Моряк Севера
13 октября 2004 (39)
Е. КОЖИН.
"Павел Корчагин" получил очередное "добро" от морского Регистра
Теплоход Северного морского пароходства "Павел Корчагин" пришел в Архангельск из
испанского Авилеса в балласте. На Экономии взял на борт около четырех тысяч
тонн целлюлозы на Тунис, затем перешел на Бакарицу за пилолесом и фанерой на
Нант. Неожиданно пошел снег (первый в этом сезоне), и погрузочные работы
пришлось приостановить.
Извинившись за неотложные дела, капитан теплохода Николай Мешалкин дописал
бумаги, над которыми работал, а затем рассказал, как прошел предыдущий рейс.
В конце июля теплоход взял груз сразу для пяти портов и по пути оставлял его -
сначала во французском Нанте, затем в испанской Альмерии, в итальянском Ливорно.
Позже были Греция и Египет. В Египте на теплоход погрузили кокс и повезли его в
Грецию - в Салоники.
- Надо сказать, что кокс въедается в краску и оставляет следы. У нас незадолго
до этого были покрашены мачты, и на них остался от кокса серый налет, - сетует
Николай Ильич. - После выгрузки хорошо помыли трюмы и пошли за шамотом для
испанского Авилеса - там развита металлургическая промышленность.
В этом рейсе теплоход практически не ходил в балласте. Отработали хорошо,
экипаж - а он постоянный процентов на восемьдесят - отлично справлялся с
работами, простоев по его вине не было. Все стараются поддерживать судно в
надлежащем техническом состоянии. Например, своевременно проводится покраска -
это заслуга палубной команды.
- Я доволен всем экипажем. Хотел бы сказать добрые слова в адрес боцмана
Василия Борисовича Усова. Моряк с большим стажем, труженик - таких поискать.
Он и сам работает отлично, и ребята под его руководством стараются, -
рассказывает Николай Ильич. - Из машинной команды хочу отметить старшего
механика Виктора Ивановича Головина - опытный механик, тоже трудяга. Из рядового
состава можно выделить токаря Алексея Васильева, моториста-электрика Николая
Свинцицкого - оба опытные моряки, Профессионалы с большой буквы. Когда они на
вахте, я спокоен.
- Особо хотелось бы сказать о женском персонале, - продолжает капитан. - Повар
Людмила Николаевна Кизимова готовит вкусно и качественно, у ребят не бывает
претензий. Буфетчица Лариса Павловна Федурина - очень аккуратная, приветливая,
вежливая, ее я многим бы мог поставить в пример. Такому экипажу по плечу любая
задача.
О себе Николай Ильич рассказывает неохотно: на флоте - с 1964 года. Начинал
матросом в Мурманском траловом флоте. Позже какое-то время работал на берегу,
но...
- Рожденный плавать - трудиться на берегу не может, - улыбается капитан. -
Вернулся на флот третьим помощником, теперь вот работаю капитаном уже на втором
судне. Здесь, на "Павле Корчагине", по третьему контракту. Кстати, вам будет
интересно побеседовать с нашим третьим помощником.
Третий помощник капитана Александр Смирнов закончил в 1978 году Ленинградское
мореходное училище и по распределению пришел в Северное морское пароходство.
Сначала был вторым радистом, работал на разных теплоходах: "разбойниках",
"выборжцах", "фантомасах". Через пару лет стал начальником радиостанции.
- В 1980-м прижился на "Пионере Якутии" и работал до 2002 года, - вспоминает
Александр Анатольевич. - В том году на нем установили аппаратуру ГМССБ -
получилось, что профессии "начальник радиостанции" на флоте больше не
существует. Пришлось переучиваться в "макаровке" на помощника капитана по
радиоэлектронике. Однако теперь и эта должность, оказывается, вроде как не
очень нужна.
И Александр Анатольевич решил переучиться еще раз: поступил в Архангельскую
мореходку на заочное отделение и через полтора года получил диплом судоводителя.
Сдал в пароходстве проверку знаний и пошел работать третьим помощником капитана:
что ни говори, а профессия штурмана будет востребована до тех пор, пока суда
бороздят морские просторы.
- Перестраиваться было не так-то просто: все-таки возраст - 46 лет. До этого
работу штурмана я просто наблюдал - теперь познаю ее изнутри, - улыбается мой
собеседник. - Оказалось, что есть много нюансов, о которых я даже не подозревал.
Основное отличие профессии начальника радиостанции от штурмана - в распорядке
дня. У радиоэлектронщика рабочий день расписан буквально по минутам - все
распланировано, когда и что нужно сделать. У третьего помощника такого нет.
- Все делаешь, делаешь, делаешь, а работы как будто прибавляется. Во всяком
случае, меньше не становится. Но я понял, что главное - ничего не запускать,
выполнять в силу своих способностей. И второе - ответственность. Когда стоишь
на мостике - особенно в темное время, когда большинство членов экипажа отдыхают,
- то чувствуешь их доверие и понимаешь, какая моральная ответственность на тебя
возложена, - говорит третий помощник. - Я благодарен Николаю Ильичу - он
помогает мне осваивать эту профессию. В самом начале я - чуть что - просил его
подняться на мостик и спрашивал совета. Сейчас стараюсь обходиться
самостоятельно.
Знания, приобретенные за время работы в качестве начальника радиостанции,
оказываются штурману очень кстати - ведь он является оператором ГМССБ, постоянно
приходится работать на аппаратуре. К тому же теперь у него есть возможность
продвижения по службе.
Во время этой стоянки в Архангельске теплоход "Павел Корчагин" предъявлялся
Россий-скому морскому Регистру. Ежегодная обязательная процедура прошла
успешно, инспектора отметили хорошее техническое состояние судна и всех его
механизмов. Документы продлены на один год.
|