|
|
Моряк Севера
Из первого набора школы юнг СГМП... Осенью 1942 года ученики 4-й школы Архангельска узнали, что при Северном Государственном морском пароходстве создается школа юнг, в которую принимают ребят, оставшихся без родителей. В первом наборе оказались 36 мальчишек. Большинство были из блокадного Ленинграда, а восемь ребят - из Архангельска. В их числе был и Юрий Будиев, лишившийся отца в годы репрессий. - Уже стояла зима. Жили мы на пароходе "Карелия", зимовавшем около острова Мосеев, и по льду Северной Двины бегали на учебу в мор-ской техникум, что на улице Садовой. Ну, это уже общеизвестный факт, - вспоминает Юрий Александрович. - Я был зачислен в 5-й класс. Нас готовили для пополнения на флот СГМП. И мы старательно изучали все виды оружия и матросское дело, знали даже флажный и световой семафоры, за что после первого года учебы в виде поощрения получили от комсомольского актива пароходства по книге "Комсомол в боях за Родину". Зимой юнги участвовали в разгрузке военных караванов на Бакарице. -Несколько раз видел Ивана Дмитриевича Папанина. Поразило, как свободно он общался с грузчиками из трудармии и с нами, ребятами, - вспоминает Юрий Александрович. - Живой, резкий, он напрямую говорил: "Вы, братушки, не воруйте, ведь это идет бойцам на фронт. Только если что-нибудь рассыплется из ящика, то на пропитание себе можно немного взять". По указанию Папанина всем работающим в смену давали увеличенный продпаек. Хотя справедливости ради надо сказать, что юнг и так хорошо кормили. В мае 1943-го юнг направили на практику на суда СГМП - кого сигнальщиком, кого в машинное отделение. На пароход "Селенга" попали восемь мальчишек, в том числе четверо из Архангельска: Бронников, Будиев, Григорьев и Павлов. Началась морская жизнь, подчиненная вахтам. "Селенга" входила в состав караванов, обеспечивавших северные порты необходимыми грузами. - На судне юнги были расписаны по боевым постам - я, например, был горизонтальным наводчиком на кормовой пушке "Бофорс", - улыбается мой собеседник. - К концу плавания на "Селенге" получилось так, что весь караван - около 15 судов - не смог выйти из Диксона (вокруг шныряли вражеские подлодки), и нас в Архангельск для продолжения учебы отправили на военном корабле СКР-75. А в декабре был второй набор в школу юнг. После второго года обучения Юрий Будиев вновь на практике ходил в караванах - сначала на транспорте "Диксон", затем на "Тбилиси". Переходы были очень тяжелыми, бывало, за день несколько раз играли тревогу. В этом случае нужно было экипироваться и немедленно прибыть на свое место по боевому расписанию. Однако и в войну ребята оставались горазды на шалости. - По тревоге мы надевали каски. Как-то решили попробовать их на прочность, - вспоминает ветеран. - Один паренек надел каску, а другой тихонько стукнул по ней обухом топора. Тот, что в каске, видимо, напрягся - голова-то и перестала ворочаться! Со временем, конечно, все прошло... Я к чему это рассказываю? А к тому, что мы все опробовали на себе. Или, возьмите, эрликон: патронташ с патронами весил около 50 килограммов, и надо было приноровиться, чтобы при необходимости справиться с ним... Еще через год - практика на пароходе "Киров". А в 1946-м ребята окончили школу юнг, получили квалификацию машиниста первого класса и дополнительные льготы для поступления в мореходку. - Я был зачислен на учебу на судостроительное отделение, позднее перевелся на судомеханическое. После окончания мореходки работал на судах Северного морского пароходства. Начинал машинистом первого класса на пассажирском пароходе "Клавдия Николаева", полученном в счет репарации. Позже осваивал буксиры и лихтеры, ходил на пароходах "Воронеж" и "Вятка". Первое время плавал только в каботаже, поскольку визы у меня не было из-за отца, - рассказывает Юрий Александрович. - Визу открыли в 1956 году - всем, кто до этого не имел, и мы пошли в загранплавание. Возвращаясь мысленно на несколько лет назад, ветеран вспоминает, как в 1948 году четвертым механиком на пароходе "Арктика" совершил переход по трассе Северного морского пути из Архангельска до Владивостока. Шли с народнохозяйственными грузами. По пути заходили в Диксон, Тикси, снабжали углем ледоколы. В конце перехода пришли с остатками угля в конечный пункт, затем поездом вернулись домой через Москву. Весь рейс занял около пяти месяцев. - В 56-м получил назначение на пароход "Правда" и впервые отправился за границу. Позже появились дизеля, и поскольку у меня уже была практика работы с ними, то я получил диплом и стал трудиться на новых судах пароходства: сначала вторым механиком, потом старшим, - вспоминает Юрий Александрович. - В то время получали много новых теплоходов. Попутно закончил ЛВИМУ. Принимал теплоходы "Беломорсклес" и "Березник", земснаряд "Онежский". Последним теплоходом был "Антонина Нежданова". Принимали его в 1978 году в Югославии. После непродолжительной эксплуатации "пассажира" передали в Балтийское морское пароходство. Вскоре Юрий Будиев сошел на берег и работал начальником морского-речного вокзала. Сейчас Юрий Александрович ведет активную общественную работу. Он председатель областной общественной организации "Совесть", в которой состоят около четырехсот человек - жертв политических репрессий. Ежегодно 30 октября возле Соловецкого камня они собираются на митинг. Активисты строят работу организации так, чтобы память о людях, незаконно пострадавших от рук палачей, была жива: участвуют в общественных чтениях, встречаются со школьниками на Уроках Мужества. А еще Юрий Александрович - один из организаторов и активистов клуба "Братство Северных конвоев", бессменный заместитель председателя совета школы юнг СМП. Сейчас юнги-ветераны отстаивают свой Дом - Северный морской музей. - Это наш оплот и место встреч, - говорит Юрий Будиев. - Мы делаем все, чтобы сохранить его. Тем более, что годы идут, и нас остается все меньше и меньше...
|
Моряк Севера: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |