Моряк Севера
21 января 2004 (2)
Е. КОЖИН.
Одиссея Григория Лазарева
Григорий Александрович Лазарев родился 24 января 1914 года. 90 лет минуло с тех
пор. За плечами две войны. Более двадцати лет отдано службе во флоте, более
двадцати - преподавательской деятельности в Архангельской мореходной школе.
- Родился я в деревне Некрасово Вельского района Архангельской области, - начал
свой рассказ Григорий Александрович. - Отец трудился смолокуром в артели. Мне
исполнилось четыре года, когда отца перевели работать в Архангельск. А спустя
какое-то время его мобилизовали в Красную Армию в интендантскую службу.
В 1921-м вся семья перебралась на Кольский полуостров. Именно тогда произошло
первое знакомство семилетнего мальчугана с морем. Во время перехода на буксирном
пароходе "Мурман" пассажиры находились в твиндечном отделении, а в трюме были
овцы и одна корова - своеобразный ковчег. Попали в шторм. Почти всех пассажиров
укачало, а Гриша (и это одно из наиболее ярких воспоминаний детства) держался
стойко и был приглашен в рубку, стоял около штурвала и смотрел на волны.
- Жили мы в Мурман-ской области в районе Териберки на берегу залива,- продолжает
Григорий Александрович.- На другом берегу была школа, и мои старшие брат и
сестра учились в ней. Перебирались туда на карбасе. А меня в школу не взяли, и я
все свободное время проводил около моря. Там мы прожили почти два года. Отца
демобилизовали, и мы вернулись в Архангельск.
Спустя несколько лет в областном центре произо-шла удивительная встреча.
- Вместе с нами в Териберке жила собака Морька,- вспоминает Григорий
Александрович. - В Архангельск она с нами не поехала, осталась жить у знакомых.
Но через несколько лет они тоже приехали сюда и собаку привезли с собой. И вот
однажды я с ребятами шел по берегу Двины, и к нам выскочила собака, очень
похожая на Морьку. Я позвал: "Морька, Морька!"- действительно, это оказалась
она.
Жизнь изобиловала интересными приключениями. Например, в самом конце учебного
года нескольких семиклассников (Григорий оказался в их числе) отправили на
несколько дней с концертами в один из отдаленных лесопунктов области. Когда
пришла пора возвращаться домой, выяснилось, что оказию придется ждать два-три
дня. Несколько мальчишек решили выбираться самостоятельно: соорудили плотик и
отправились по течению небольшой быстрой речушки.
- К вечеру наскочили на подводный камень, плотик наш развалился, и вещи все
утонули. Мы выбрались на берег и побрели дальше пешком. И что удивительно:
через какое-то время нас догнали наши одноклассники - оказия случилась раньше,
чем обещали...
К тому времени у Григория уже созрело твердое решение стать моряком. Забрал он
документы из школы и поступил учиться в Архангельский морской техникум на
штурманское отделение. Радость, как говорят, била через край. Но через
несколько дней учебы его направили на повторную медицинскую комиссию к окулисту.
"Слабое зрение для штурмана",- такое решение вынес строгий заместитель директора
техникума после изучения документов. Остался молодой человек не у дел. Пришлось
устроиться временно разнорабочим в труппу приехавшего на гастроли в Архангельск
ленинградского драматического театра. Так и жил какое-то время.
А вскоре Григорий побывал на родине. Вышло так: демобилизованный после службы в
армии близкий родственник возвращался через Архангельск домой в Вельск и позвал
с собой молодого человека.
- Путь был непростой: по железной дороге до Коноши, а там 130 километров своим
ходом до Вельска. Шли пешком четверо суток почти по бездорожью, на ночлег
останавливались в деревнях. Люди были добрые, поили молоком и картошкой
кормили.
Так и добрались до Вельска. А вскоре почтальон вручил парню телеграмму от отца:
"Срочно выезжай принят морской техникум". Пожал плечами - и обратно 130 верст
пешком по северному "чернозему" под сентябрьскими моросящими дождями...
Оказалось, в техникуме открылось новое отделение - механиков-дизелистов, и отец
упросил директора Семена Ленина принять сына - тем более что тот уже начинал
учиться здесь.
