Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
28 января 2004 (3)
Е. КОЖИН.

По тонкому льду:

Узнав, что ледокол "Капитан Косолапов" стоит у причала лесозавода N 25, я несколько приуныл: слышал, что пройти на территорию охраняемого предприятия довольно сложно. Однако формальности решились буквально в течение нескольких минут. Строгий, но вежливый охранник проводил меня до трапа.

В этом году зима скупа на морозы. Это и определило довольно необычную ледовую обстановку: начиная от 12-го буя море чистое.

Ледокол "Капитан Косолапов", привыкший в суровые архангельские зимы трудиться в полную силу, как будто в недоумении приткнулся носом к причалу рядом с теплоходом "Капитан Яковлев". Прохожу по покрашенной в зеленый цвет пупырчатой (чтобы не было скользко) палубе в каюту капитана.

- Нынче у нас работа почасовая,- отвечает на мой вопрос о загруженности Константин Васильевич Сельянов. - В основном перестановка судов от причала к причалу. Вообще-то на акваторию мы вышли 15 января, а до этого стояли в ремонте на "Красной кузнице". Чтобы посчитать все, что мы сделали за минувшие дни (на ледоколе я был 23 января - Е. К. ), хватит пальцев одной руки. Вот стоит "Капитан Яковлев" - это будет как раз наша пятая по счету проводка. А ведь нужно зарабатывать деньги для пароходства...

Пока мы беседовали, принесли радиограмму. Капитан оживился: поступили две заявки. Одна из них на сегодняшнюю ночь, а 25-го предстояло перевести "Федора Вараксина" от 12-го буя на лесозавод N 3 под мост.

- В этом году, кроме основной, будем выполнять еще и работу "Водолея",- продолжает Константин Васильевич.- Поставили на ледоколе дополнительные насосы, шланги и счетчик. Сдали танки специалистам санитарного надзора, теперь можем подавать воду на теплоходы по их заявкам. Дело в том, что на выполнении за-явок сейчас работает только одна автоцистерна на 15 кубометров - и не справляется. А у нас полная заправка 85 тонн. Брать воду будем в городе на причале N 113.

Константина Васильевича назначили капитаном на этот ледокол в августе 2001 года. До этого он ходил на пассажирских судах и на сухогрузах, освоил самую разную технику: катамараны, земснаряды, танкеры, суда на воздушной подушке. Везде интересно, на каждом - своя специфика.

- Год назад ходили в Онегу, проводили суда. Там тяжелая обстановка была, даже опасная. Что касается этого года - я думаю, зима еще возьмет свое. Была бы работа, а мы готовы трудиться в полную силу.

- Перед сдачей Регистру мы стояли полтора месяца на "Красной кузнице",- вступает в разговор главный механик ледокола Николай Владимирович Хлебосолов.- Отремонтировали два главных двигателя, всю винторулевую группу, некоторые вспомогательные механизмы.

Качество ремонта нас удовлетворяет. Ремонтируемся на "Красной кузнице" уже не первый раз, ледокол они хорошо знают. Кое-что делаем сами - ведь мы лучше знаем, чему нужно больше уделить внимания в ходе ремонта.

Николай Владимирович на ледоколах работает с 1996 года. Такую необычную зиму, какая выдалась в этом году, не припомнит. И хотя его место в машинном отделении и льда он обычно не видит, но по звуку работающего двигателя чувствует ледовую обстановку. В эту зиму двигатель в полную силу почти не работал.

В отличие от капитана, успевшего покорить морские просторы разных широт, старпом всю свою жизнь отдал Арктике.

- Я вообще-то на пенсии, но предпочитаю не сидеть дома,- рассказывает Виктор Викторович Лазарев.- Мне нравится на ледоколе. Все время находишься в движении, а движение - это жизнь. На "Капитане Косолапове" около двух с половиной лет. До этого был на "Диксоне", на "Мудьюге", в экспедиции спецморпроводок ходил капитаном на буксире, в Мурманском пароходстве четверть века трудился на транспортных судах. Каждый теплоход, как и человек, имеет свой характер. К нему обязательно надо привыкнуть. Если это удастся, то работа пойдет успешно.

