|
Моряк Севера
9 апреля 2003 (13)
Александр ГЛУШКОВ.
Скандалы никогда не приближают к истине
(Окончание.Начало в "МС" N 12)
- Когда речь заходит о моем и "ЛУКОЙЛа" отношении к Мурманскому и Северному
морским пароходствам, общественность, по моему мнению, сознательно вводится в
заблуждение. Никакого отношения к их покупке "ЛУКОЙЛ" не имеет. Журналисты
просто лгут. Вначале я пытался опровергать эти измышления, но затем понял, что
это пустая трата времени. Журналисты либо не могут, либо не хотят показать
реальное положение дел. По-видимому, проблема с кадрами остро стоит не только в
бизнесе, но и в журналистике. Ведь за все эти годы ни один из них не пришел ко
мне и не задал вопрос: кто реально владеет акциями пароходств? К слову, в какой-
то степени ответ дал президент НК "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов, назвав это моим
частным проектом (примечание редакции: интервью газете "Ведомости" 27 июня 2002
года). Да иначе и быть не могло. В ситуации 1998 -1999 годов у "ЛУКОЙЛа" хватало
своей головной боли: на его деятельности ощутимо сказывались низкие цены на
нефть (от редакции: цены опускались до $9 за баррель), ударил по компании и
экономический кризис в стране. В такой ситуации ожидать от нее денег на
приобретение Мурманского морского пароходства было очень сложно. Сказывались и
другие весьма важные соображения: не имело смысла совмещать в одной судоходной
компании старый и новый флот, в том числе флот с ядерными реакторами,
потенциально опасный и убыточный. Несмотря на это, я несколько раз был у
Алекперова и предлагал приобрести акции пароходства, но он отказался. Мне
кажется, тогда была совершена ошибка. Нельзя просчитывать перспективу только на
2-3 года, надо смотреть гораздо дальше. Именно так я и мои коллеги в ОАО
"ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" подходили к вопросу приобретения Мурманского морского
пароходства, поэтому мы не занимали выжидательную позицию и решили действовать
самостоятельно.
Работая в ЛАТе, сам я не занимался активами этих компаний, хватало своих
проблем: именно в это время "ЛУКОЙЛ" дополнительно возложил на нас программу
строительства 10 танкеров на Волгоградском судостроительном заводе.
Приобретением активов пароходств занималась компания "Севморпуть-капитал",
которой владеет группа физических лиц. Я помогал их владельцам в свое свободное
от основной работы время провести существенную реорганизацию пароходств и
выстроить структуру управления, соответствующую современным требованиям. И это
действительно так. За все время работы в "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкере" ни ко мне, ни к
моим бывшим заместителям ни-кто и никогда не подходил и не предлагал выкупить,
передать, подарить или даже подержать в руках акции пароходств. Поэтому слухи о
том, что они принадлежат "ЛУКОЙЛу", мне непонятны.
- Не ради того, чтобы гордиться, создавался холдинг. До недавнего времени я
вообще не считал возможным, чтобы мою фамилию упоминали в прессе. Но так уж
получилось в жизни, что моему имени в СМИ попытались придать скандальную окраску
и я оказался втянутым в непонятный конфликт. Могу лишь сказать, что, создавая
программу строительства танкеров ледового класса, формируя их экипажи,
разрабатывая транспортно-технологиче-ские системы по вывозу углеводородного
сырья приарктических месторождений, я опирался на команду специалистов, имеющих
уникальный опыт работы в Арктике. С этими людьми я был знаком не понаслышке,
вместе с ними сам водил суда в Арктике. Приобретая контрольные пакеты акций
Мурманского и Северного морских пароходств, мы как раз исходили из того
очевидного факта, что это сильные самостоятельные компании, а уникальный опыт
работы их специалистов был востребован уже на стадии формирования технического
задания, а затем и при проектировании, строительстве и эксплуатации в Арктике
танкеров ЛАТа. Теперь таких людей в "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкере" нет, они ушли. На их
подготовку нужны годы. А без знания особенностей мореплавания и работы в
арктических морях можно наделать слишком много ошибок. Но эта команда, имеющая
огромный интеллектуальный потенциал, сохранена. И она будет востребована, люди с
таким уровнем подготовки сегодня готовы строить любые большие танкеры ледового
класса, которые не имеют аналогов в мире. "ЛУКОЙЛу" нельзя было ими
пренебрегать, потому что для конкурентов это бесценные специалисты.
- Проект арктического подводного перегрузочного терминала (АППТ) рождался
сложно. "ЛУКОЙЛ" никогда открыто его не поддерживал. Никто просто не верил, что
вообще можно решить проблему круглогодичного вывоза нефти в ледовых условиях
Арктики. В то же время не было и явных противников, ведь идея проекта объективно
способствовала укреплению позиций "ЛУКОЙЛа" в регионе. Поэтому мы работали с
Мурманским морским пароходством, которое и несло все расходы. Более того,
система деятельности была построена таким образом, чтобы именно оно отвечало за
все возможные риски, в первую очередь экологические, и они никоим образом не
бросали бы тень на репутацию "ЛУКОЙЛа" и не повлияли бы на его капитализацию.
Сегодня Варандейский АППТ - это единственный в мире запатентованный и
экологически безопасный терминал для круглогодичной работы в Арктике. Через него
уже постоянно отгружается нефть на танкеры для вывоза на экс-порт. Не был бы
создан этот терминал, неизвестно, чем бы завершилось судебное разбирательство,
начатое по представлению администрации Ненецкого АО, ставившей вопрос об отзыве
лицензий на разработку трех месторождений нефти Тимано-Печоры, выданных ОАО
"Архангельскгеолдобыча", по причине того, что ее невозможно будет вывозить после
добычи. Мне пришлось организовывать защиту интересов ОАО "Архангельскгеолдобыча"
в суде, хотя этим, по идее, должны были бы заниматься юристы "ЛУКОЙЛа", но там,
похоже, спасовали - смирились с потерей лицензий. Суд АГД выиграла. Поэтому
когда в прессе разносят досужие домыслы о том, что, мол, Куликов обязан вернуть
"ЛУКОЙЛу" какие-то деньги, то еще вопрос: кто кому должен? Любой нефтяник
скажет, какие колоссальные деньги могла потерять "Архангельск-геолдобыча",
дочерняя компания "ЛУКОЙЛа", лишившись лицензий на разработку месторождений,
ведь вопрос прироста запасов сырья - ключевой для добывающей компании. Суммы
несравнимы с размерами мифологических финансовых претензий, которые пытаются мне
предъявлять.
Беседовал Александр ГЛУШКОВ.
| |