- Прихожу к директору, - продолжает Григорий Александрович, - а тот говорит:
"Мы принимаем на отделение 45 человек, а ты уже 46-й - как быть? Ладно,
возьмем, но с условием: вечерами оформляй актовый зал, а утром приходи
пораньше, носи дрова для печек".
До выпускных экзаменов в 1933 году дошли 22 человека. После распределения почти
половину молодых специалистов направили в Мурманск на вновь пришедшие дизельные
суда германской постройки (в Архангельске дизелей в то время еще не было), а
группу из пяти человек, в том числе и Григория Лазарева, - на Дальний Восток.
- До Владивостока поезд шел 14 суток, - вспоминает Григорий Александрович. -
Добрались. Там, как и в Архангельске, в то время была карточная система на
продукты. Кормились мы в столовой. Вместо хлеба продавали пирожки с селедкой
иваси - эта рыба только появилась во Владивостоке.
Григория Александровича направили мотористом на шхуну японской постройки
"Ласточка". Моряки доставляли промтовары и продукты питания жителям рыболовецких
поселков, разбросанных по побережью. Так прошло около двух лет, и однажды
Лазареву - тогда уже старшему механику - вручили телеграмму от отца с просьбой
немедленно выехать в Архангельск в связи с болезнью матери. Пришлось оформлять
отпуск и срочно возвращаться на родину.
- Пока я был в дороге, мать выздоровела. Обратно во Владивосток ехать не
захотелось, и я после небольшого отдыха отправился в Мурманск и устроился на
дизельное судно. А в сентябре 1939 года получил повестку из военкомата. После
прохождения комиссии - а в то время была объединенная, медицин-ская и
общественная, - меня направили на СКР "Буран" командиром боевой части N 5.
Пришел моряк на "Буран", а он стоит в ремонте. Тут же выдали направление на
подобный корабль "Штиль". Моряки контролировали и обеспечивали безопасность
прибрежных вод, вход в Кольский залив.
- Однажды вышли в поход вместе с "Бураном" - он к тому времени уже был в строю.
Так вот, разыгрался сильный шторм. "Буран" бросило на скалы, и весь экипаж - 40
человек - погиб. Судьба меня хранила...
В августе 40-го Григорий Александрович после демобилизации вернулся в
Архангельск. Устроился прорабом на судоверфь в Маймаксе. А через год - вновь на
службу во флот. После прохождения курсов моряка направили на минный за-градитель
"Юшар". Вскоре вышел приказ Главкома ВМФ о формировании 12-й бригады морской
пехоты, и Григорий Александрович продолжил службу в ее составе. В конце декабря
42-го он оказался на полуострове Рыбачий. Участвовал в боях в Норвегии, в
Киркенесской операции, был ранен. Имеет боевые награды.
После окончания войны служил в Соломбале, затем в Северодвинске. В 1960-м
демобилизовался. На суда морпароходства не взяли: нельзя, мол, в секретном
Северодвинске жил. Тогда майор в отставке пошел преподавателем в Архангельскую
мореходную школу, где и отработал с 1962-го по 1986 год.
- Полторы тысячи курсантов подготовил по специальности "моторист". Теперь это в
большинстве своем стармехи и капитаны. А с 86-го я возглавлял секцию ветеранов
12-й Краснознаменной бригады при Военном совете Северного флота, состою в совете
ветеранов СМП.
Постоянные встречи со школьниками, выступления с рассказами о войне, встречи с
ветеранами - таков далеко не полный перечень общественной работы Григория
Александровича.
- Мы с Музой Александровной недавно отпраздновали золотую свадьбу, - тепло
улыбается ветеран. - Живем с ней душа в душу. Она врач по профессии, здорово
помогла мне, когда в 1990-м у меня случился инфаркт. А так на здоровье не
жалуюсь, даже зрение улучшилось.
Ветеран не любит сидеть дома. Говорит, что движение ему помогает сохранить
бодрость и любовь к жизни.
Через два дня Григорий Александрович отметит свое 90-летие. Редакция "МС"
предвидит огромное количество поздравлений в адрес юбиляра и присоединяется к
ним, желает крепкого здоровья, бодрости и долгих счастливых лет жизни.
|