- Когда переходишь с одного теплохода на другой,- продолжает он,- то очень сильно чувствуешь разницу: и скорость не та, и машина по-другому работает - значит, и дистанцию нужно держать другую. Проходит какое-то время, привыкнешь, наработаешь опыт именно на этом теплоходе - и уже чувствуешь себя уверенно. Бывало, идешь на сухогрузе за ледоколом, а тебе оттуда командуют: "Сбавить ход!" Но ты-то видишь лед, чувствуешь свое движение и, зная теплоход, наоборот прибавляешь. И проходишь. А послушайся команды с ледокола, сбавь - и сядешь. К тому же надо знать опыт механика в машинном: один выполняет команду мгновенно, а другой пока раскачается...

Виктору Викторовичу довелось трудиться на "Ермаке". Этот первый в мире ледокол, способный форсировать тяжелые льды, ходил на угле. Машина была мощной, а конфигурация корпуса настолько удачной, что во льдах любой толщины за "Ермаком" оставался чистый канал и любой пароход мог идти за ним безбоязненно.

- "Капитан Косолапов" тоже неплохой ледокол,- размышляет старпом,- но он больше портовым считается. До 40 сантиметров лед нормально берет, а если толще, то приходится "биться". А вообще лед очень неоднородный бывает, поэтому раз на раз не приходится.

- А знаете, какие миражи довелось мне видеть в Арктике!- оживляется Виктор Викторович.- Причем не только разноцветные сполохи, а самые разные картины. Представляете, как мне повезло в жизни: видеть красоты арктических широт, получать от плавания удовольствие, да еще и деньги!

По словам Константина Васильевича Сельянова, экипаж "Капитана Косолапова" укомплектован согласно штатному расписанию - в команде 23 человека. Пришлось сделать некоторые замены и перестановки, теперь все в порядке.

Но чтобы команда постоянно была готова к работе, необходимо обеспечить не только ее грамотную расстановку. Моряки должны быть сыты. Людмила Гавриловна Осинцева готовит обеды для экипажа "Косолапова" четвертую навигацию.

- Камбуз останавливается только на время постановки в док,- рассказывает повар,- поэтому работы нам с буфетчицей хватает даже летом. Сейчас, пока стоим в Архангельске, продукты выписываем два раза в месяц.

Я поинтересовался, чем кормят на ледоколе. Оказалось, очень даже неплохо.

- Стараемся, чтобы мясо, рыба, овощи и фрукты были каждый день,- говорит Людмила Гавриловна.- У нас четырехразовое питание: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Сегодня, например, на завтрак были каша, яйцо, сыр и колбаса. На обед суп фасолевый на мясном бульоне, на второе - мясо запеченное с майонезом, луком и грибами, салат из свежей капусты и компот из яблок. На ужин будут котлеты из трески с пюре и салат, а на вечерний чай - горбуша.

Еду готовят с учетом вкусов. На ледоколе не жалуют суп с гречкой и суп с клецками, поэтому в меню их не найти. Не бывает здесь и пирожков с рисом и яйцом: повар считает, что двойная тепловая обработка яиц - это яд. Зато по воскресеньям здесь традиционно пекут кулебяки с палтусом.

- Знаете, для моряков "Капитан Косолапов" хорош тем, что ледокольные работы ведутся в черте города и есть возможность побывать дома,- продолжает повар.- И вообще, считаю, экипаж у нас неплохой. Вот вам пример: есть у нас в команде заядлые грибники, так они, когда наступает сезон, несут свою добычу сюда на камбуз и кормят всех свежими грибами.

И все-таки, по словам старшего помощника капитана, перестройка и приватизация наложили свой отпечаток на психологию людей. Сейчас не получается оценивать экипаж как "дружный", "слаженный"... Это раньше люди работали на одном месте по 15 - 20 лет и были в почете. Сейчас многие моряки трудятся по четыре месяца, по полгода - и переходят на другое плавсредство, где больше платят. Не успеешь узнать человека, а он уже исчез. Это осложняет работу.

- Это точно,- вторит старпому капитан Константин Сельянов.- Бывает, что так и не удается узнать, какой он работник. Но случается и наоборот: засидится человек на одном месте и так привыкает ко всему, что уже ничего не хочет делать. Но самому себе он кажется непо-грешимым. И тогда приходится применять власть, чтобы он что-то понял...

За беседой незаметно подошло время начала работы. "Капитан Косолапов" отшвартовался от причала, разбил образовавшийся лед возле "Капитана Яковлева", развернул лесовоз и повел его в канал...



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя