Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
21 января 2004 (2)
Е. КОЖИН.

Одиссея Григория Лазарева

Григорий Александрович Лазарев родился 24 января 1914 года. 90 лет минуло с тех пор. За плечами две войны. Более двадцати лет отдано службе во флоте, более двадцати - преподавательской деятельности в Архангельской мореходной школе.

- Родился я в деревне Некрасово Вельского района Архангельской области, - начал свой рассказ Григорий Александрович. - Отец трудился смолокуром в артели. Мне исполнилось четыре года, когда отца перевели работать в Архангельск. А спустя какое-то время его мобилизовали в Красную Армию в интендантскую службу.

В 1921-м вся семья перебралась на Кольский полуостров. Именно тогда произошло первое знакомство семилетнего мальчугана с морем. Во время перехода на буксирном пароходе "Мурман" пассажиры находились в твиндечном отделении, а в трюме были овцы и одна корова - своеобразный ковчег. Попали в шторм. Почти всех пассажиров укачало, а Гриша (и это одно из наиболее ярких воспоминаний детства) держался стойко и был приглашен в рубку, стоял около штурвала и смотрел на волны.

- Жили мы в Мурман-ской области в районе Териберки на берегу залива,- продолжает Григорий Александрович.- На другом берегу была школа, и мои старшие брат и сестра учились в ней. Перебирались туда на карбасе. А меня в школу не взяли, и я все свободное время проводил около моря. Там мы прожили почти два года. Отца демобилизовали, и мы вернулись в Архангельск.

Спустя несколько лет в областном центре произо-шла удивительная встреча.

- Вместе с нами в Териберке жила собака Морька,- вспоминает Григорий Александрович. - В Архангельск она с нами не поехала, осталась жить у знакомых. Но через несколько лет они тоже приехали сюда и собаку привезли с собой. И вот однажды я с ребятами шел по берегу Двины, и к нам выскочила собака, очень похожая на Морьку. Я позвал: "Морька, Морька!"- действительно, это оказалась она.

Жизнь изобиловала интересными приключениями. Например, в самом конце учебного года нескольких семиклассников (Григорий оказался в их числе) отправили на несколько дней с концертами в один из отдаленных лесопунктов области. Когда пришла пора возвращаться домой, выяснилось, что оказию придется ждать два-три дня. Несколько мальчишек решили выбираться самостоятельно: соорудили плотик и отправились по течению небольшой быстрой речушки.

- К вечеру наскочили на подводный камень, плотик наш развалился, и вещи все утонули. Мы выбрались на берег и побрели дальше пешком. И что удивительно: через какое-то время нас догнали наши одноклассники - оказия случилась раньше, чем обещали...

К тому времени у Григория уже созрело твердое решение стать моряком. Забрал он документы из школы и поступил учиться в Архангельский морской техникум на штурманское отделение. Радость, как говорят, била через край. Но через несколько дней учебы его направили на повторную медицинскую комиссию к окулисту. "Слабое зрение для штурмана",- такое решение вынес строгий заместитель директора техникума после изучения документов. Остался молодой человек не у дел. Пришлось устроиться временно разнорабочим в труппу приехавшего на гастроли в Архангельск ленинградского драматического театра. Так и жил какое-то время.

А вскоре Григорий побывал на родине. Вышло так: демобилизованный после службы в армии близкий родственник возвращался через Архангельск домой в Вельск и позвал с собой молодого человека.

- Путь был непростой: по железной дороге до Коноши, а там 130 километров своим ходом до Вельска. Шли пешком четверо суток почти по бездорожью, на ночлег останавливались в деревнях. Люди были добрые, поили молоком и картошкой кормили.

Так и добрались до Вельска. А вскоре почтальон вручил парню телеграмму от отца: "Срочно выезжай принят морской техникум". Пожал плечами - и обратно 130 верст пешком по северному "чернозему" под сентябрьскими моросящими дождями... Оказалось, в техникуме открылось новое отделение - механиков-дизелистов, и отец упросил директора Семена Ленина принять сына - тем более что тот уже начинал учиться здесь.

