1999 годов у "ЛУКОЙЛа" хватало своей головной боли: на его деятельности ощутимо сказывались низкие цены на нефть (от редакции: цены опускались до $9 за баррель), ударил по компании и экономический кризис в стране. В такой ситуации ожидать от нее денег на приобретение Мурманского морского пароходства было очень сложно. Сказывались и другие весьма важные соображения: не имело смысла совмещать в одной судоходной компании старый и новый флот, в том числе флот с ядерными реакторами, потенциально опасный и убыточный. Несмотря на это, я несколько раз был у Алекперова и предлагал приобрести акции пароходства, но он отказался. Мне кажется, тогда была совершена ошибка. Нельзя просчитывать перспективу только на 2-3 года, надо смотреть гораздо дальше. Именно так я и мои коллеги в ОАО "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" подходили к вопросу приобретения Мурманского морского пароходства, поэтому мы не занимали выжидательную позицию и решили действовать самостоятельно.

Работая в ЛАТе, сам я не занимался активами этих компаний, хватало своих проблем: именно в это время "ЛУКОЙЛ" дополнительно возложил на нас программу строительства 10 танкеров на Волгоградском судостроительном заводе. Приобретением активов пароходств занималась компания "Севморпуть-капитал", которой владеет группа физических лиц. Я помогал их владельцам в свое свободное от основной работы время провести существенную реорганизацию пароходств и выстроить структуру управления, соответствующую современным требованиям. И это действительно так. За все время работы в "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкере" ни ко мне, ни к моим бывшим заместителям ни-кто и никогда не подходил и не предлагал выкупить, передать, подарить или даже подержать в руках акции пароходств. Поэтому слухи о том, что они принадлежат "ЛУКОЙЛу", мне непонятны.

- Не ради того, чтобы гордиться, создавался холдинг. До недавнего времени я вообще не считал возможным, чтобы мою фамилию упоминали в прессе. Но так уж получилось в жизни, что моему имени в СМИ попытались придать скандальную окраску и я оказался втянутым в непонятный конфликт. Могу лишь сказать, что, создавая программу строительства танкеров ледового класса, формируя их экипажи, разрабатывая транспортно-технологиче-ские системы по вывозу углеводородного сырья приарктических месторождений, я опирался на команду специалистов, имеющих уникальный опыт работы в Арктике. С этими людьми я был знаком не понаслышке, вместе с ними сам водил суда в Арктике. Приобретая контрольные пакеты акций Мурманского и Северного морских пароходств, мы как раз исходили из того очевидного факта, что это сильные самостоятельные компании, а уникальный опыт работы их специалистов был востребован уже на стадии формирования технического задания, а затем и при проектировании, строительстве и эксплуатации в Арктике танкеров ЛАТа. Теперь таких людей в "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкере" нет, они ушли. На их подготовку нужны годы. А без знания особенностей мореплавания и работы в арктических морях можно наделать слишком много ошибок. Но эта команда, имеющая огромный интеллектуальный потенциал, сохранена. И она будет востребована, люди с таким уровнем подготовки сегодня готовы строить любые большие танкеры ледового класса, которые не имеют аналогов в мире. "ЛУКОЙЛу" нельзя было ими пренебрегать, потому что для конкурентов это бесценные специалисты.

- Проект арктического подводного перегрузочного терминала (АППТ) рождался сложно. "ЛУКОЙЛ" никогда открыто его не поддерживал. Никто просто не верил, что вообще можно решить проблему круглогодичного вывоза нефти в ледовых условиях Арктики. В то же время не было и явных противников, ведь идея проекта объективно способствовала укреплению позиций "ЛУКОЙЛа" в регионе. Поэтому мы работали с Мурманским морским пароходством, которое и несло все расходы. Более того, система деятельности была построена таким образом, чтобы именно оно отвечало за все возможные риски, в первую очередь экологические, и они никоим образом не бросали бы тень на репутацию "ЛУКОЙЛа" и не повлияли бы на его капитализацию.

Сегодня Варандейский АППТ - это единственный в мире запатентованный и экологически безопасный терминал для круглогодичной работы в Арктике. Через него уже постоянно отгружается нефть на танкеры для вывоза на экс-порт. Не был бы создан этот терминал, неизвестно, чем бы завершилось судебное разбирательство, начатое по представлению администрации Ненецкого АО, ставившей вопрос об отзыве лицензий на разработку трех месторождений нефти Тимано-Печоры, выданных ОАО "Архангельскгеолдобыча", по причине того, что ее невозможно будет вывозить после добычи. Мне пришлось организовывать защиту интересов ОАО "Архангельскгеолдобыча" в суде, хотя этим, по идее, должны были бы заниматься юристы "ЛУКОЙЛа", но там, похоже, спасовали - смирились с потерей лицензий. Суд АГД выиграла. Поэтому когда в прессе разносят досужие домыслы о том, что, мол, Куликов обязан вернуть "ЛУКОЙЛу" какие-то деньги, то еще вопрос: кто кому должен? Любой нефтяник скажет, какие колоссальные деньги могла потерять "Архангельск-геолдобыча", дочерняя компания "ЛУКОЙЛа", лишившись лицензий на разработку месторождений, ведь вопрос прироста запасов сырья - ключевой для добывающей компании. Суммы несравнимы с размерами мифологических финансовых претензий, которые пытаются мне предъявлять.

Беседовал Александр ГЛУШКОВ.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Вельск-инфо
Вельские вести
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Двиноважье
Двинская правда
Заря
Звезда
Звездочка
Знамя
Знамя труда
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
МК в Архангельске
Моряк Севера
Нарьяна вындер
Независимое обозрение - Архангельск
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь