|
Моряк Севера
28 января 2004 (3)
Е. КОЖИН.
По тонкому льду:
Узнав, что ледокол "Капитан Косолапов" стоит у причала лесозавода N 25, я
несколько приуныл: слышал, что пройти на территорию охраняемого предприятия
довольно сложно. Однако формальности решились буквально в течение нескольких
минут. Строгий, но вежливый охранник проводил меня до трапа.
В этом году зима скупа на морозы. Это и определило довольно
необычную ледовую обстановку: начиная от 12-го буя море чистое.
Ледокол "Капитан Косолапов", привыкший в суровые архангельские зимы трудиться в
полную силу, как будто в недоумении приткнулся носом к причалу рядом с
теплоходом "Капитан Яковлев". Прохожу по покрашенной в зеленый цвет пупырчатой
(чтобы не было скользко) палубе в каюту капитана.
- Нынче у нас работа почасовая,- отвечает на мой вопрос о загруженности
Константин Васильевич Сельянов. - В основном перестановка судов от причала к
причалу. Вообще-то на акваторию мы вышли 15 января, а до этого стояли в ремонте
на "Красной кузнице". Чтобы посчитать все, что мы сделали за минувшие дни (на
ледоколе я был 23 января - Е. К. ), хватит пальцев одной руки. Вот стоит
"Капитан Яковлев" - это будет как раз наша пятая по счету проводка. А ведь
нужно зарабатывать деньги для пароходства...
Пока мы беседовали, принесли радиограмму. Капитан оживился: поступили две
заявки. Одна из них на сегодняшнюю ночь, а 25-го предстояло перевести "Федора
Вараксина" от 12-го буя на лесозавод N 3 под мост.
- В этом году, кроме основной, будем выполнять еще и работу "Водолея",-
продолжает Константин Васильевич.- Поставили на ледоколе дополнительные насосы,
шланги и счетчик. Сдали танки специалистам санитарного надзора, теперь можем
подавать воду на теплоходы по их заявкам. Дело в том, что на выполнении за-явок
сейчас работает только одна автоцистерна на 15 кубометров - и не справляется. А
у нас полная заправка 85 тонн. Брать воду будем в городе на причале N 113.
Константина Васильевича назначили капитаном на этот ледокол в августе 2001 года.
До этого он ходил на пассажирских судах и на сухогрузах, освоил самую разную
технику: катамараны, земснаряды, танкеры, суда на воздушной подушке. Везде
интересно, на каждом - своя специфика.
- Год назад ходили в Онегу, проводили суда. Там тяжелая обстановка была, даже
опасная. Что касается этого года - я думаю, зима еще возьмет свое. Была бы
работа, а мы готовы трудиться в полную силу.
- Перед сдачей Регистру мы стояли полтора месяца на "Красной кузнице",- вступает
в разговор главный механик ледокола Николай Владимирович Хлебосолов.-
Отремонтировали два главных двигателя, всю винторулевую группу, некоторые
вспомогательные механизмы.
Качество ремонта нас удовлетворяет. Ремонтируемся на "Красной кузнице" уже не
первый раз, ледокол они хорошо знают. Кое-что делаем сами - ведь мы лучше
знаем, чему нужно больше уделить внимания в ходе ремонта.
Николай Владимирович на ледоколах работает с 1996 года. Такую необычную зиму,
какая выдалась в этом году, не припомнит. И хотя его место в машинном отделении
и льда он обычно не видит, но по звуку работающего двигателя чувствует ледовую
обстановку. В эту зиму двигатель в полную силу почти не работал.
В отличие от капитана, успевшего покорить морские просторы разных широт, старпом
всю свою жизнь отдал Арктике.
- Я вообще-то на пенсии, но предпочитаю не сидеть дома,- рассказывает Виктор
Викторович Лазарев.- Мне нравится на ледоколе. Все время находишься в движении,
а движение - это жизнь. На "Капитане Косолапове" около двух с половиной лет.
До этого был на "Диксоне", на "Мудьюге", в экспедиции спецморпроводок ходил
капитаном на буксире, в Мурманском пароходстве четверть века трудился на
транспортных судах. Каждый теплоход, как и человек, имеет свой характер. К
нему обязательно надо привыкнуть. Если это удастся, то работа пойдет успешно.
- Когда переходишь с одного теплохода на другой,- продолжает он,- то очень
сильно чувствуешь разницу: и скорость не та, и машина по-другому работает -
значит, и дистанцию нужно держать другую. Проходит какое-то время, привыкнешь,
наработаешь опыт именно на этом теплоходе - и уже чувствуешь себя уверенно.
