Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
13 октября 2004 (39)
Е. КОЖИН.

Весь Север - родина

Сегодня отмечается День гидрографа. А несколько дней назад праздновал юбилей Владлен Петрович Симнанский - человек, отдавший гидрографии тридцать четыре года.

Родился Владлен Петрович в Великом Устюге в 1929 году 7 октября. В 37-м его отца - военного - перевели на службу в Архангельск. Жили в самом конце улицы Карла Маркса, почти на "мхах". Учился Владлен в 6-й школе, в свободное время посещал детскую водную техниче-скую станцию. Мальчику было интересно изучать классификацию и характеристики военных кораблей, делать модели.

- Когда я закончил четыре класса, началась война, - вспоминает Симнанский. - Через год в здании школы разместился госпиталь, и всех учеников перевели в третью школу. В то время я уже подрабатывал: летом - в осветительном цехе цирка (сначала учеником электрика, позже меня поставили начальником цеха, поскольку взрослые уходили на фронт), а зимой - старшим электриком в театре. Так я учился и работал, и в 8 классе был даже награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."

В 48-м молодой человек окончил школу и поехал поступать в Ленинградский кораблестроительный институт. Поступил - но без стипендии. Однако без денег не проживешь, поэтому пришлось по совету приятеля устроиться на работу электриком - через день. Учиться и работать было тяжело, к тому же денег на жизнь все равно не хватало, и тогда решили вдвоем с сокурсником перейти учиться в военное училище им. Дзержинского на такой же факультет. Забрали документы, прошли в военкомате комиссию и получили направление в военное училище, - правда, в другое - имени Фрунзе.

- Там прошел еще одну медкомиссию, потом за восемь дней сдал восемь экзаменов, - рассказывает Владлен Петрович. - Дали мне увольнительную на несколько дней. Прогуливаюсь - и встречаю на улице знакомого, тот как раз приехал из Архангельска. Я улыбаюсь: рад встрече с ним, рад предстоящей учебе. А он как обухом по голове - ваш дом в Архангельске сгорел...

Это была первая трагедия, которую пережил Симнанский. Вскоре началась учеба, курсантов направили на линкор "Марат" 1913 года постройки. Ребята изучали шлюпочное дело, вязали морские узлы, учили уставы, побывали на полигоне.

- По возвращении в училище мне предложили стать военным гидрографом. В октябре 1949 года я принял присягу, и началась учеба: геодезия, топография, картосо- ставление, штурманское дело. Кстати, все гидрографы - сильные штурманы, - продолжает рассказ мой собеседник. - Нас там было несколько человек из Архангельска, многие выучились на гидрографа, например Георгий Викторович Нецветаев.

В 1953-м, в конце обучения, пятьдесят курсантов училища - уже мичманов - направили на практику в составе экспедиции на Новую Землю. Работали на точках. Было тяжело - ведь приходилось полностью обеспечивать свою жизнь, начиная от заготовки дров и кончая топкой бани. Да и климатиче-ские условия были сложными: с утра можно было ходить по улице почти нагишом, а через пару часов облачиться в тулуп.

- В то время на Новой Земле проживало около трехсот человек местных. Когда стали строить полигон, всех перевезли в Архангельск, в район деревни Талаги, - вспоминает гидрограф.

После практики всем присвоили звание лейтенанта и направили командирами взводов на стажировку в Пинск, в Белоруссию. Это дало хорошую строевую и военную закалку. Вернувшись, молодые офицеры разъехались по назначению кто куда, Владлен Петрович - в Нарьян-Мар, на Печор-ский участок гидрографической службы. В район обслуживания входили Новая Земля, Вайгач, Югорский Шар, пролив Карские Ворота, Печорская губа.

- Там есть очень сложные районы. Например, делали ледовый промер по Печоре от Нарьян-Мара до приемного буя - тридцать две пары створов, расстояние около 70 миль, а глубины до 12 метров, - говорит мой собеседник. - Все пришлось изучать уже на практике: зажигание огней, ремонт зданий, топографическую съемку. Самое главное, что мне запомнилось: в то время в Архангельске было очень голодно - ни крупы, ни картошки без очереди не купить. А там было все и дешево: картошка местная по 5 рублей, рыбы за такую же цену - полный таз! Материально хорошо обеспечивали: например, я получал двойной оклад и на эти деньги мог купить что угодно. Единственно - было скучно, поэтому через пару лет запросился в Архангельск. Получил перевод на остров Бревенник в промерную гидрографическую партию. Делал все промеры от Краснофлотского острова до Кегострова. Приходилось работать и на обеспечении военных кораблей: промер перед выходом, вывод из Северодвинской гавани. Позже пошли атомные подлодки - правда, мне не пришлось с ними работать, а вот Нецветаев, о котором я уже упоминал, обеспечивал их испытания.

Позже Симнанского перевели в Беломорск начальником участка, в подчинении было около ста человек, в том числе и суда: две малогабаритные шхуны петрозаводской постройки и сейнер. Прослужил там восемь лет, снова пришлось детально изучать местную обстановку.

В 1966 году вернулся в Архангельск, в район гидрографической службы. Сначала начальником штурманского склада мастерской, позже - заместителем по МТО. Курировал все вопросы, связанные с обеспечением маяков и кораблей, прошел буквально все побережье Белого моря. Работа была связана с высадкой на берег, и приходилось учитывать направление течений и время приливов и отливов. Например, в Мезенском заливе высота прилива достигает семи метров, и нужно было работать так, чтобы не посадить судно на мель.

- В то время в гидрографии вводились новшества: например на маяках ставили изотопные установки для освещения со сроком действия около полугода. Были они в свинцовой упаковке, весом около тонны и размером в половину письменного стола. До-ставляли их вертолетом. Нам говорили, что они полностью безвредны, - улыбается Владлен Петрович. - Все бы хорошо, но когда они вырабатывали свой срок, их надо было вывозить в Челябинск и утилизировать, а условия утилизации одни для всех радиоактивных приборов. Нужны обученные специалисты и все прочее, вертолетов для вывозки не дают - и оказываются эти опасные штуки бесхозными...

В те годы освещение населенных пунктов переводилось с керосиновых установок на дизель-генераторы, приходилось строить здания под эти агрегаты. В селах и деревнях жили мастеровые люди, которые помогали гидрографам во всем. У них можно было многому научиться - это были настоящие хозяева, умеющие делать все своими руками.

- В гидрографии я служил до 1971 года, затем перешел в военно-морскую радиотехническую школу (теперь - учебный отряд в/ч N 25025). Отработал там до 86-го, за это время построили двухэтажное здание, гаражи на 22 автомобиля, спортивный зал, обустроили территорию, переоборудовали ангар под столовую - много чего сделали, - говорит Владлен Петрович. - Затем снова перешел в гидрографию - сначала техником, позже работал на разъездном катере. По состоянию здоровья в 1998 году врачи не дали допуска, и теперь занимаюсь ремонтом и строительством в в/ч N 25025. Общий трудовой стаж - почти 56 лет...

Мой собеседник вспоминает, как однажды - а было тогда ему 26 лет - прошел за день пешком около 100 км по побережью Карского моря. Он и сейчас не сидит без дела, вся его жизнь - в движении. Это не дает закиснуть, позволяет и в 75 лет оставаться бодрым и энергичным. Около 15 по-следних лет не курит, спиртным не увлекается.

В юности была у него мечта: поездить по белу свету. Свое желание удалось реализовать - теперь Владлен Петрович Симнанский может считать своей родиной весь Север.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя