Моряк Севера
14 января 2004 (1)
Е. КОЖИН.
"Мы выдаем только сертифицированную продукцию"
Восьмой год существует в Архангельске компания ОАО "Мортехсервис". О
деятельности предприятия корреспонденту "МС" рассказал его генеральный директор
Алексей Юрьевич Гудин.
- В конце декабря 1996 года в мэрии Архангельска было зарегистрировано наше
акционерное общество "Морской технический сервис". Вместе с тем, не будет
ошибкой сказать, что "Мортехсервис" имеет тридцатилетний опыт работы. Ведь мы
являемся правопреемниками Базы технического обслуживания флота - бывшего
подразделения Северного морского пароходства. Около семи лет назад в ходе
приватизации сменились организационно-правовая форма предприятия и его
наименование, все права и обязанности БТО перешли к нам. Основная наша задача -
поддержание в технически исправном состоянии судов транспортного флота.
Единственный учредитель "Мортехсервиса" - Северное морское пароходство.
- Алексей Юрьевич, предприятие стало самостоятельным. Как отразилось это на его
работе?
- Лучше всего это покажет статистика. Выручка от реализации работ и услуг
возросла с 8 250 тысяч рублей в 1997 году до 30 млн в прошлом, в том числе
выручка от ремонта судов транспортного флота Севморпароходства и оказания услуг
его подразделениям - с 5 млн до 19 млн рублей. Что касается прибыли, то первые
два года становления были убыточными. В 2002 году прибыль от продаж составила
около миллиона рублей.
Если говорить о численности наших специалистов, то в 1997 году в
"Мортехсервисе" работали 250 человек. Производительность труда составляла около
трех тысяч рублей на человека, среднемесячная зарплата - 1300 рублей. Сейчас на
предприятии трудятся 150 человек. По прошлому году производительность составила
шестнадцать с половиной тысяч, зарплата выросла до шести с лишним тысяч рублей.
Так что показатели у нас очень даже неплохие.
- Как удалось вам увеличить объемы работ?
- С самого начала наше предприятие было ориентировано на выполнение работ для
Северного морского пароходства. В общем объеме это было почти 90 процентов. Но
в конце 90-х годов произошло значительное сокращение как численности флота СМП,
так и судозаходов в порт Архангельск и руководство вынуждено было искать
загрузку предприятия. Стали изучать рынок, привлекать сторонних заказчиков. За
счет этого вырос общий объем работ, и на сегодня доля услуг для сторонних
организаций составляет около 40 процентов.
- У вас есть какие-то постоянные сторонние заказчики?
- Знаете, ситуация год от года меняется. Например, около двух лет мы неплохо
работали с СевПИНРО. Все годы очень хорошо складывались взаимоотношения с
траловым флотом - они тогда были на высоте, - с морским агентством до его
разделения, с морским торговым портом. Работаем с гидробазой, с акционерным
обществом "Грумантфлот", с обществом "Ягры", с "Арктикрейдом". В числе
заказчиков - Северная железная дорога, Архангельская ТЭЦ.Это далеко не полный
перечень.
- Но основная задача предприятия, как вы сказали, - это обслуживание судов СМП:
- Совершенно верно. Мы обслуживаем суда, причем не только и не столько во время
завод-ского ремонта, сколько в межрейсовый период - во время стоянки в порту при
проведении погрузочно-разгрузочных работ. За короткий срок - от двух до пяти
суток - наши специалисты должны устранить неполадки, выполнить профилактические
работы, при необходимости - предъявить Регистру. Они постоянно находятся в
разъезде - от Экономии до Бакарицы и Жаровихи. Важно, что суда при этом не
выводятся из эксплуатации.
У нас получены все необходимые свидетельства и сертификаты морского Регистра, в
прошлом году получили лицензию речного Регистра судоходства.
- Алексей Юрьевич, можно ли сказать, что для "Мортехсервиса", 100-процентной
дочерней компании пароходства, обслуживание судов СМП - гарантированный "кусок
хлеба"?
- Это не совсем так. Хотя наше предприятие и было создано в первую очередь для
обслуживания судов Северного морского пароходства, при заключении договоров на
выполнение работ у нас нет совершенно никаких льгот перед сторонними компаниями.
Мы точно так же вынуждены участвовать в тендере. Конечно, это осложняет нашу
работу.
Напомню, что мы - акционерная компания. А на рынке услуг, помимо акционерных,
существуют предприятия с другими видами собственности: общества с ограниченной
ответственностью, частные предприятия и другие - у которых расходы на выполнение
работ зачастую намного ниже наших. Неудивительно, что у них больше шансов
доказать заказчику выгоду от заключения договоров именно с ними.
- А много ли в нашем регионе конкурентов у "Мортехсервиса"?
- Можно сказать, что с учетом специфики выполняемых работ таковых компаний шесть
- восемь. И по многим позициям мы зачастую просто дополняем друг друга.
"Мортехсервис" имеет на рынке услуг положительную репутацию за счет мобильности
и многопрофильности выполняемых работ, наличия необходимых лицензий и
сертификатов. Мы используем уникальные технологии и оборудование, и у нас
работают опытные и квалифицированные специалисты.
- Алексей Юрьевич, все здания и сооружения на территории принадлежат
"Мортехсервису"?
- Получилось так, что в ходе приватизации почти все основные средства, которыми
пользовалась База технического обслуживания флота, были оставлены на балансе
Северного морского пароходства. В Уставный капитал нам перешли лишь часть
оборудования и материальные запасы. Поэтому на сегодня почти 95% зданий,
сооружений и плавсредств мы арендуем у Севморпароходства. Но уже есть решение
Совета директоров СМП о передаче зданий и сооружений в Уставный капитал
"Мортехсервиса". Одновременно в целях совершенствования производственной
деятельности нашего предприятия будет уменьшена площадь земельных участков, на
которых располагаются наши подразделения.
(Окончание следует.)
|