Бывало, идешь на сухогрузе за ледоколом, а тебе оттуда командуют: "Сбавить ход!"
Но ты-то видишь лед, чувствуешь свое движение и, зная теплоход, наоборот
прибавляешь. И проходишь. А послушайся команды с ледокола, сбавь - и сядешь.
К тому же надо знать опыт механика в машинном: один выполняет команду мгновенно,
а другой пока раскачается...
Виктору Викторовичу довелось трудиться на "Ермаке". Этот первый в мире ледокол,
способный форсировать тяжелые льды, ходил на угле. Машина была мощной, а
конфигурация корпуса настолько удачной, что во льдах любой толщины за "Ермаком"
оставался чистый канал и любой пароход мог идти за ним безбоязненно.
- "Капитан Косолапов" тоже неплохой ледокол,- размышляет старпом,- но он больше
портовым считается. До 40 сантиметров лед нормально берет, а если толще, то
приходится "биться". А вообще лед очень неоднородный бывает, поэтому раз на раз
не приходится.
- А знаете, какие миражи довелось мне видеть в Арктике!- оживляется Виктор
Викторович.- Причем не только разноцветные сполохи, а самые разные картины.
Представляете, как мне повезло в жизни: видеть красоты арктических широт,
получать от плавания удовольствие, да еще и деньги!
По словам Константина Васильевича Сельянова, экипаж "Капитана Косолапова"
укомплектован согласно штатному расписанию - в команде 23 человека. Пришлось
сделать некоторые замены и перестановки, теперь все в порядке.
Но чтобы команда постоянно была готова к работе, необходимо обеспечить не только
ее грамотную расстановку. Моряки должны быть сыты. Людмила Гавриловна Осинцева
готовит обеды для экипажа "Косолапова" четвертую навигацию.
- Камбуз останавливается только на время постановки в док,- рассказывает повар,-
поэтому работы нам с буфетчицей хватает даже летом. Сейчас, пока стоим в
Архангельске, продукты выписываем два раза в месяц.
Я поинтересовался, чем кормят на ледоколе. Оказалось, очень даже неплохо.
- Стараемся, чтобы мясо, рыба, овощи и фрукты были каждый день,- говорит Людмила
Гавриловна.- У нас четырехразовое питание: завтрак, обед, ужин и вечерний чай.
Сегодня, например, на завтрак были каша, яйцо, сыр и колбаса. На обед суп
фасолевый на мясном бульоне, на второе - мясо запеченное с майонезом, луком и
грибами, салат из свежей капусты и компот из яблок. На ужин будут котлеты из
трески с пюре и салат, а на вечерний чай - горбуша.
Еду готовят с учетом вкусов. На ледоколе не жалуют суп с гречкой и суп с
клецками, поэтому в меню их не найти. Не бывает здесь и пирожков с рисом и
яйцом: повар считает, что двойная тепловая обработка яиц - это яд. Зато по
воскресеньям здесь традиционно пекут кулебяки с палтусом.
- Знаете, для моряков "Капитан Косолапов" хорош тем, что ледокольные работы
ведутся в черте города и есть возможность побывать дома,- продолжает повар.- И
вообще, считаю, экипаж у нас неплохой. Вот вам пример: есть у нас в команде
заядлые грибники, так они, когда наступает сезон, несут свою добычу сюда на
камбуз и кормят всех свежими грибами.
И все-таки, по словам старшего помощника капитана, перестройка и приватизация
наложили свой отпечаток на психологию людей. Сейчас не получается оценивать
экипаж как "дружный", "слаженный"... Это раньше люди работали на одном месте по
15 - 20 лет и были в почете. Сейчас многие моряки трудятся по четыре месяца, по
полгода - и переходят на другое плавсредство, где больше платят. Не успеешь
узнать человека, а он уже исчез. Это осложняет работу.
- Это точно,- вторит старпому капитан Константин Сельянов.- Бывает, что так и не
удается узнать, какой он работник. Но случается и наоборот: засидится человек
на одном месте и так привыкает ко всему, что уже ничего не хочет делать. Но
самому себе он кажется непо-грешимым. И тогда приходится применять власть,
чтобы он что-то понял...
За беседой незаметно подошло время начала работы. "Капитан Косолапов"
отшвартовался от причала, разбил образовавшийся лед возле "Капитана Яковлева",
развернул лесовоз и повел его в канал...
| |