- Прихожу к директору, - продолжает Григорий Александрович, - а тот говорит: "Мы принимаем на отделение 45 человек, а ты уже 46-й - как быть? Ладно, возьмем, но с условием: вечерами оформляй актовый зал, а утром приходи пораньше, носи дрова для печек".

До выпускных экзаменов в 1933 году дошли 22 человека. После распределения почти половину молодых специалистов направили в Мурманск на вновь пришедшие дизельные суда германской постройки (в Архангельске дизелей в то время еще не было), а группу из пяти человек, в том числе и Григория Лазарева, - на Дальний Восток.

- До Владивостока поезд шел 14 суток, - вспоминает Григорий Александрович. - Добрались. Там, как и в Архангельске, в то время была карточная система на продукты. Кормились мы в столовой. Вместо хлеба продавали пирожки с селедкой иваси - эта рыба только появилась во Владивостоке.

Григория Александровича направили мотористом на шхуну японской постройки "Ласточка". Моряки доставляли промтовары и продукты питания жителям рыболовецких поселков, разбросанных по побережью. Так прошло около двух лет, и однажды Лазареву - тогда уже старшему механику - вручили телеграмму от отца с просьбой немедленно выехать в Архангельск в связи с болезнью матери. Пришлось оформлять отпуск и срочно возвращаться на родину.

- Пока я был в дороге, мать выздоровела. Обратно во Владивосток ехать не захотелось, и я после небольшого отдыха отправился в Мурманск и устроился на дизельное судно. А в сентябре 1939 года получил повестку из военкомата. После прохождения комиссии - а в то время была объединенная, медицин-ская и общественная, - меня направили на СКР "Буран" командиром боевой части N 5.

Пришел моряк на "Буран", а он стоит в ремонте. Тут же выдали направление на подобный корабль "Штиль". Моряки контролировали и обеспечивали безопасность прибрежных вод, вход в Кольский залив.

- Однажды вышли в поход вместе с "Бураном" - он к тому времени уже был в строю. Так вот, разыгрался сильный шторм. "Буран" бросило на скалы, и весь экипаж - 40 человек - погиб. Судьба меня хранила...

В августе 40-го Григорий Александрович после демобилизации вернулся в Архангельск. Устроился прорабом на судоверфь в Маймаксе. А через год - вновь на службу во флот. После прохождения курсов моряка направили на минный за-градитель "Юшар". Вскоре вышел приказ Главкома ВМФ о формировании 12-й бригады морской пехоты, и Григорий Александрович продолжил службу в ее составе. В конце декабря 42-го он оказался на полуострове Рыбачий. Участвовал в боях в Норвегии, в Киркенесской операции, был ранен. Имеет боевые награды.

После окончания войны служил в Соломбале, затем в Северодвинске. В 1960-м демобилизовался. На суда морпароходства не взяли: нельзя, мол, в секретном Северодвинске жил. Тогда майор в отставке пошел преподавателем в Архангельскую мореходную школу, где и отработал с 1962-го по 1986 год.

- Полторы тысячи курсантов подготовил по специальности "моторист". Теперь это в большинстве своем стармехи и капитаны. А с 86-го я возглавлял секцию ветеранов 12-й Краснознаменной бригады при Военном совете Северного флота, состою в совете ветеранов СМП.

Постоянные встречи со школьниками, выступления с рассказами о войне, встречи с ветеранами - таков далеко не полный перечень общественной работы Григория Александровича.

- Мы с Музой Александровной недавно отпраздновали золотую свадьбу, - тепло улыбается ветеран. - Живем с ней душа в душу. Она врач по профессии, здорово помогла мне, когда в 1990-м у меня случился инфаркт. А так на здоровье не жалуюсь, даже зрение улучшилось.

Ветеран не любит сидеть дома. Говорит, что движение ему помогает сохранить бодрость и любовь к жизни.

Через два дня Григорий Александрович отметит свое 90-летие. Редакция "МС" предвидит огромное количество поздравлений в адрес юбиляра и присоединяется к ним, желает крепкого здоровья, бодрости и долгих счастливых лет жизни.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя