Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Моряк Севера
8 декабря 2004 (47)
Е. КОЖИН.

Из первого набора школы юнг СГМП...

Осенью 1942 года ученики 4-й школы Архангельска узнали, что при Северном Государственном морском пароходстве создается школа юнг, в которую принимают ребят, оставшихся без родителей.

В первом наборе оказались 36 мальчишек. Большинство были из блокадного Ленинграда, а восемь ребят - из Архангельска. В их числе был и Юрий Будиев, лишившийся отца в годы репрессий.

- Уже стояла зима. Жили мы на пароходе "Карелия", зимовавшем около острова Мосеев, и по льду Северной Двины бегали на учебу в мор-ской техникум, что на улице Садовой. Ну, это уже общеизвестный факт, - вспоминает Юрий Александрович. - Я был зачислен в 5-й класс. Нас готовили для пополнения на флот СГМП. И мы старательно изучали все виды оружия и матросское дело, знали даже флажный и световой семафоры, за что после первого года учебы в виде поощрения получили от комсомольского актива пароходства по книге "Комсомол в боях за Родину".

Зимой юнги участвовали в разгрузке военных караванов на Бакарице.

-Несколько раз видел Ивана Дмитриевича Папанина. Поразило, как свободно он общался с грузчиками из трудармии и с нами, ребятами, - вспоминает Юрий Александрович. - Живой, резкий, он напрямую говорил: "Вы, братушки, не воруйте, ведь это идет бойцам на фронт. Только если что-нибудь рассыплется из ящика, то на пропитание себе можно немного взять". По указанию Папанина всем работающим в смену давали увеличенный продпаек. Хотя справедливости ради надо сказать, что юнг и так хорошо кормили.

В мае 1943-го юнг направили на практику на суда СГМП - кого сигнальщиком, кого в машинное отделение. На пароход "Селенга" попали восемь мальчишек, в том числе четверо из Архангельска: Бронников, Будиев, Григорьев и Павлов. Началась морская жизнь, подчиненная вахтам. "Селенга" входила в состав караванов, обеспечивавших северные порты необходимыми грузами.

- На судне юнги были расписаны по боевым постам - я, например, был горизонтальным наводчиком на кормовой пушке "Бофорс", - улыбается мой собеседник. - К концу плавания на "Селенге" получилось так, что весь караван - около 15 судов - не смог выйти из Диксона (вокруг шныряли вражеские подлодки), и нас в Архангельск для продолжения учебы отправили на военном корабле СКР-75. А в декабре был второй набор в школу юнг.

После второго года обучения Юрий Будиев вновь на практике ходил в караванах - сначала на транспорте "Диксон", затем на "Тбилиси". Переходы были очень тяжелыми, бывало, за день несколько раз играли тревогу. В этом случае нужно было экипироваться и немедленно прибыть на свое место по боевому расписанию.

Однако и в войну ребята оставались горазды на шалости.

- По тревоге мы надевали каски. Как-то решили попробовать их на прочность, - вспоминает ветеран. - Один паренек надел каску, а другой тихонько стукнул по ней обухом топора. Тот, что в каске, видимо, напрягся - голова-то и перестала ворочаться! Со временем, конечно, все прошло... Я к чему это рассказываю? А к тому, что мы все опробовали на себе. Или, возьмите, эрликон: патронташ с патронами весил около 50 килограммов, и надо было приноровиться, чтобы при необходимости справиться с ним...

Еще через год - практика на пароходе "Киров". А в 1946-м ребята окончили школу юнг, получили квалификацию машиниста первого класса и дополнительные льготы для поступления в мореходку.

- Я был зачислен на учебу на судостроительное отделение, позднее перевелся на судомеханическое. После окончания мореходки работал на судах Северного морского пароходства. Начинал машинистом первого класса на пассажирском пароходе "Клавдия Николаева", полученном в счет репарации. Позже осваивал буксиры и лихтеры, ходил на пароходах "Воронеж" и "Вятка". Первое время плавал только в каботаже, поскольку визы у меня не было из-за отца, - рассказывает Юрий Александрович. - Визу открыли в 1956 году - всем, кто до этого не имел, и мы пошли в загранплавание.

Возвращаясь мысленно на несколько лет назад, ветеран вспоминает, как в 1948 году четвертым механиком на пароходе "Арктика" совершил переход по трассе Северного морского пути из Архангельска до Владивостока. Шли с народнохозяйственными грузами. По пути заходили в Диксон, Тикси, снабжали углем ледоколы. В конце перехода пришли с остатками угля в конечный пункт, затем поездом вернулись домой через Москву. Весь рейс занял около пяти месяцев.

- В 56-м получил назначение на пароход "Правда" и впервые отправился за границу. Позже появились дизеля, и поскольку у меня уже была практика работы с ними, то я получил диплом и стал трудиться на новых судах пароходства: сначала вторым механиком, потом старшим, - вспоминает Юрий Александрович. - В то время получали много новых теплоходов. Попутно закончил ЛВИМУ.

Принимал теплоходы "Беломорсклес" и "Березник", земснаряд "Онежский". Последним теплоходом был "Антонина Нежданова". Принимали его в 1978 году в Югославии. После непродолжительной эксплуатации "пассажира" передали в Балтийское морское пароходство.

Вскоре Юрий Будиев сошел на берег и работал начальником морского-речного вокзала.

Сейчас Юрий Александрович ведет активную общественную работу. Он председатель областной общественной организации "Совесть", в которой состоят около четырехсот человек - жертв политических репрессий. Ежегодно 30 октября возле Соловецкого камня они собираются на митинг. Активисты строят работу организации так, чтобы память о людях, незаконно пострадавших от рук палачей, была жива: участвуют в общественных чтениях, встречаются со школьниками на Уроках Мужества.

А еще Юрий Александрович - один из организаторов и активистов клуба "Братство Северных конвоев", бессменный заместитель председателя совета школы юнг СМП. Сейчас юнги-ветераны отстаивают свой Дом - Северный морской музей.

- Это наш оплот и место встреч, - говорит Юрий Будиев. - Мы делаем все, чтобы сохранить его. Тем более, что годы идут, и нас остается все меньше и меньше...



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета